Числа и идентичность. Глава 40

1. Прежде чем с помощью контекстограммы (т.е.матрицы идентичности)заняться  осмыслением действий Джона Брауна и его противников (сторонников рабства)в Канзасе мне надо напомнить читателям о том, что эта книга решает в первую очередь не исторические, а философские задачи. История здесь интересует нас в первую очередь как совокупность конкретных примеров общественной и культурной динамики идентичности. Но она может быть полезна в этом качестве только, если мы будем относиться к ней ответственно, не упрощая и не искажая наши документальные тексты и свидетельства.

2. Наша главная задача в этой книге выяснить, насколько использование контекстограммы и типологии парадигм идентичности позволяет по новому понять общественную реальность. Но помимо этого нам нужно обозначить возможности числового варианта матричного анализа (отсюда и само название книги Числа и идентичность). В пятой и шестой главах я дал описание метода согласно которому различные контекстные поля и парадигмы, т.е.углы, линии и треугольники внутри контекстограммы отождествляются с определенными числовыми значениями. В ряде последующих глав мы использовали нумерационные и суммарные числовые формы для матричного анализа. В этой главе нам предстоит вновь вернуться к этому числовому подходу. Ну а теперь обратимся к событиям 1855/1856 гг. в Канзасе, которые по сути дела стали прологом к Гражданской войне 1861-1865 гг. между Севером и Югом.

3. После того как Акт о Канзасе и Небраске (1854) открыл эти территории для белых поселенцев в Канзас хлынули с Севера противники рабовладения, а с Юга (прежде всего из соседнего рабовладельческого штата Миссури) его сторонники. Такой интерес к тому будет ли Канзас рабовладельческим или свободным штатом был связан с тем, что от этого зависело равновесие между рабовладельческими и свободными штатами в американском Конгрессе.

4. Хотя поселенцы с Севера, враждебно относившиеся к рабству, составляли значительное большинство белого населения, южане проявили гораздо большую энергию и решительность и сумели в полной мере использовать свое влияние на про рабовладельчески настроенную администрацию президента Франклина Пирса. Когда в Канзасе (еще не штате, а территории) прошли выборы в законодательное собрание тысячи вооруженных сторонников рабства из Миссури подали свой голос вопреки тому, что они на самом деле не являлись жителями территории и с помощью угроз и запугивания оппонентов добились того что из 39 членов Законодательного собрания 37 мест принадлежало сторонникам рабства.

5. В ответ на это антирабовладельческое большинство поселенцев приняло собственную конституцию и создало свое законодательное собрание в городе Топека (1855). Таким образом образовались два альтернативных центра местной власти: один прорабовладельческий в городке Лекомптон, а другой антирабовладельческий в городке Топека. Но федеральное правительство признавало законной только
прорабовладельческую администрацию, несмотря на то, что она пришла к власти в результате подлога, насилия и запугивания. Когда сторонники рабства в мае 1856 г. осадили аболиционистский городок Лоуренс, они сделали это, как представители власти, признанной и санкционированной федеральным правительством: командовал осаждавшими федеральный шериф.

6. Попробуем отобразить эту политическую ситуацию внутри контекстограммы. Южная рабовладельческая аристократия (верхнее правое, а от наблюдателя левое контекстное поле относительно совершенных жизненных форм В), в качестве верхушки общественной иерархии контролирующая (формативная линия BD)большинство бедных фрагментономных (см. главу 39)южных белых поселенцев (т. н. "Белый мусор") и рабов в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D незаконным путем, с помощью насилия и манипуляции (диспозитивная/распорядительная полувертикальная диагональ DF) захватила власть (центральное верхнее контекстное поле субъекта власти F). Итак перед нами параномика BDF (греческий предлог пара означает против, то есть буквально противозаконие).

7. Осадившие Лоуренс в мае 1856г. вооруженные сторонники рабства (800-1000 человек) ожидали что аболиционисты будут защищаться. Но вместо этого городок капитулировал, сдавшись на милость победителя. Типографии аболиционистских газет были уничтожены, печатное оборудование разбито, а штаб-квартира аболиционистов, хорошо укрепленный отель в центре города разрушен с помощью пожара и артиллерийского обстрела. Когда два дня спустя спешившие на защиту Лоуренса люди Джона Брауна наконец подошли к городку их ждали одни дымящиеся развалины.

