Возвращение без вести пропавших

Манихино, Казикино, Ножкино, Кожино и множество других небольших деревенек густо рассыпаны по берегам древней реки Мсты… Это мир моего детства. Я хорошо помню сгорбленные фигурки молчаливых старушек в черных платочках, издали наблюдавших за нашими веселыми детскими играми. Это были солдатские вдовы и матери, потерявшие своих сыновей в той страшной и далекой от нас Великой Отечественной войне. Многие из них получили последние известия о своих близких с одной и той же формулировкой: «Пропал без вести». Война и время безжалостно стерли имена их родных из людской памяти. Шли годы и совсем опустели наши удомельские деревеньки. Давно нет на этом свете тех скорбных старушек, но я хорошо помню их лица с запавшими от горя глазами. Они так и не узнали, в каких боях и краях сложили головы их сыновья.



28 декабря 2004 г. был снят гриф «Совершенно секретно» с «Материала о гибели подлодок "М-49" и "М-63"» (начало 11.09.1941 – окончено 13.09.1941). Эта трагедия была неизвестна в СССР, и только спустя три четверти столетия подробности гибели экипажей «малюток» стали известны не только историкам ВМФ, но и общественности. В скорбных списках есть фамилии и наших тверских земляков.
 

На «М-63» (погиб 21 подводник):

Копин Арсений Павлович, 1906 г.р., капитан-лейтенант, командир 7-го дивизиона ПЛ. Русский, член ВКП(б). Уроженец Удомельского района Тверской области. В кадрах РККФ с 1930 года.

Вилов Сергей Яковлевич, 1917 г.р. старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков. Русский, член ВЛКСМ. Уроженец деревни Манихино Удомельского района Тверской области. Призван в РККФ Вышневолоцким РВК Калининской области.

Козырев Александр Георгиевич, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы торпедистов. Русский, член ВКП(б). Уроженец деревни Афанасово Молоковского района Тверской области. Сверхсрочнослужащий. Призван в РККФ Василе-Островским РВК города Ленинграда.


На «М-49» (погибло 22 подводника):

Карев Иван Фёдорович, 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков. Русский, член ВКП(б). Уроженец села Дмитрова Гора Конаковского района Тверской области. Призван в РККФ Пролетарским РВК города Москвы в 1938 году.


9-10 августа две «малютки» 7-го дивизиона 2-й бригады подлодок ТОФ (Тихоокеанского флота) вышли из базы (бухта М. Улисс) с разницей в сутки на позиции в боевое патрулирование подходов к Главной базе ТОФ в заливе Посьета Японского моря на случай возможного нападения императорского ВМФ Японии. О событиях тех дней мы читаем в донесении командующего ТОФ вице-адмирала Юмашева и члена военного совета Захарова народному комиссару ВМФ СССР адмиралу Кузнецову:
«ПЛ "М-49" вышла из базы 9.08.41 г. на позицию №2 [южнее Уссурийского залива]. В 23.00 9.08.41 командир ПЛ "М-49" [ст. лейтенант И.В. Сивориновский] донес о подходе к позиции. Затем командир… доносил о движении кораблей через позицию 10 и 11.08.41 г. Последняя радиограмма 08.30 15.08.41 г. была принята по ТУС"у без позывных. Содержание ее – "Неизвестный ТР курсом зюйд вест". В это время через позицию ПЛ "М-49" проходил пароход "Красный Октябрь"… Командир ПЛ "М-49" имел приказание командира бригады в 05.00 16.08.41 г. покинуть позицию и возвратиться на базу, при неточном знании своего места ждать улучшения видимости на позиции ожидания. Об оставлении позиции командир ПЛ "М-49" не донес. На запросы радио не ответил. Видимость 1.08.41 г. была плохая – туман…

…ПЛ "М-63" вышла из базы 10.08.41 г. на позицию №1 [западнее Уссурийского залива]. В 23.00 10.08.41 г. командир ПЛ "М-63" [ст. лейтенант Б.С. Капицын] донес о подходе к позиции. Больше донесений от ПЛ "М-63" не было… Производивший вызовы по радио ПЛ ПЛ "М-49" и "М-63" включительно по 25.08.41 г. результатов не дали».

