Советы молодым композиторам 7

Рихард Вагнер

«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль».
Р. Вагнер.

По широте воплощения художественных идей оперное творчество Рихарда Вагнера сопоставимо с «Илиадой» Гомера, «Энеидой» Виргилия, «Божественной комедией» Данте, пьесами Шекспира и трагедией «Фауст» Гёте.

«Мелодия – единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны».
Р. Вагнер.

Традиционные мелодии звучат в «Лоэнгрине» и более сложные – в  «Тристане и Изольде». В вагнеровских операх мелодии не исчезают даже тогда, когда они беспредельно расширяются или сужаются до лейтмотивов. Музыка Вагнера в основе своей мелодична. Более того: у Вагнера поют инструменты, поёт оркестр, музыкальная фактура развёртывается, как широкая эпическая песнь.

«Я убеждён, что есть универсальные потоки Божественной мысли, вибрирующей эфир всюду, и что любой, кто может чувствовать эти колебания, вдохновлён».
Р. Вагнер.

Вагнеру не чужда мистика! Он говорит о «Божественной мысли», которая воздействует на эфир и которую способен воспринимать человек. Это идеализм и одновременно материализм. Собственно говоря, любовный напиток Изольды тоже имеет необычное свойство: он влияет на духовный мир человека, при всём том остаётся простой жидкостью. В нём есть нечто духовное и физическое одновременно. Надо иметь в виду следующее обстоятельство: Вагнер увлекается философией материалиста Людвига Фейербаха, проповедующего любовь. Композитор даже посвящает ему свой философский труд. Таким образом, «Тристан и Изольда» - это синтез философии и музыки.

«Существо музыки я не могу видеть не в чём ином, кроме любви».
Р. Вагнер.

Музыкальная драма «Тристан и Изольда» - символ рыцарской любви – самоотверженной, бесконечно возвышенной и беспредельно глубокой! Она простирается от первого взгляда любящих героев до их смерти.

«Только сильные люди знают любовь, только любовь позволяет ощутить красоту, только красота создаёт искусство… Красота в действии – это искусство».

Р. Вагнер.
Вагнер выстраивает ряд понятий: сильный человек-любовь-красота-искусство. Художественным олицетворением его концепции является опера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Молодой франконский рыцарь, влюблённый в красавицу Еву, собирается выступить на состязании певцов. Не обращая внимания на законы рыцарской чести, он вступает в состязание с городскими ремесленниками. Среди них люди самых разных профессий: башмачник, золотых дел мастер, скорняк, жестянщик, городской писарь, пекарь, оловянных дел мастер, торговец пряностями, портной, мыловар, чулочник, медник. Молодой рыцарь Вальтер вдохновенно поёт о своей любви к Еве и объявляется победителем турнира.

«Самая лучшая музыка будет иметь незавидную судьбу, если доверится посредственной поэзии».
Р. Вагнер

Кому, как не автору либретто и музыки монументальной тетралогии «Кольцо нибелунга», не знать, как важен для создания оперы добротный поэтический текст. Благо, что Вагнер, сочиняя либретто, опирается на древний эпос, а, с другой стороны, наделён выдающимся литературным талантом.

«Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени».
Р. Вагнер.

Музыкальные драмы Вагнера наполнены глубоким философским содержанием, находящимся между философией любви Людвига Фейербаха и философией ненависти Фридриха Ницше. Тем самым, в музыкальном театре Вагнера образуется триада: 1. средневековые рыцарские легенды, 2. философские концепции настоящего, 3. искусство будущего. Вне этого мифо-философско-художественного контекста трудно понять смысл опер Вагнера, начиная от «Летучего голландца» и кончая «Парсифалем».


Джузеппе Верди

«Голос и мелодия для меня всегда останутся главными».
Дж. Верди.
Восхитительные мелодии звучат в вердиевской «Травиате», - опере, ставшей жемчужиной музыкального театра!

«В искусстве, как и в любви, прежде всего, нужно быть откровенным».
Дж. Верди.

Искренний, доверительный тон музыки Верди говорит о том, что композитор обладает открытым сердцем. Герои его опер – благородные и преданно любящие люди. Такова Виолетта в «Травиате», таковы Аида и Радамес в «Аиде». Для Верди тема любви и опера – неразрывны.

«Такой человек, как Верди, должен писать, как Верди».
Дж. Верди.

Творчество Верди вполне соответствует его высоким гражданским идеалам. В опере «Набуко» рабы, закованные в цепи, поют песню о свободе. Она становится символом борьбы за независимость родины. В наши дни мелодия Верди считается неофициальным гимном Италии!

«Музыка не должна ограждать нас от жизни. Ведь всё, чем мы живём: наши страдания, наши радости – всё это должно полным голосом звучать в музыке. Мы в ней, как и в жизни, должны быть искренни».
Дж. Верди.

В 1851 году Верди пишет «Риголетто», в 1853 – «Травиату». Композитор сочувствует героям своих опер – людям, отверженным обществом. Именно сострадание автора к обманутому шуту и оскорблённой куртизанки делает искренними его эмоции. Далеко не случайно «Риголетто» и «Травиата» считаются одними из лучших опер Верди.

«Для сочинения музыки необходимо, прежде всего, иметь её в душе».
Дж. Верди.

Верди – автор 26 опер. Выбирая для них сюжеты, он в первую очередь обращает внимание на тексты классиков. На их сюжеты Верди пишет 13 опер: 4 – по пьесам Шиллера, 3 – Шекспира, 2 - Байрона, 2 – Гюго, 1 – Вольтера, 1 – Дюма-сына. Композитора должно увлекать драматическое действие и впечатляющий конец.

«Мелодия, гармония, декламация, страстное пение, оркестровые эффекты и краски – не что иное, как средство».
Дж. Верди.

Музыковеды говорят, что Верди не уделяет должное внимание оркестру. Так ли это? Итальянский мастер экономно пользуется оркестровыми средствами. Оркестр не должен быть бравурным или изысканным, красочным или бледным. Оркестру надо быть убедительным. Это высшее мастерство!

«Я бы с удовольствием переложил на музыку даже газету или письмо, но в театре публика может выдержать всё, кроме скуки».
Дж. Верди.

Верди без страха берётся писать «Трубадура» - оперу с очень запутанным сюжетом. Положение спасают яркие мелодии!

«Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, их следует вписывать в партитуру».
Дж. Верди.

К такому роду музыки надо отнести песенку Герцога «В сердце красавиц» из «Риголетто», сочинённую автором накануне премьеры оперы. Композитор рассчитывает на успех и аплодисменты. Миланцы покидают театр, напевая полюбившуюся им мелодию!


Рецензии