Воронеж. Военная кафедра ВПИ. Глава 8

         На фото: провожу развод на занятия учебных сборов, на правом фланге в офицерской коробке стоят слева направо майоры Афанасьев В.И., Бирюков В.П., Воробьёв В.И. и прапорщик Пиндюрин А.Н. (в солнцезащитных очках)

                *     *     *

   В последний раз мы выехали на учебные сборы в Новую Ляду в 1990 году. Полковник В.Инюшев полностью закончил строительство ангаров длительного хранения и мы имели возможность наблюдать за тем, как из "пехотки" сюда перебазировалась военная техника. А на территории "пехотки" уже "хозяйничали" десантно-штурмовые батальоны, успешно выведенные с лёгкой руки М.Горбачёва и Э.Шеварднадзе из Германии. Было интересно и в то же время смешно наблюдать, как лихие хлопцы из дшб "рассекают" по Тамбову на своих маленьких мпк (машинах переднего края), предназначенных для эвакуации раненых.

   В этот раз мы уже довольно хорошо разместились в палаточном городке, потому что за две недели до начала учебных сборов я направил в Новую Ляду строительную команду во главе с майором А.Быковым. Они, получив от полковника Инюшева кирпич и цемент, а песка в Новой Ляде было предостаточно, отремонтировали к приезду основной массы студентов все каркасы палаточного городка.

   Александр Михайлович с большим воодушевлением воспринял предложение возглавить стройкоманду, так как у него в Новой Ляде была хорошая "подруга" и партнёр по волейболу - преподаватель физической культуры в Тамбовском пединституте. Быков и сам прекрасно играл в волейбол и они вдвоём с подругой иногда обыгрывали целую команду.

   Забегая вперёд скажу, что кто-то из "доброжелателей" кафедры сообщил в Воронеж Тамаре Быковой (жене Александра Михайловича) о его похождениях. И она прикатила в Новую Ляду с маленьким сынишкой, чтобы "разобраться" с неверным мужем, а заодно и с его пассией. К счастью - Александр Михайлович в этот момент укатил в Воронеж к семье и они с Тамарой разъехались.

   Мне стоило больших трудов, чтобы убедить Тамару, что всё это - наговор и ей необходимо вернуться в Воронеж. Ей ничего не оставалось, как поверить мне, ведь мы с ней были знакомы уже "сто лет", ещё с Бугров, когда жили в одном ДОСе (доме офицерского состава). Конечно же, я вычислил - кто мог информировать Тамару. Специально на эту тему я говорить с ним не стал, однако намекнул, что настоящие мужчины так не поступают.

   Эти сборы для меня ознаменовались неожиданной встречей. В столовой "пехотки", куда я заглянул после решения служебных вопросов в штабе части, ко мне подошла официантка и сказала:
   - Здравствуй, Володя! Ты уже полковник! А когда мы познакомились, то был майором.
   - Здравствуй, Шурочка! - я моментально узнал её.
   С Шурой (или, как тогда я называл её, Шуркой) я познакомился в 1981 году, когда она была шеф-поваром в гарнизонном пионерлагере "Звёздочка". Она отработала в пионерлагере все сезоны подряд и мы с ней прекрасно провели всё лето. На следующий год я пытался разыскать её, но безуспешно. Так она и затерялась в суматохе "застойных лет".

   И вот - неожиданный подарок судьбы!
   - Я увидела тебя из автобуса, когда ты с группой офицеров стоял на Интернациональной и сразу же узнала. Всё думала, как нам встретиться, и вот - такая неожиданность.
   Выходные дни мы с Шуркой провели в Пригородном лесу. Я привёз палатку, еду, выпивку и закуску и нам никто не мешал, кроме злых и надоедливых комаров.

   А потом Шурка снова пропала и я нигде не смог её найти. Домашний телефон не отвечал, а сотовой связи тогда не было. А потом приехал с проверкой старший офицер Управления ВУЗов МВО полковник Смирнов Владимир Иванович, с которым у меня в будущем сложились прекрасные отношения и мы стали большими друзьями. Я показал Владимиру Ивановичу нашу техническую базу - радиополигон, секретную библиотеку и порядок выдачи секретной документации. Он проверил наличие у преподавателей конспектов проведения занятий и остался очень доволен.

   В целом - учебный сбор 1990 года в Новой Ляде прошёл как никогда спокойно и успешно.

                *     *     *

   В 1991 году кафедра получила распоряжение из округа на проведение учебных сборов в городе Боброве Воронежской области на базе опрхр (отдельного полка радиационной и химической разведки). На должность начальника учебной части сборов я рекомендовал Белову назначить старшего преподавателя Кочетова В.Н. Надо сказать, что к этому времени мы получили новое штатное расписание, где должность преподавателя соответствовала воинскому званию "майор - подполковник", благодаря чему все наши майоры стали подполковниками.

   Загородный лагерь опрхр, где нам предстояло проводить учебный сбор, находился в живописном местечке под названием Батчиково недалеко от реки Битюг. В загородном лагере имелось всё необходимое для нормального проведения учебных сборов: стрельбище, полигоны для размещения военной техники, столовая, склады, помещения для проживания офицерского состава и палаточный городок для студентов. Кроме нас в этом лагере проводили учебные сборы военные кафедры ВГУ и ВТИ по профилю радиационной и химической разведки.