Поиски пропавших «малюток» начались с 17 августа и продолжались до 20 августа 1941 года. Были задействованы не только подводные лодки, торпедные катера, тральщики, эсминец «Рекордный», но и 26 самолетов МБР-2 и пять бомбардировщиков – ДБ-3. В результате всех поисков каких-либо признаков подводных лодок или причин гибели их выявлено не было и дальнейшие действия ввиду нецелесообразности были прекращены.

Командир 2-й бригады подводных лодок ТОФ капитан 2-го ранга Чабоненко и комиссар Крапивный докладывают в рапорте военному совету ТОФ:

«Наиболее вероятной причиной невозвращения ПЛ "М-49" и "М-63" в базу считаю, что они утоплены в разное время Японскими легкими силами или подлодками.

Крупные аварии, катастрофические ошибки в управлении, грубые просчеты в кораблевождении обеих подлодок считаю невероятным».

Вице-адмирал Юмашев в докладе наркому ВМФ Кузнецову делает аналогичный вывод:

«Анализируя и оценивая обстановку (состояние подлодок, район действий, условия погоды, возможные действия противника) военный совет… предполагает, что наиболее вероятной причиной гибели подлодок могли быть: действия Японских легких сил и подлодок, использовавших оплошность верхней вахты подлодок в ночное время.

Докладывая о вышеизложенном прошу исключить подлодки "М-49" и "М-63" из списков ВМФ, как невозвратившихся с моря будучи посланные на выполнение задания по охране Главной базы флота».

С тех давних пор об этой морской трагедии не упоминалось. Умалчивали по понятным причинам: в 1941 г. ВМФ Японии боевые действия против СССР не вели и поэтому версия потопления «малюток» боевыми кораблями маловероятна. Гибель подводных лодок на своих же минах командованию было легче скрыть под грифом «Совершенно секретно». Море до сих пор хранит эту тайну.

В 1990 гг. члены клуба подводного поиска «Восток» из Владивостока безуспешно пытались обнаружить «малютки» на дне залива Посьет.  С 2004 г. на Тихоокеанском флоте ежегодно в летнюю навигацию осуществляется поиск М-49 и М-63. В поиске затонувших подводных лодок в заливе Петра Великого принимают участие гидрографические суда ТОФ, научно-исследовательские суда ДВО РАН, яхта «Искра». Поисковыми силами обследована значительная часть района возможного нахождения подводных лодок. В книге «Трагедии Тихоокеанского подплава» В. Бойко пишет о восстановлении исторической справедливости в отношении экипажей подводных лодок М-49 и М-63:

«В 2005 году данью памяти погибшим подводникам стал приказ Командующего Тихоокеанским флотом №-963, объявивший район в тридцати милях к югу от острова Аскольд местом отдания воинских почестей подводникам двух тихоокеанских "малюток", погибшим в далеком августе 1941 года. Примечательно, что первыми кораблями, на которых была проведена морская церемония памяти в этом месте, стали большой противолодочный корабль "Маршал Шапошников", большой десантный корабль БДК-98 и танкер "Печенга", следовавшие в составе отряда боевых кораблей под флагом начальника штаба ТОФ вице-адмирала К.С. Сиденко (сейчас – командующий Тихоокеанским флотом) с визитом в военно-морскую базу ВМС США Аира на остров Гуам.

Следующим шагом восстановления исторической справедливости в отношении подводных лодок М-49 и М-63 стало открытие 22 июня 2009 года на территории соединения подводных лодок в бухте Улисс у памятника подводной лодки Л-19 мемориальной плиты с фамилиями подводников, ушедших навечно в глубины морские. Памятная плита изготовлена и установлена нынешним поколением подводников, уходящих в море от тех же родных берегов. Руководил работами капитан 2 ранга Д.В. Киселев, у которого хватило времени, сил и желания вернуть память людскую о тех, кто не вернулся в родную базу. Теперь подводники соединения, проходя торжественным маршем по строевому плацу у памятника подводной лодке Л-19, отдают почести и подводникам двух тихоокеанских подводных лодок – М-49 и М-63».