8. Джон Браун был вне себя от постыдной трусости местного аболиционистского руководства. Помимо этого его всерьез беспокоила судьба аболиционистких поселенцев, в том числе его собственных сыновей. Со стороны сторонников рабства постоянно раздавались угрозы массовой расправы с аболиционистами и эти угрозы не были пустыми словами. В декабре 1855г. двое аболиционистов было убито во время предшествующего конфликта между Лоуренсом и Лекомптоном, были и другие жертвы.

9. Но последней каплей, переполнившей чашу терпения Брауна было известие о зверском избиении защитника свободного Канзаса сенатора Самнера конгрессменом Бруксом прямо в здании Сената США. Это избиение вызвало восторг южной прессы, почитатели прислали Бруксу больше десятка тростей взамен той, которую
сломал о Самнера с надписью "Вдарь ему еще". Браун теперь убеждал своих сторонников что их скоро всех перебьют, если не будет быстрого эквивалентного ответа на действия рабовладельцев. Мнения разделились, далеко не все из его людей одобряли идею немедленного кровавого возмездия. Посчитав Браун пришел к выводу, что сторонники рабства уже убили не менее пяти человек. Теперь пятеро из них должны были заплатить за это собственной жизнью.

10. В ночь с 24 на 25 мая 1856 г. Браун и несколько человек из его отряда ворвались в дома трех прорабовладельческих поселенцев в поселке Потоватоми и захватили пятерых пленников. В одном случае это был бывший охотник за беглыми рабами Уильям Дойл и двоего его старших сыновей (жена Дойла выпросила у Брауна пощаду для своего третьего сына 14-летнего подростка), в другом случае брат известного рабовладельческого активиста. Помимо пятерых пленников, которых убили люди Брауна, они допросили двух других мужчин в одном из этих домов, но отпустили их, убедившись что те не принимали участия в осаде Лоуренса.

11. Реакцией на жестокое убийство пятерых сторонников рвбовладения (их зарубили саблями и застрелили)был немедленный взрыв насилия с обеих сторон. Внутри самого лагеря аболиционистов многие с негодованием осудили этот поступок Брауна, включая и некоторых из его сыновей (их у него было 20, от двух браков). Связь Брауна с этим убийством (непосредственными исполнителями которого по более позднему свидетельству одного из членов этой группы Джемса Таунсли были двое из его сыновей и двое других спутников Брауна, хотя решения принимал он сам и он произвел контрольный выстрел в голову Уильяма Дойла)не афишировалась самим Брауном и поддерживавшими и финансировавшими его аболиционистами на Востоке, хотя для сторонников рабовладения она была очевидной с самого начала. В частных разговорах впоследствии Браун порой твердо защищал свой поступок, как необходимый и оправданный в данной ситуации, порой признавал его грехом.

12. Внутри его библейски обоснованного мировоззрения (Браун был, как мы теперь сказали бы, фундаменталистом, точнее глубоко верующим кальвинистом, прямым наследником пуритан Кромвеля, с которым его сравнивали не случайно) принцип справедливого возмездия в соответствии с правилом "мера за меру и зуб за зуб" и необходимости использовать насилие, как последний довод, там где не помогают никакие уговоры и увещевания, играл большую роль.

13.  Мелкие стычки между двумя сторонами в Канзасе теперь переросли в боевые действия. Отряд помощника рабовладельческого шерифа Пэйта в поисках отряда Брауна разграбил ряд аболиционистских поселений и захватил в плен двух сыновей Брауна. 
Однако когда в начале июня 1856 г. Пэйту пришлось столкнуться с самим Брауном его ждал неприятный сюрприз. Несмотря на то, что у Пэйта было почти вдвое больше бойцов, люди Брауна сумели занять более выгодную позицию и в ходе перестрелки отряд Пэйта потерял несколько человек убитыми и ранеными и большую часть лошадей.

14. Когда после выкрика одного из сыновей Брауна у Пэйта возникло (ошибочное) впечатление, что отряд Брауна получил подкрепление, он поднял белый флаг и завязал переговоры. Его неумолимый противник потребовал немедленной сдачи. В то время как Пэйт еще колебался, Браун приставил к его виску револьвер. Пришлось Пэйту сдаться, два захваченных им сына Брауна были освобождены. Это была первая серьезная неудача сторонников рабства в Канзасе.

