О разнице между Киевом и Ураем

Вспоминая с иронией

Между этими двумя городами есть существенная разница для детского тренера по шахматам.
Мне довелось в Киеве не просто десять лет преподавать шахматы детям, в том числе и на улице.
Мне довелось – одному из очень немногих – организовать «собственный» детский шахматный клуб именно для дошколят!
Как он выглядел, можно увидеть при прокручивании моего ролика на Ютубе:

https://www.youtube.com/watch?v=8zDQ__703_E
«Мы с тобой увидим разные»

Да!
Чужестранцу, человеку «без прав» удалось организовать по существу небольшую частную шахматную школу!
Поэтому, рассматривая различение Урая и Киева, я говорю не только о прожитом и глубоко лично прочувствованном.
Я говорю о том, что важно понимать в первую очередь родителям, желающим обучать своего малыша этой древней и мудрой игре «с младых ногтей».
Кстати о «младых ногтях» - выражение древнее и весьма распространённое. Помню, как у одного моего несостоятельного оппонента вызвало просто бешенство моё выражение «молодые копыта», хотя я, признаться честно, так и не понял по сей день, чем молодые копыта ему так сильно «не глянулись».
Итак: Киев и Урай.
В Киеве 3 миллиона жителей, а в Киевской агломерации – 4 миллиона. С учетом приезжих в самом Киеве реально проживает под 4 миллиона.
В Урае – 40 тысяч жителей, что ровно в сто раз меньше.
Можно конечно устроить целую дискуссию на сей счёт, но я говорю не о точных цифрах, а о порядках измерения.
Киев – одна из крупнейших мировых столиц с огромным числом жителей и посетителей, Урай – крошечный провинциальнейший почти закрытый городок, в который довольно сложно попадать и из которого ещё сложнее выбираться.
Киев лежит на двух берегах великой реки Днепр.
Здесь уже более тысячи лет пролегает один из величайших в истории торговых путей «из варяг в греки». На реке Днепр разыгралось немало величайших битв в истории мировой цивилизации, а Киев – один из самых часто атакуемых в военном отношении городов.
Знаменитый диалог Сталина и Жукова (генералиссимуса и маршала – в дальнейшем!) состоялся как раз вокруг именно Киева!
И крупнейшее в истории окружение – Киевское!
Киев – один из духовных центров славянства и «мать городов русских».
Киев – это «наше всё» в известном смысле.
Не зря же именно Пушкину в нём установлено девять памятников!
Шахматная история Киева до сих пор плохо освещена, но тем не менее Киев – один из мировых центров великой шахматной культуры.
Здесь подвизались и Ферзьбери, и его гениальный ученик Д.И. Бронштейн – один из немногих в истории претендентов на мировую шахматную корону, не проигравший матча действующему чемпиону мира.
А вот небольшая справочка из Википедии:
«В начале XX века шахматная жизнь на Украине помогли оживить шахматные общества Киева и Одессы, основанные в 1900. В 1900 с гастролями в Киеве и Одессе выступил Д. Яновский. Дважды посетил Киев М. Чигорин (1902). Киевское шахматное общество провело 3-й Всероссийский турнир (1903), в котором приняли участие 6 киевских шахматистов.
Среди сильнейших шахматистов России начала XX века представители Киевского шахматного общества — Е. Боголюбов, Ф. Дуз-Хотимирский, С. Избинский, М. Ловцкий, А. Эвенсон.
После провозглашения Советской власти и вхождения Украины в состав СССР (1922) развитие шахмат приобрело организованный и массовый характер: шахматные соревнования состоялись в … Киеве и других городах; по рекомендации 1-го шахматного съезда Украины (Киев, 1924) при советах физкультуры предприятий и организаций образовались шахматные секции.
В середине 1930-х годов при республиканских Дворцах пионеров образовались шахматные клубы, которые проводили массовые соревнования, например киевский Дворец пионеров организовал (1935—1940) ряд соревнований с участием около 25 тысяч школьников. Открылись шахматные клубы в …Киеве.
Популяризации и развитию шахмат способствовали гастроли X. Р. Капабланки (1936), который выступил с сеансами одновременной игры в Киеве и других городах.
Важную роль в организации многих шахматных соревнований сыграла газета «Шaxiст» (Киев, 1936—1939).
В 1945—1987 число квалифицированных шахматистов в республике возросло да 400 тысяч. Открылись десятки шахматных клубов, в том числе в Киеве…»
Информация взята из статьи «Шахматы в Украине».
Тема  эта глубокая, большая, сложная.
Одна из величайших шахматисток двадцатого столетия – Лидия Семёнова – киевлянка.
Всего в Украине насчитывалось до 80  отделений шахмат, где обучалось до 80 тысяч школьников.
Мне довелось лично посетить практически ВСЕ детские шахматные школы Киева. Я обходил их целенаправленно, и каждой посвятил небольшие публикации в Интернете, в первую очередь на ресурсе «Хайвей» а затем и и на этом ресурсе.
Тут важно понимать: это было не чисто журналистское любопытство.
Я искал себе работу!
И исследовал эти секции и отделения на предмет возможностей собственного трудоустройства.
В конце обхода я нашел нишу – спортивное сообщество на окраине Киева на Троещине.
И потому дальнейшее – не плод «свободного полёта Фантазии» а глубоко выстраданное повествование.

