О писать
По воле судьбы мне после 7-ого класса пришлось поменять школу. А 21-ая славилась в городе сильными учителями и умными учениками. Вообще она на самом деле тянула на гимназию, к тому же учениками занимались многие призовые места на городских олимпиадах. И я, конечно, школу немного боялась: ну во-первых, новый класс - страшновато немного. Я хоть человек и общительный, но все равно, мало ли что. Переживаешь же. Мы с бабушкой пришли на "собеседование", ибо просто так всех с "улицы" не брали. В 8-ом классе как раз классы разделяли по профилям: физико-математический, гуманитарный и химико-биологический (хотя говорили, что В-шки всегда самые типа слабые из гимназистов). Остальные буквы - это как наберутся, но это больше были те, что уходил после 9-ого в каблухи (училища) или техникумы.
Я хотела в класс физико-математический. Со мной разговаривала завуч по учебной работе и строго сказала: ты хоть по своим оценкам и отличница, но у нас школа сильная, и наш математический класс далеко ушел - они уже в 7-ом классе прошли курс стереометрии (раздел в геометрии). Учитель по математике сейчас в отпуске, так что я могу тебе предложить гуманитарный класс. Учительница здесь.
За мной пришла строгая на вид учительница лет 40-ка с небольшим, одетая во что-то консервативное и неброское, старомодные для того времени очки... И увела в класс. У нее были какие-то карточки, и она заставила меня писать тест. Раздала карточки, и нужно типа выбирать правильный ответ. Я как глянула на вопросы: там была такая "мелочь" как, например, написание "не смотря на" и "несмотря на" в зависимости от контекста. Слова, которые являются вводными, перемешанные с теми, которые никогда не выделяются запятыми. Исключения всякого рода русской грамматики (парашют через шю, цыган через цы, то же и тоже, "держать" 2-ого спряжения, хоть и на -ать заканчивается и должно быть 1-ого, вследствиЕ и в последствии и прочее). Я почему это так живо помню? - во-первых, я была в диком шоке: ничего себе тут программа 7-ого класса сколько нюансов знать предполагает! Во-вторых, это любимые темочки Ольги Владимировны, которые мы потом долбили в любое время учебного года. Типа для "повторения".
В то время я думала: неужели она нас за дебилов держит? Ну зачем сто раз одно и то же?! Но это потом принесло хорошие плоды в 11 классе. Видимо, это действительно так засело у нас у многих в классе, что мы выпускались действительно с хорошим уровнем русской грамматики, пунктуации и стилистики.
Возвращаясь к моему собеседованию с Ольгой Владимировной: мне казалось, что она вообще меня к себе в класс не пустит, но она лишь подметила с невозмутимым видом, что русский нужно подтянуть за лето. В итоге мне все равно пришлось подтягивать и русский, и стереометрию, потому что математика у всех до этого была одна и та же, как оказалось. Я часто думаю об этом "судьбоносном" решении завуча, благодаря которому моя жизнь сложилась именно так, как она сложилась на сегодняшний момент.
Ольга Владимировна - это был незабываемый учитель, влюбленный в русский язык, в русскую литературу, влюбленный в Пушкина и Белинского. Влюбленный в поэзию. Влюбленный в Льва Толстого, Солженицына и Астафьева. Виктор Астафьев тогда еще был жив, и она когда-то с учениками писала ему письмо, и он передал по радио ученикам 21-ой школы привет. Особенно Ольга Владимировна любила его военные рассказы. Когда мы писали диктанты или изложения - а литература у нас была 11 часов в неделю к 11 классу! - она читала отрывки с такой душой, с таким спокойствием и глубиной, что молчали все. Пусть пацаны и посмеивались над ней и называли "Лёлечкой", но когда отвечали на какие-то ее вопросы, то всегда относились очень к ней уважительно. Все чувствовали ее любовь к своему "предмету". Она даже на день рождения Пушкина цветочки живые в вазочке около доски рядом с его портретом ставила. Да, мы заходили на урок литературы в класс, офигевали, бросали друг на друга искореженные лица и тихонько хихикали. А ведь для нее это было ее душевным занятием. И все это чувствовали. Поэтому и уважали.
Благодаря ей, я, наверно, научилась анализировать вещи и видеть их с разных сторон. Научилась больше чувствовать и писать о своих или чужих чувствах. Потому что требуемые сочинения на 4-6 страниц из пальца не высосешь - либо пишешь от души свое, либо читаешь всех критиков, воруешь их идеи и лепишь что-то общее, которое могло бы удовлетворить нашего гуру. Первое шло всегда проще...
Помнится, в 9-ом классе Ольга Владимировна начала мне доверять. Думаю, мои сочинения ей нравились. Потому что она начала зачитывать мои отрывки. Типа интересное мнение или идея для размышления. Ну а карточки я ее по русскому, естественно за это время запомнила, так что было у меня с русским и литературой все хорошо. Как-то она сообщила мне, что я поеду типа от 9-х классов на городскую олимпиаду по русскому. Думаю, че я там забыла,бесполезная трата времени?! Это же теперь будут снимать с уроков - сиди, готовься с Ольгой Владимировной несколько часов подряд. Ну спасибо! Понятно, да...школе же нужно кого-то послать... Но почему меня?
Я старательно готовилась и прочитала все, что мне Ольга Владимировна дала. Олимпиада была в какой-то школе в городе. А я тут из нашего района ОЗТПовского приехала. Почти колхоз. Шучу :) Помню, ну такие дурацкие вопросы там были типа объясните значения слова "деноминация" или "девальвация". Але, ребята, я в 9-ом классе и мне еще 14 лет, мне не до девальвации. У меня и денег-то своих нет!? Ну написала че смогла. Вот чушь, думаю. Спустя несколько дней мне "Лёлечка" гордо сообщает, что у меня, оказывается, первое место.
Я думаю, это первый раз, когда я реально немного поверила в себя. Благодаря ей. Благодаря "обстоятельствам". Благодаря себе. Поняла, что я себя жутко недооцениванию...
В том году узнала от одноклассницы, что Ольга Владимировна умерла... Видимо, вышла на пенсию, и смысл жизни потерялся. Мы все знали, что живет она со своей старенькой мамой... И я внутренне пообещала себе, что когда-нибудь напишу о ней пост, чтобы побольше людей узнало, что жил такой удивительный и безумно влюбленный в свое Дело Человек. Вот... :)
Нашла даже фотку на страничке - теперь уже - 3-ей гимназии, ах да, в тот год моего собеседования ей было 40 лет...
Свидетельство о публикации №217072401602