15. Широкую известность Брауну принес более крупный бой в конце августа того же года, когда 250-400 сторонников рабовладельцев напали на поселок Осаватоми, где расположился его отряд. В самом начале этой схватки погиб один из сыновей Брауна. Но несмотря на подавляющее превосходство вражеской стороны Браун и его люди (около 40 человек) решили принять бой. После ожесточенной перестрелки у бойцов Брауна кончились патроны и они по приказу своего командира рассеялись в разных направлениях.

16. Браун рассматривал эти бои в Канзасе как начало войны против своего главного врага-рабства. Осенью 1856 г. он покинул Канзас и отправился на Восток в поисках финансовой поддержки и оружия. В этот период у него начал складываться план знаменитой атаки на правительственный в виргинском городке Харперс Ферри (1859), которая стала прологом к гражданской войне между Севером и Югом.

17. Во время своей поездки на Восток Браун побывал и в Новой Англии, где встретился с известными философами трансценденталистами Эмерсоном и Торо, которые были убежденными противниками рабства. Они восхищались Брауном и считали его героем. Торо противопоставлял преданность Брауна делу своей жизни-борьбе против рабства господствовавшей на Севере рыночной цивилизации, измерявшей человеческий успех мерками материальной выгоды.

18. Браун, унаследовавший от отца дубильный промысел, изначально тоже был бизнесменом, хотя и неудачным. В 1840е годы он помимо поддержки разных аболиционистских проектов помощи бежавшим с Юга рабам, занимался торговлей шерстью. Но когда он обнаружил, что крупные фирмы Новой Англии бессовестно обдирали разводивших овец фермеров он начал создавать фермерскую ассоциацию. Этого ему новоанглийские воротилы не простили, они фактически объявили ему бойкот и довели до разорения. Не раз вступался Браун и за права индейцев, в Канзасе он работал землемером для ряда индейских племен.

19. Таким образом верность принципам справедливости для Брауна играла очень большую роль и он в полной мере учитывал это, когда отбирал людей в отряд, который сражался в Канзасе. Вот как описывал эту точку зрения Брауна лично встречавшийся с ним Торо на основании слов Брауна в интервью нью-йоркскому журналисту и рассказов о его отряде.

"В его отряде-как некто недавно написал и как я сам от него слышал-он не позволял неприличной ругани, ни один безнравственный человек не мог там удержаться, разве только в качестве военнопленного."Я скорее готов терпеть в моем лагере оспу,холеру и желтую лихорадку вместе взятые, чем людей без принципов... Это ошибка, сэр, говорить, что хулиганы это лучшие бойцы или что они подходящие люди для борьбы с этими южанами. Дайте мне людей с хорошими принципами, людей, которые боятся Бога и себя уважают и с дюжиной таких людей я готов сражаться против сотни таких людей, как эти бандиты..."

...когда он был здесь несколько лет назад он показал нескольким людям маленькую книжку с именами людей в своем канзасском отряде и правила, которым они согласились следовать и он сказал, что несколько из них уже скрепили этот договор своей кровью. Когда кто то заметил, что если прибавить капеллана получился бы прекрасный Кромвелевский отряд он заметил, что был бы рад прибавить капеллана, если бы мог найти такого человека, кто мог бы достойно занимать это место. Легко найти такого для армии США. Все-таки, насколько я знаю, у него в лагере были утренние и вечерние молитвы." (Thoreau, A Plea for Captain John Brown, 1859).

20. Попробуем теперь отобразить позицию Брауна внутри контекстограммы. Идея освобождения рабов в нижнем левом (а от наблюдателя правом)углу матричного квадрата, т.е. контекстном поле мира/рынка D ) соответствует восходящему формативному вектору DB, соединяющему D с правым верхним контекстным полем совершенных жизненных форм В. Это движение от D к В опосредовано принципами справедливости в левом верхнем контекстном поле общих принципов А. Таким образом перед нами энергономика DAB (которую я подробно рассматривал во второй части книги Свиток и Сапог в связи с проектом Иисуса).