Здесь моему Читателю необходимо иметь в виду, что шахматы – один из самых жестоких видов спорта.
Именно в шахматах, в отличие, например, от бокса удары наносятся непосредственно «по мозгам», минуя все и всяческие ткани и покровы.
В боксе удар смягчается кожей, мышцами, костями, пульсирующими сосудами и тому подобным. В шахматах пропущенный удар разрушает основу основ – авторефлексию мыслящего существа. «Я просмотрел!», «Я не заметил», «Я недооценил», «Я проиграл».
Удар наносится по чувству собственного достоинства.
Удар наносится по ядру собственного «Я».
По оценкам некоторых специалистов до десяти процентов профессионалов терпят сильнейшее психиатрическое фиаско.
Многие мальчики проиграв единственную первую партию в своей жизни более никогда не берут шахматы в руки!
Психологическая травма от поражения – одна из самых чувствительных и затягивается она годами!
Собственно на определённом высоком уровне состязаний успех или неуспех профессионала в основном определяется устойчивостью его нервной системы.
Приведу одну любопытную аналогию.
В состязаниях автогонщиков по «Формуле Один» скорости машин достигают фантастических «авиационных» пределов. Пилот при таких разгонах и торможениях испытывает критические космические перегрузки. Кровь отливает от сетчатки глаза гонщика, отчего тот на какой-то момент даже теряет зрение! А иногда теряет его полностью из-за травмы глаза.
Пилоты таких состязаний имеют особую предрасположенность к перегрузкам глаз при разгонах и торможениях. На самом деле это очень редкие люди!
Точно также психоэмоциональные перегрузки при игре в шахматы таковы, что только весьма предрасположенные к этим состояниям люди способны их выдерживать.
Именно особая стрессоустойчивость создает нервную систему профессионала.
И поэтому самое главное внимание опытные тренеры обращают именно на стабильность психосоматики юного дарования.