В 2012 г. Главный штурман Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга М.И. Сажаев, член Совета «Дальневосточного Клуба моряков-подводников ТОФ», анализируя возможные причины гибели подводных лодок "М-49" и "М-63", сделал выводы:

«1. Наиболее вероятными причинами гибели ПЛ "М-63" следует считать: Подрыв подводных лодок на оборонительных минных заграждениях, выставленных в заливе Петра Великого в период с 12 по 23 июля 1941 года силами флота в следствии навигационных ошибок и низкой точности плавания. Подрыв подводных лодок на минах, сорванных с якорей штормом и дрейфовавших через позиции подводных лодок. Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из ¬за неучтенного дрейфа от ветра (снос на минные заграждения).

2. Наиболее вероятным местом гибели ПЛ "М-63" является район радиусом 5 миль с координатами центра 42 гр. 20,0 сев., 131 гр. 20,0 вост.».

М.И.  Сажаев сказал:

«Кое-кто до сих пор считает, что М-49 и М-63 погибли из-за элементарной неграмотности членов их экипажей, которые по ошибке завели их на свои минные поля. Установление точных мест и причин их гибели позволят нам очистить имена на вечно оставшихся назад в море 43 тихоокеанских подводников от таких обвинений».

В 1993 г. в свет вышла «Книга Памяти. Тверская область», однако там не были указаны фамилии подводников-тихоокеанцев, за исключением искаженных данных о С.Я. Вилове. Три наших земляка, члены экипажа одной лодки М-63 в документах ЦВМА числятся как пропавшие без вести в разные месяцы 1941 года. Вилов и Козырев не позднее 10 августа, а их командир дивизиона капитан-лейтенант Копин не позднее 4 октября. Впервые полная информация о погибших на ПЛ М-49 и М-63 появилась в книге «Книга Памяти подводников Военно-Морского флота, уроженцев Тверской области, погибших в годы Великой Отечественной войны» под редакцией В.Н. Бойко в 2006 году. Об удомельцах материал пришлось собирать по крупицам, хотя теперь стали доступны для исследователей многие документы архивов. Судьба, как часто бывает в морской службе, сыграла с людьми в рулетку.

Но почему на ПЛ М-63 в тот роковой день оказался командир 7-го дивизиона 2-й бригады ТОФ? В рапорте командир бригады капитана 2-го ранга Чабоненко докладывает: «Учитывая недостатки к-ра ПЛ - "М-63" старшего лейтенанта Капицына на ПЛ послан к-р 7 ДПЛ капитан-лейтенант Копин». Капицын был допущен к самостоятельному управлению 25 июня 1941 г. и, как командир подводной лодки, достаточного опыта не имел, поэтому его решили подстраховать. Неблагоприятные гидрометеорологические условия и плохая мореходность «малюток» стала той причиной, что для обеспечения выполнения задачи дозора на М-63 находился командир дивизиона. О нашем земляке Арсении Павловиче Копине осталось только несколько строк из его послужного списка:

«Родился 27 апреля 1906 г. в д. Хмелево Удомельского р-на в крестьянской семье.   Русский, член ВКП(б) с 1927 года. Капитан-лейтенант. Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1934), Специальные курсы командного состава (1935), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания (1938). Карьера: минёр ПЛ «Л-6» (1935), минёр 22-го дивизиона ПЛ (1935-1937), помощник командира ПЛ «Щ-102» (1938), командир ПЛ «М-1» (декабрь 1938 – ноябрь 1940), командир 24-го дивизиона ПЛ ТОФ (1940-1941), командир 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ТОФ (1941)».