21. Распорядительная линия DF (где F центральное верхнее контекстное поле субъекта власти)линия власти и насилия, а также восстания против насилия, делит энергономику DAB на две части: правую параномику DFB и левую экзономику DFA. Правую параномную половину мы использовали для отображения действий рабовладельцев в Канзасе (см. выше). Левую экзономную половину, тесно связанную с идеей мщения/возмездия мучителям и гонителям я подробно обсуждал в первом томе книги Время смыслов, где на основании анализа ряда текстов (и прежде всего русского текста Интернационала) мы выяснили, что она являлась одной из основных смысловых парадигм большевистской революции.

22. Однако для Брауна (несмотря на убийства в Потоватоми ) идея возмездия, помимо экзономики представленная также входящей в энергономную контекстную группу мерономикой DIA, подробно осмысленной в написанной осенью 1905 г. и разобранной мной в одной из прошлых глав статье Горького По поводу, не являлась основной и с течением времени он все более отходил от нее (как показывает его поведение по отношению к заложникам во время рейда на Харперс Ферри, о чем пойдет речь позднее). Насколько можно судить Браун по мере сил стремился к чистой энергономике DAB.

23. Однако сама энергономика, как показывает числовой анализ (см. ниже) это очень сложная и неоднозначная парадигма идентичности. Она включает с одной стороны насилие, смерть и разделение, а с другой исцеление и соединение. В числовом плане присутствие разделительного аспекта внутри энергономики обозначается наличием числа 137, т. е. коэффициента смыслового разделения в суммарной числовой форме этой парадигмы (сумме числовых значений сторон энергономного треугольника DAB в определенном векторном прочтении): D 5 B 3+ B 3 A 2+ D 5 A 2= 137.

24. Число 137 (тридцать третье по счету простое число) играет большую роль в квантовой механике. Числовое значение одной из основных констант квантовой механики-константы тонкой структуры, связывающей квантовую механику с теорией относительности и теорией электромагнитного поля примерно 1/137. Вот, что писал об этом числе 137 известный американский физик, Нобелевский лауреат и один из создателей квантовой электродинамики Ричард Фейнман: " Оно было загадкой с тех пор как оно было открыто более 50 лет назад и все хорошие физики теоретики вешают его на стену и беспокоятся о нем...Это одна из величайших тайн физики (one of the greatest damn mysteries of physics)..."

25. Константа тонкой структуры определяет вероятность того что электрон на внешней орбите атома излучит фотон или поглотит его (то есть та же идея соединения/разделения). У элемента номер 137 таблицы Менделеева в ядре будет 137 протонов (т.е. оно будет очень тяжелым) и вероятность захвата фотона электроном будет равняться 100 процентам. Согласно модели атома Бора электрон,на самой внутренней орбите атома в этом случае будет двигаться чуть ниже скорости света. Более тяжелые элементы по этой схеме (с порядковыми номерами выше 137) предполагают, что электроны будут двигаться со сверхсветовой скоростью, что невозможно. Поэтому Фейнман предположил, что гипотетический элемент 137 будет последним элементом таблицы Менделеева.

26. Современный ученый химик Филип Болл в своем комментарии обьясняет, что  модель Бора не учитывает размеров атомного ядра, а это значит что элементы с порядковыми номерами выше 137 возможны, но они не будут нейтральными, а электроны в них будут осциллировать. Действительной проблемой для таблицы Менделеева, считает Болл, может быть 173й элемент, когда энергия внутриатомного состояния попадает в негативный континуум,предсказанный уравнением Дирака:" But when Z reaches around 173, things get more complicated. The bound-state energy then "dives" into what is called the negative continuum: a vacuum sea of negative-energy electrons predicted by the Dirac equation" (Philip Ball, Column: The crucible. The Royal Society of Chemistry 28 October 2010).

27. Вот именно эта упомянутая Боллом диапазонного характера связь между 137 (коэффициентом смыслового разделения) и 173 (коэффициентом смыслового соединения) крайне интересна в нашем контексте и ниже я объясняю моим читателям, в чем собственно состоит этот интерес.