Второе, что должен иметь в виду Читатель, это проработанность категории «преподаватель шахмат».
Большинство авторов шахматных учебников не придают должного внимания начальному этапу изучения игры.
Любой тренер «знает» как фигуры «ходят» и полагает, что достаточно просто нарисовать прямую линию, и ход ладьи уже достаточно полно показан.
Но вот представьте себе трёхлетнюю девочку, которой папа или мама решили «показать» «как ходит ладья».
Понятно, что ребёнок «видит» доску расчерченную на клеточки.
Откуда берётся уверенность, что ребенок сразу выделит множество клеток на одной горизонтали или вертикали?
Мой личный опыт показал мне, что абсолютное большинство детей начинают «выделять» «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ» только по прошествии определённого времени, потраченного на некие «опыты».
Леонид Дербенёв прав!
«Этот мир придуман не нами».
Мы приходим в огромный мир и застаём его уже очень сильно структурированным и организованным.
Со школьной скамьи мы начинаем догадываться, что математику преподают математики, физику преподают физики, химию преподают химики, а физкультуру преподают физкультурники.
У нас не вызывает сомнений, что только музыкант может преподавать музыку и только художник может преподавать рисование.
Нам совсем нет нужды вникать в детали.
Мы решили, что ребенку нужны шахматы.
Нет проблем!
Мы идём и отдаём ребёнка в шахматную секцию или кружок шахматному тренеру.
Всё!
Для нас все вопросы разрешены.
От шарлатанов, выскочек и недоумков нас страхует Система.
Кому попало разрешение преподавать ту или иную дисциплину не дают.
Мы защищены тем, что у нас проверенные Системой специалисты в специально отведённых местах занимаются с детишками вполне конкретными вещами.
Не больше, но и не меньше!
Кто преподаёт лёгкую атлетику?
Легкоатлеты!
Кто преподаёт шахматы?
Шахматисты!
И вот на этом «общем» месте я и заканчиваю предварительные замечания.
Не потому, что мне нечего возразить или сообщить, а потому что пока сказанного достаточно.

Урай стал городом в 1965-ом году.
Одновременно с Сургутом.
Так 25-го июня 1965-го года в Ханты-Мансийском автономном городе рядом с Ханты-Мансийском, получившим этот статус в 1950-ом году, стало три города!
Говоря о шахматной истории Урая мы не сможем пока назвать ни одного гроссмейстера или даже международного мастера. Не говоря уже о титулах посолиднее.
Киеву полторы тысячи лет, Ураю  только пол сотни, то есть в тридцать раз меньше.
Река Конда – тысячекилометровая река, и занимает тридцать шестое место по протяженности в России.
Более того: она судоходна!
Урай строился во многом благодаря караванам барж, доставлявших в него строительные материалы, аэродромные железобетонные плиты, кирпич, железобетонные конструкции, лес и многое много другое.
Довелось и мне пару-тройку раз попасть в город именно речным путём.
Конечно это не Днепр! Но … река!

Чтобы не обременять вас тяжелыми дробными цифрами предложу упрощённую схему для «общего» видения темы.
Примерно одна пятая часть населения – это дети. Примерно одна десятая часть населения – это школьники.
То есть в Урае около восьми тысяч детей и половина из них – школьники.
В Киеве примерно шестьсот тысяч детей и триста тысяч из них – школьники.
Предположим невозможное: что в Киеве шахматами занимается тридцать тысяч школьников.
Укажем на реальности в Урае – после введения шахматного Всеобуча в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в Урае шахматами занимается около тысячи детей, то есть одна восьмая всех детей Урая.
Одна восьмая всех детей Киева – это порядка семидесяти пяти тысяч детей.
Как видим, в этом отношении Урай значительно превосходит Киев.