Деревня Хмелево? Новая загадка. Дело в том, что в Удомельском районе есть деревни Хмельники и Хмелевка, но вот Хмелево найти не удалось… Такая деревня есть в соседнем Лесном р-не Тверской области. В 1929 г. границы вновь образованного Удомельского р-на во многом совпадали с современными, за небольшим исключением на северо-востоке. Однако среди призванных на фронт в 1941 г. в Удомельском р-не часто попадаются уроженцы именно деревни Хмелево, в т.ч. и родственник нашего героя Копин Андрей Ананьевич (род. 1915, дер. Хмелево. Призван в 1941. Рядовой, пропал без вести, май 1943). По архивным данным в «Списках сельских советов и колхозов по состояния на 1941 год» под №27 указан Хмелевский сельсовет. В деревне Хмелевка был колхоз «Красная Хмелевка». К сожалению, большая часть деревень этого сельсовета исчезла с карты Удомельского района и обозначены ныне как урочище Хмелевка, Белавино и т.д. Теперь в этих совершенно опустевших местах некому вспомнить капитан-лейтенанта А.П. Копина.

Второму удомельцу Сергею Яковлевичу Вилову, если так можно сказать, повезло больше. Он родился и вырос в известной в нашем крае деревне Манихино и, как бы не искажали в документах ее название (Мамихино, Монихино), ее нетрудно найти. Виловы – фамилия в мстинской округе тоже известная. Однако в «Книге Памяти. Тверская область» старшина 2-й ст. С.Я. Вилов, призванный в ВМФ в 1939 г., указан с совершенно другими данными: «Вилов Сергей Яковлевич. Д. Манихино. Призван в 1941. Красноармеец. Пропал без вести, октябрь 1941 г.».

Недавно со своим другом и одноклассником Г.В. Булиным мы навестили родные мстинские края. Я попросил остановить машину у обелиска, что стоит у моста на берегу реки Мсты. Удивительно, как изменяет время место. Тогда мальчишками вокруг еще нового памятника со словами «Никто не забыт – ничто не забыто» мы сажали березки. Теперь здесь березовая роща. Я подошел к плитам, на которых выбиты имена земляков, погибших в Великой Отечественной войне и начал искать уже знакомую мне по архивным документам фамилию – С.Я. Вилов. Однако как пропавшему без вести места ему здесь не нашлось. Мне припомнились тогда слова писателя М. Черкашина о службе на подводных лодках: «Мы все здесь невольные братья. Во всяком случае, мы ближе друг к другу, чем кто-нибудь к нам из оставшихся на земле».


Со времени трагедии М-49 и М-63 минуло уже больше трех четвертей века. За это время в России произошло множество иных, куда более страшных трагедий. Но разве моряки погибших экипажей «малюток» в этом виноваты? Почему о них так долго молчали? Слава Богу, моряки-тихоокеанцы помнят своих погибших товарищей. Теперь корабли ТОФ, проходя через район гибели подводных лодок М-49 и М-63, отдают им воинские почести. Так вспомним и мы своих земляков, навсегда оставшихся на боевом посту в своих отсеках на дне далекого от нас моря. Никто не забыт и ничто не забыто!


Рецензии
Очень важная и нужная публикация! Я родился и вырос во Владивостоке, мой отец начинал службу на С-56 у Щедрина. В 1945 тоже дежурил у берегов Кореи на подводных лодках. О гибели «малюток» рассказывал. Малый Улисс я знаю, учился там в школе № 65. Вообще в среде подводников курсируют слухи и авариях и ннешних лодок; например, столкновение лодки Ю.Степанцева с американской и «столкновении» лодки Г.Хватова с берегом Японии.

Владимир Бородин 4   19.12.2017 08:15     Заявить о нарушении
Благодарю за хорошие слова!
Тема, конечно, обширная и очень сложная. Я считаю на сегодняшний день самым авторитетным по этой теме капитана 1-го ранга В.Н. Бойко. Он выпустил несколько книг по катастрофам на ПЛ, в т.ч. в 2006 г. вышла "Книга памяти подводников ВМФ, уроженцев Тверской области, погибших в годы Великой Отечественной войны". Сейчас он живет в Севастополе и продолжает свои поиски.

Леонид Константинов   23.12.2017 23:18   Заявить о нарушении