28. Дело в том, что помимо коэффициента смыслового разделения 137 другая числовая форма двух из трех линий энергономной парадигмы DAB в их соотношении дает нам коэффициент смыслового соединения 173. Это так называемая нумерационная форма в центрально радиальном векторном прочтении (то есть с включением центрального матричного поля смысловых взаимодействий I, которое, как мы помним, имеет порядковый номер 1, а также с включением центрального левого контекстного поля Е 6). Как я упоминал в нескольких предшествующих главах 173 или (если оставить в стороне десятичные дробные знаки) корень из трех это соотношение высоты "рыбы" к ее ширине. Рыба в данном случае это общий сегмент двух окружностей, наложенных друг на друга таким образом, что центр одной из них находится на окружности другой. Архимед в одном из своих сочинений дает это число (1,73), как дробь 265/153.

29. По видимому именно эта рыба, как геометрическая модель идеального взаимоотношения, имеется в виду в заключительной главе Евангелия от Иоанна, где воскресший Иисус спрашивает у Петра любит ли он его, и где упоминается, что в этот день ученики поймали в Галилейском море 153 рыбы. Таким образом авторам Нового Завета был известен коэффициент смыслового соединения. Но они вероятно также знали и о коэффициенте смыслового разделения 137, поскольку в Апокалипсисе с его центральной темой Божественного суда, смерти и разделения семерка (7 это порядковый номер центрального верхнего контекстного поля субъекта власти F, разделяющего парадигму DAB на две части по линии DF) упоминается 137 раз.

30. Интересно, что выдающийся физик, нобелевский лауреат и один из создателей квантовой механики Вольфганг Паули в последние годы своей жизни вместе со своим другом знаменитым психоаналитиком Карлом Юнгом был поглощен поисками смысла числа 137 в мистике и эзотерике и по странному совпадению умер от рака в 1958 г. в палате номер 137 в Цюрихской больнице.

31. Однако вернемся к коэффициенту смыслового соединения 173/1,73: в энергономной парадигме ADB он задан соотношением линии A(2) E(6) D(5)и гипотенузы энергономного треугольника диагонали I (1) D (5) B (3).

32. Легко заметить, что разность между 173 и 137 это 36 (двойное значение 18 членного алгоритма идентичности который мы обнаружили в 18 псалме см. мою книгу Свиток и сапог, а на иврите двойное значение слова "жизнь"). Однако 36 это также расстояние между верхней сигнификативной АВ и нижней репрезентационной CD горизонталями контекстограммы (матрицы идентичности) если считать за это расстояние сумму двух отрезков центральной инструментальной оси матрицы I(1) F(7)и I(1) H(9). Именно внутри этого диапазона согласно моей гипотезе развертывается динамика знакообразования и знакоразрушения семиосиса, которую исследовал в своих замечательных работах незабвенный Юрий Михайлович Лотман, памяти которого я посвящаю эту книгу.

33. Но эта центральная инструментальная ось HF также является основой, так сказать спинным хребтом другой парадигмы, регуланомики FAH, которая в определенном векторном прочтении F 7 A 2 H 9 F 7 дает нам с точностью до четырех цифр действительное значение вышеупомянутой константы тонкой структуры альфа(приблизительно 1/137, а точно 0,007297).

34. Интересно, что значение константы тонкой структуры можно вычислить с помощью так называемой бабочки Хофштадтера, фрактальной самоподобной (а самоподобие один из характерных признаков идентичности)структуры, предсказанной в 1976 г. Дугласом Хофштадтером и описывающей поведение электронов в электромагнитном поле. Изображение этой структуры (физическое существование которой было в 2013 г. подтверждено тремя независимыми друг от друга экспериментами с атомами графена)в виде квадрата с диагональными, вертикальными и горизонтальными осями поразительно напоминает структуру контекстограммы/ матрицы идентичности. Оно также очень красиво.

35. Равновесие разделения и соединения внутри энергономной парадигмы DAB дает стабильность и может быть не случаен тот факт, что количество известных стабильных атомных изотопов (нуклидов)253 совпадает с числовым значением простой нумерационной числовой формы этой парадигмы A 2 D 5 B 3.

36. Если мои приведенные выше соображения верны, мы тем самым можем сделать первый шаг на пути к конкретному изучению предсказанной гениальным Шеллингом единой природной и культурной знаковой системы. Но до этого конечно в любом случае еще очень далеко.


Рецензии