Чем заняты реальные, а не литературно-художественные, шахматные детские тренеры?
Успех тренера напрямую связан с успехами его «учеников».
Это не только в шахматах.
Я рос в легкой атлетике города Свердловска.
Тренеры легкоатлетов присматривались к юным бегунам, прыгунам, метателям.
Проводилось множество самых различных состязаний.
Мы соревновались в первенствах района, города, области, своего добровольного спортивного общества.
Я рос в нищей семье, в семье находившейся далеко за чертой «бедности».
На каждом соревновании нам выдавали талоны на питание в столовой.
Один рубль – обед.
Восемьдесят копеек – завтрак.
Семьдесят копеек – ужин.
Стакан чая с сахаром стоил две копейки.
Кусочек хлеба черного стоил одну копейку.
Суп (борщ, рассольник, щи, бульон с курицей) стоил порядка двадцати пяти – тридцати копеек.
Сосиски или котлета – порядка двадцати копеек.
Гарнир (гречка, рис, макароны, пюре, капуста тушеная) порядка десяти копеек.
Таким образом за два дня я «зарабатывал» пять рублей!
Или два килограмма мяса!
Понятно, что в столовых мы быстро научились «отовариваться» и превращали «талоны» в натуральный продукт.
Однажды в Нижнем Тагиле в столовой не было ничего, кроме пюре и котлет. Котлеты по 13 копеек, пюре по семь!
Я вёз домой три десятка котлет и кастрюльку пюре.
Съесть это было мне физически не под силу, но семья «справилась».
Так вот, однажды на Центральном стадионе, во время очередных областных состязаний в секторе по прыжкам в высоту в разгар турнира (прыгали уже часа два, и многие сошли) когда планка стояла на высоте в метр восемьдесят пять, появился юноша лет шестнадцати по виду, высокого роста, худющий, в брюках, телогрейке, кирзовых, залепленных грязью сапогах.
Центральный стадион Свердловска – это классическая спортивная арена с трибунами на тридцать тысяч зрителей, четырёхсотметровой дорожкой, полем 90 х 60 м, и на трибунах в разных точках располагались команды разных городов и районов. Народу хватало. Состязания шли по полной Олимпийской программе. Было около шести часов вечера.
И вот этот юноша подошел к судье прыжкового сектора и спросил:
- А можно мне попробовать прыгнуть?
Судья критически окинул его суровым взглядом, и видя заминку у других участников, неожиданно улыбнулся и сказал: «Прыгай!»
Видимо он сам ожидал,  что юноша переоденется и тогда выполнит прыжок.
Но счастливый «участник» сделал три или четыре шага «в разбеге» и легко перемахнул планку в сапогах и телогрейке перекидным способом!!!
Сцену наблюдал весь стадион просто потому, что все другие виды пока не проводились: дорожку готовили к стипль-чезу, метатели молота уже ушли, дискоболы только разминались, прыжки в дину шли вяловато… в общем сцену видели все!
Стадион натурально ахнул!
С десятка точек на трибунах к мальчику ринулись тренеры.
К нему натурально бежали!
Со всех ног!
Легко перемахивая скамейки и барьеры ограждения.
В телогрейке!
В кирзовых сапогах!
Метр восемьдесят пять!
Перекидным!
О стиле Фосбери тогда еще никто и слыхом не слыхивал!
Я видел эту гонку наперегонки своими глазами.
Мимо меня лично пробежали трое.
С этой стороны. Но и с противоположной трибуны бежала группа!
Это была гонка, которой мог бы позавидовать Клондайк!
Что нам состязания Потапа с Вакарчуком за будущего финалиста «Голоса Краины»?
Я видел гонку за «голосом» возможно самого одаренного прыгуна великой страны и великого времени!
Четыре шага короткого мощного «разбега», один мощный мах, и лучшие тренеры Свердловска и области наперегонки рванули с низкого и неудобного старта, матерясь про себя, что не приметили раньше!
Это был единственный раз в моей жизни, когда я воочию наблюдал, что такое конкуренция за спортивный талант!
Мне сказочно повезло!
В ранней юности я общался с величайшими легкоатлетами России.
В моей школе училась бронзовая призёрка Олимпиады в Мехико Люда Жаркова.
Мы не просто учились в одной школе но бегали за одну команду в городских эстафетах.
Мне довелось на одной дорожке тренироваться рядом с Людмилой Брагиной – величайшей бегуньей двадцатого столетия. Олимпийской чемпионкой.
Я бегал рядом с Вячеславом Алановым и Иваном Шопшой.
Моим другом в легкоатлетической юности был Володя Кунцевич.
А в 2005-ом он помог мне (я был сразу после инфаркта) вынести из родильного дома на Химмаше мою младшенькую дочурку Дашеньку.
Но ничего подобного той гонке тренеров за юным дарованием я более не видел никогда в жизни.
Сравнить тот прыжок могу только с прыжком Боба Бимона на 890 на Олимпиаде в Мехико.
Если бы тот прыжок в кирзовых сапогах с комьями грязи показывали по телевидению, ахнул бы не Центральный стадион, а весь мир.

