Юлька Похвалько

               

                Продолжаю писать о «двойниках».
                У этих двух актрис разные имена:Наташа и Ирина, но одна общая фамилия.Одна – на двоих. Варлей. И они не только однофамильцы. Они -родные сёстры. Наташа –старшая, Ирина-младшая.
                Имя старшей сестры очень хорошо известно в нашей стране. Оно на виду и на слуху. Достаточно назвать только её визитную карточку-советскую кинокомедию «Кавказская пленница» режиссёра Л.Гайдая. В этом фильме Наташа Варлей сыграла спортсменку, комсомолку и просто красавицу Нину.
                Имя младшей сестры – Ирины  осталось как бы в тени всенародной славы своей старшей сестры. Но и у неё есть своя визитная карточка – роль Юльки Похвалько в фильме режиссёра Константина Жук «Юлька».
                Судя по названию самой картины, у Ирины не просто главная роль, а - заглавная роль. Другими словами, в её персонаже заложена идея игрового фильма. То же самое, например, можно сказать о «Евгении Онегине».
                Персонаж Ирины Варлей также является символом эпохи, но советского  молодого поколения, для которого главный стимул в индивидуальной и общественной жизни – творческий труд на благо людей, во имя каждого  человека на земле.
                Фильм воспевает систему трудовых резервов, которой, к сожалению, по ряду объективных и субъективных причин, в искусстве больше досталось иронии и насмешек,то есть кнута,чем пряников.Особенно постарались в этом плане создатели советского фильма "Покровские ворота". В лучшем случае на экране/большом и малом/показываются проблемы и конфликты так называемых «трудных подростков». Вспомним,например фильм,"Крылья". Но мы не должны забывать, что Ю. А. Гагарин тоже воспитанник профтехобразования, а оно – основа высшего профессионального образования в целом, в том числе и технического. Я бы даже сказал, научно-технического прогресса. Научно-технической революции.
                Мы застаём Юльку Похвалько в самый трудный для неё и её родителей переломный момент  жизни и судьбы. Вслед за своим новым знакомым она уходит из средней общеобразовательной школы в профессионально-техническое училище. Наряду со средним образованием она будет получать профессиональное образование.
                Не случайным является в фильме и тот факт, что директором училища, в котором будет учиться Юлька, становится бывший директор средней общеобразовательной школы, где она училась. И он станет её наставником в жизни. Трудовой жизни. Профессиональной жизни. И будет дальше учить её творчески относиться к знаниям и профессиональному труду.
                Противником перехода дочери в ПТУ стала мать. Она всё делала для того, чтобы Юлька осталась в школе. В этой единичной позиции отражена негативная оценка общественного мнения, которая сложилась у большинства  советских людей по отношению к ПТУ. И для этого имелись определённые исторические корни.
                Вот, что о них пишется в интернете.
                Как известно, в Индии действует система каст, к самой низшей из которых относятся шудры - неприкасаемые. Как правило, это люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. На Руси также имелись свои «неприкасаемые» - представители профессий, с которыми было принято ограничивать контакты. Даже сегодня отношение к другим людям напрямую зависит от их профессий и специальностей.
                И что самое удивительное, честный и самоотверженный труд у большинства, особенно молодёжи, перестал быть в почёте и в чести. Наоборот, вызывает насмешки и презрение.
И тому во многом способствует нынешний образ российской жизни и антисоветское искусство, которое насаждается в обществе. Из российского искусства ушёл человек труда, а его место прочно заняли преуспевающие  в бизнесе бандиты - строители капиталистического труда, сторонники капитализации общества.Нувориши-олигархи.Проститутки,точнее,Интердевочки. И вместо сурового осуждения,например, телесериал «Бригада» нашёл в новом демократическом российском обществе немало сторонников,даже поклонников и, уж совсем непонятно,…чёрную зависть к лёгкой и красивой прозападной жизни «джентльменов удачи»,мотыльков "зигзагов удачи",наследников "бриллиантовой руки". Видимо, последние в душе надеются на волшебный «зигзаг удачи» и "обыкновенное чудо" в своей скучной и серой обыденной земной жизни.
                Над чем, например, издевается и цинично насмехается Губошлёп из криминального фильма о "криминальном таланте" «Калина красная»? Вы не поверите – над походкой селянина Егора Прокудина, которая стала…трудовой?! А чего стоят слова того же самого Губошлёпа, главаря "воровской малины" в финале фильма после убийства главного героя:он никогда не был человеком, а мужиков на Руси много. Следовательно, селянин, который кормит страну, оказыватся, - не человек, а – мужик,слуга, быдло. Подлый народ. Индийский шудра на русский лад.
                Вот оно-реальное антогонистическое противоречие и противостояние города и деревни,физического труда и умственного труда не в пользу села и веси.
                А чему учит главный герой-тунеядец и алкаш из антисоветского художественного фильма «Когда деревья были большими»? Только одному- «криминальному таланту»,"не обманешь - не проживёшь".Другими словами,цинично выдать себя за отца  наивной деревенской девушки и можно не работать, а жить  при этом припеваюче в своё удовольствие. Брать от жизни всё.
                Многочисленные графы Монте- Кристо/монтекристцы/ – вот та реальная опасность и настоящая угроза для наивной российской действительности, о которой в своё время в пьесе «Последняя жертва» предупреждал русский драматург-классик А.Н.Островский. А его мысль, идею развил в замечательном классическом фильме «Этот безумный, безумный, безумный мир» американский кинорежиссёр Стэнли Крамер.
                Кто сегодня станет новой «последней жертвой» в «этом безумном, безумном, безумном мире»? Именно от этого предостерегает современного зрителя Юлька Похвалько.
               
               


Рецензии