От Нардома до СДК. Часть 2. Боева Любовь Дмитриевн

Среди людей того поколения было очень много одаренных.Люди помнят стройную красавицу с Кривой Слободы- Парфену Анисину.Она была наделена исключительно певческим талантом.Слушать Анисину и не переживать с ней было не возможно.На гребне революционных событий много пелось тогда о свободе.Сторожилы помнят слова той песни,которую пела их любимица: "По пыльной дороге телега несется,
А в ней два жандарма сидят.
Сейте оковы,дайте мне волю -
Я научуся летать.
Как желанна была сама мысль о воле!
Жил на Юрьевке Барков Иван Стефанович( дядя Барковой Валентины Яковлевны).Он замечательно пел,все признавали его талант,способность петь артистично.Запомнилась сторожилам в его исполнении песня"Бывали дни веселые..."
Самородком в искусстве танца называют жителя Чибиревки тех лет Баркова Ивана Иосифовича(дядя Баркова Виссариона Клементьевича).Когда он на сцене исполнял танец "Рыбка",люди взволновано встовали с мест,в восторге кричали.Им не верилось,что это все может человек - крестьянин,который живет среди них.
В деревнях Дровосечного было много талантливых и умных людей,но большинство из них боялись прилюдно проявить свои способности.Одни боялись Бога,а другие и Бога и родителей.
Для клубной работы в каждом колхозе широко использовались здания начальных школ.Это было удобно.Ведь в то время 2-3 деревни состовляли колхоз,где было свое правление,свои проблемы,ставились свои задачи и подводились итоги.Все это решалось на колхозных собраниях.Все это сопровождалось выступлениями самодеятельных артистов.
Дело огромного агитационного политического значения были выборы депутатов.Кривоконева Тамара Антоновна(1929 г.р) до сих пор помнит картину проведения выборов:"Перед выборами по домам собирали домотканные ковры.Члены комиссии вели агитацию необходимости голосования.В деревнях подавляющая часть населения была религиозно настроена,считала посещение школы,клуба делом безбожным ,уклонялась от участия в выборах.Мои родители ходили голосовать и нас,детей брали с собой.Я помню:коврами обитые кабины,стена,где сидели члены комиссии,и звучала музыка.На этот раз играл не гармонист,это было диво дивное тех времен - патефон.Он был только у одного жителя Чибисовки.Он и давал пластинки и патефон на выборы. В песнях пелось,конечно о счастливой жизни в Советской стране.Около здания стояли нарядные тележки,украшенные королинками.В них запрягали лучших лошадей и собирали по домам сопротививляющихся избирателей.Их уговаривали проголосовать,садали в тележку и везли на избирательный участок Голосовали только на одном месте,с урной по деревне не ходили.На выборах всегда было весело:народ плясал с частушками под игру деревенских гармонистов"
Во время войны здание Нардома на Поповке было разорено внутри.В 1943 году,когда в деревне располагался госпиталь,здесь лежали раненые. Он не работал всю войну, и после некоторое время.На Поповке было еще одно просторное здание - медпункт.Это был магазин нэпмана Стефана Стефановича до 1920 года.Перед войной - медпункт.Его заведущая - Книпович Мария Матвеевна жила там,в огороженной маленькой комнатке.Так вот это здание во время войны стало клубом.
Здесь можно было услышать новости с фронта(после освобождения села),разбирались колхозные дела.По вечерам даже устраивались танцы под патефон.А.Ф Гуляева вспоминала:"Лучшей парой в танцах были Сталеров Иван Радионович и Корогодина Зинаида Ивановна.Это были настоящие артисты.Они танцевали много сложных танцев,но особенно этой паре удавался танец "Огонек"Я думаю,своим искусством в танцах они вошли в историю села.
Продолжение следует..


Рецензии