А ведь я пишу вам не о легкой атлетике!
Я пишу вам о детских шахматных тренерах.
Именно так они гоняются за каждым юным шахматным дарованием!

И вот здесь начинается самое интересное и важное для вас.
Есть такой тренер по фигурному катанию – Этери Тутберидзе.
Великий тренер!
И тем не менее…
Её ученица – Юлия Липницкая – выиграла Сочинскую Олимпиаду.
Не всю Олимпиаду.
Она помогла сборной России выиграть командное олимпийское золото!
Поставила победную точку.
Опередила всех в самый нужный момент.
Блистательно!
Сейчас блистает другая ученица Этери Тутберидзе – Медведева.
А вот Юлия Липницкая от Этери Тутберидзе ушла.
Они расстались.
Подробности этого расставания обсуждать не будем.
Обозначим только одно: тему.

Даже самый выдающийся успех ученика не гарантирует тренеру дальнейшего продвижения «по службе».
В шахматах есть тренеры, которые готовят юного шахматиста до второго разряда.
Есть тренеры, которые готовят уже перворазрядников.
Есть тренеры, которые «ведут» кандидатов в мастера.
А еще выше стоят тренеры, которые учат мастеров и выше.
Как смотрит на это дело обыватель от шахмат далёкий?
Вот у мальчика семи лет тренер – кандидат в мастера.
Вот у семнадцатилетнего юноши тренер – международный мастер.
Вот у двадцатилетнего юного гроссмейстера тренер – международный гроссмейстер.
С точки зрения обывателя нормальная вполне структура трансляции опыта и знаний.
Между прочим: тренером Бронштейна на матче с Ботвинников был Вайнштейн, игравший в силу мастера в лучшие годы.

Любители спорта нередко путают функции тренера и спортсмена.
Артур Лидъярд – гениальный тренер стайеров мирового уровня гонял своих подопечных по песчаным холмам, заставляя их бегать с ускорением в гору!
По песку!
Босиком!
При этом сам он едва ли мог соперничать с ними хоть на какой-нибудь дистанции.
Но ведь тренер и не должен прыгать выше своего ученика.
Его задача сделать так, чтобы ученик прыгал выше всех остальных!
Или бегал быстрее.
Но именно в шахматах от тренера требуют чуть ли не на голову превосходить своих подопечных!

К чему я это пишу?
А вот к чему.
Если тренер открыл юное дарование, нашёл талантливого ребёнка и тот начал расти «как на дрожжах», то очень скоро действующая (сложившаяся, существующая, имеющаяся) система соревнований обратит внимание других тренеров на появившийся талант.
И с этой минуты начнется то явная, то скрытая от посторонних глаз борьба за юное дарование.
Потому что успех «ученика» это успех его официального тренера.
Как ведётся эта борьба?
Допустим мальчику десять лет.
Или восемь.
Понятно, что все решения принимает не он сам, а его родители.
Родители, как правило, «не в теме».
И поэтому атакуют в первую очередь именно их.
И делается это достаточно просто: к ним «подходят».
Где?
На соревнованиях, на которые малыша приводит кто-то из них.
И пока ребенок думает над ходом, маме или папе без обиняков «объясняют» что, как, к чему и почему.
И здесь в ход идут все имеющиеся в наличии «статусные» аргументы.
И вот уже был у Ванечки Перцева тренер Гурьянова Инна Васильевна – обычный преподаватель «шахматного кружка» в школе, а уже в Вышибинск на районные состязания его везёт кандидат в мастера спорта, Куконцев Сергей Викентьевич, у которого в активе уже имеется чемпион области.
Именно в момент общения с родителями в ход нередко идут самые неприглядные приемы и приёмчики. Первооткрывателя таланта прессуют «по полной программе», справедливо указывая на его или её вопиющую безграмотность и некомпетентность.
Ну не может же слабый перворазрядник вести поддержку шахматиста на республиканском уровне!
Квалификации то явно не хватает!