   Подполковник Кочетов В.Н. проявил себя на учебном сборе не только, как грамотный организатор учебного процесса, но и как хороший хозяйственник. Он установил контакты с леспромхозом и Бобровским холодильником. В результате работы на этих предприятиях наших хозяйственных бригад мы имели доски для оборудования лагеря и полигона, а также колбасу и мясо для дополнительного питания. Наши студенты были очень довольны таким питанием и даже угощали студентов ВТИ излишками со своего стола. А подполковник Воробьёв В.И. и прапорщик Пиндюрин А.Н. на полигоне сконструировали "Чудо-печь" на базе керосиновой горелки и готовили очень вкусный суп "Харчо".

   Необходимо отметить, что прапорщик Пиндюрин был родом из Боброва и здесь в своём доме проживали его родители и бабушка. Отец Александра Николаевича был заядлым рыбаком и пару раз мы с ним выезжали на его любимые пруды.

  На завершающем этапе учебных сборов у нас был запланирован марш-бросок на 15 километров. Проводили его подполковники Афанасьев В.И. и Бирюков В.П. Я пошёл на марш-бросок замыкающим колонну и подбирал по дороге заболевших и отставших от основной массы. Надо отметить, что у меня в Боброве установился хороший контакт с ЦРБ и я в течение всего сбора без каких-либо проблем устраивал в больницу заболевших студентов. В Тамбове всё было проще. Там больных я отправлял в гарнизонный госпиталь.

   Под аудиторию для выпускных экзаменов приспособили столовую. Приехал полковник Белов В.А. с председателем экзаменационной комиссии. Студенты были подготовлены достаточно хорошо, вся документация отработана заблаговременно и экзамен прошёл быстро и организованно.

   После экзамена в присутствии председателя экзаменационной комиссии - представителя в/ч 44388-Р Белов объявил мне, что подал рапорт на увольнение в запас, а в качестве кандидата на должность начальника военной кафедры ВПИ рекомендовал меня и добавил, что вопрос о моём назначении на должность уже согласован с ректором института Фроловым Вадимом Николаевичем.

                *     *     *

   Моё восхождение на высшую должность военной кафедры проходило под аккорды августовского путча ГКЧП и залпы "охотников" (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) в Беловежских Вискулях.

   В начале августа я с младшей дочерью Алёной отправился в отпуск. Сперва в Омск к родителям, а затем в Ленинград. Если в Омске Алёне уже приходилось бывать, то Ленинград предстал перед ней впервые. В Ленинграде мы разместились в Буграх у Дементьевых. Виктор и Тамара находились в Торгау (ГДР). Виктор служил в 82-й бригаде ОСН, а Тамара работала на предприятии "Цейсс-Йена". А в Буграх в трёхкомнатной квартире в данный момент проживали только мать Виктора и сын Алёшка.

   Культурная программа у нас была довольно обширной. В городе это: Эрмитаж, Русский музей, зоопарк, Петропавловская крепость и Пискарёвское мемориальное кладбище. За городом мы посетили Пушкин и Павловск.
   Особенно запомнился день 19 августа, когда мы, пройдя от Петропавловской крепости через Стрелку Васильевского острова и Дворцовый мост, подошли к Медному всаднику. Вдруг мы услышали со стороны Мариинской площади громкий голос мегафона. Стали обходить Исаакий со стороны гостиницы "Астория" и нам пришлось пробираться через заградительную спираль, не весть для чего здесь положенную.

   Из окна первого этажа Мариинского дворца вещал через громкоговоритель глава администрации Анатолий Собчак. Рядом с ним стояло ещё несколько человек, которых я тогда не знал. Это теперь я знаю, что там был и наш будущий президент Владимир Владимирович Путин.

   Собчак говорил, что в Москве очень сложная ситуация, введены войска, что кучка путчистов пытается взять власть в свои руки. Якобы в Ленинград тоже собирались ввести танки, однако ему удалось остановить их под Гатчиной. Теперь, когда ситуация в Ленинграде стабилизировалась, он решил вылететь в Москву, чтобы поддержать Бориса Николаевича Ельцина.

   Я обратил внимание на то, что на площади было довольно мало народа: в основном, отечественные и иностранные журналисты и туристы, по большей части тоже иностранные. Куда больше людей мы увидели на Невском проспекте и в Гостином Дворе.

   В октябре, наконец-то, состоялось моё назначение. И мы с Беловым поехали в Главное управление представляться начальнику 6-го Управления. Так я впервые оказался на Полежаевской в "Аквариуме". Глядя из окна комнаты отдела ВУЗов на Ходынское поле, где гоняли на своих "жигулях" какие-то гонщики, я почему-то вспомнил коронацию НиколаяII и ту давку, которая унесла с собой десятки жизней ни в чём не повинных душ.
И мне подумалось о том, что история имеет тенденцию к повторениям.

   Уже возвращаясь в Воронеж, мы с Беловым посетили пару гастрономов поблизости от Павелецкого вокзала. Надо же было что-то своим семьям привезти из Москвы. Однако, нас неприятно поразила пустота гастрономических прилавков. Не было ни колбасы, ни сыра. "Что-то нас ждёт впереди?!" - подумалось мне.
А ждали нас "лихие" 90-е годы...

   
             Далее:http://www.proza.ru/2017/08/13/1161


Рецензии
Здравствуйте , Владимир. Спасибо за интересные воспоминания.С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   26.07.2017 17:47     Заявить о нарушении
Благодарю! Будут ещё две главы о моём руководстве кафедрой в сложные 90-е годы.

Владимир Аганин   30.07.2017 14:26   Заявить о нарушении