В шахматах многое решают «тихие» промежуточные «незаметные» ходы.
Есть даже гениальная поговорка: «очевидные ходы проигрывают!»
В жесточайшей тренерской борьбе за юное дарование, в этой смертельной беспощадной схватке за будущие регалии и титулы «подковёрных» ходов намного больше, чем может себе представить мозг простого обывателя.

Профессионал, специалист, отдавший шахматным баталиям и шахматной педагогике большую часть жизни прекрасно понимает то, о чём я пишу.
Потому что существо всей этой «борьбы за существование» состоит как раз в сути селекционной активности.

Играет шахматист.
Сам.
Тренер мало чем может помочь своему подопечному.
Тот мальчик, о прыжке которого я написал выше – никто из тренеров, летевших к нему со всех ног, его не готовил!
Легкоатлет прыгает сам!
И мозг шахматиста нельзя на самом деле «подготовить».
Эркю шахматиста таково, каково оно есть изначально.
Нельзя «натренировать» двести восемьдесят шестой процессор, чтобы он стал считать быстрее четыреста восемьдесят шестого.
Нельзя!
И аморально отнимать ученика у его первооткрывателя, если сам первооткрыватель не скажет: «Дальше – не со мной!»
Но реальный шахматный мир таков.

Так вот:
В Урае нет такого числа тренеров, рвущихся к званиям и титулам.
Хотя внутривидовая борьба в том или ином виде тоже присутствует.
В Киеве борьба за место под бюджетным солнцем невероятно жестока и жестка.
Любого сильного тренера начинают дискредитировать на дальних подступах к бюджетному месту.
Потому что безжалостная Система ставит вопрос так: или ты или тебя!
И наплевать на твой опыт, твои знания, твои достижения.
Ты опасен именно тем, что реально претендуешь на чьё-то уже занятое место.
Ты опасен тем, что можешь, попав в Систему, начинать двигаться ней, понемногу смещая её устойчивые единицы и сложившийся паритет сил, сложившийся неустойчивый баланс интересов.
У шахмат есть одна особенность,  которая отличает их от всех других видов «нормального» спорта.
Любопытно, но в последнее время эта особенность распространяется в некотором смысле и на программистов.
Шахматы считаются некоторыми чуть ли не «вершиной» интеллектуальных игр человечества.
Мне как первооткрывателю миллионов новых – полифигурных игр – очевидно, что это просто заблуждение человечества, которое скоро пройдёт (лет сто – не более!).
Но пока факт есть факт.
А потому претендент на бюджетное место в шахматах вынужден демонстрировать, что он как бы умён.
А хорошо известно, что именно «умных» на работу не берут, как самых опасных себе лично.
Смертельно опасно показывать свой «интеллект»!
Прикинься дурачком.
Не забывай прибавлять: «я – человек маленького ума и высокой исполнительской дисциплины».
В Киеве умных не просто не любят.
Их смертельно ненавидят.
Я встречал на летней шахматной площадке Киева многих гениальных детских шахматных педагогов.
Им не было места в сложившейся системе шахматного образования украинской столицы.

Что общего у Урая и Киева?
А то, что дошкольному первоначальному шахматному образованию внимания почти никакого!
На это преподавание смотрят как на совершенно простую общедоступную и почти никому не нужную услугу.
А в чём различие?
А в уровне жесткости и жестокости внутривидовой борьбы за талантливого ученика.
В Урае практически не было своих международных мастеров, тем более гроссмейстеров и чемпионов мира.
В Урае реальных тренеров можно пересчитать на пальцах одной руки.
В Урае нет исторически сложившейся системы соревнований и технологий «ведения» разысканных талантов.
Лично для меня самым главным отличием Урая от Киева является  то, что у Киева, в отличие от Урая, теперь нет меня.
И только конец вялотекущего столетия покажет, я думаю, насколько реально значимым оказалось это такое смешное, на первый взгляд, различие.


Рецензии