Вспоминая послевоенные годы

Боева Любовь Дмитриевна.Статья в газете "За Изобилие"

И снова моей собеседницей стала Клавдия Михайловна Воронцова-ветеран педагогического труда из с.Дровосечного.Она вспоминает быт сельского учителя в послевоенные годы,а значит и жизнь страны в 40-50 е годы прошлого века.
После окончания учебы на дошкольном отделении Щигровского педучилища один год я работала учителем начальных классов,-рассказывает Клавдия Михайловна.Жизнь в школах начала возрождаться сразу после освобождения Колпнянского района от фашистской оккупации.В ноябре 1943 г. РОНО определило меня на работу в Ушаковскую школу.Набралось для обучения в начальных классах совсем не много детей.В следующем году сформировалась семилетка,занятия проходили в хате колхозницы.Желая стать в будущем учителем русского языка и литературы,я поступила на заочное отделение Курского учительского института .В 1946 году переехала в Дровосечное ,где продолжила трудиться учителем русского языка в Дровосеченской семилетней школе.Оказалось,что связала свою судьбу с этим селом и его людьми на всю жизнь,обрела здесь семью и посвятила любимому делу-обучению и воспитанию детей 33 года.
Первое время директором школы был Илья Алексеевич Апонин,на коротких период его сменил Дрогайцев Михаил Иванович,а с 1948 года руководил учреждением Фёдор Ильич Воронцов -мой муж,который возглавлял школу около 25 лет.
После войны в ней обучалось большое количество детей,параллельные классы были обычным делом.Возвращались к работе и мужчины-учителя,которые возвращались с фронта.Школа сохраняла следы военного лихолетья. Отсутствие элементарного оборудования в классах,учебных принадлежностей ,учебников,тетрадей для учеников заставляет меня снова и снова вспоминать это время как особый,очень сложный период в жизни. Вместо парт стояли сбитые из досок столы,окна были частично заложены кирпичом,в классах царил холод:полусырой торф почти не давал тепла.Дети одевались скудно,да и взрослые немногим лучше.Во многих семьях к бедности добавлялись ещё и безотцовщина,порожденная длительной кровавой войной.В таких условиях приходилось работать и учиться нашему послевоенному поколению.Из того времени запомнились конференции .Проходили они в Ярищенской средней школе и длились два дня.Как мы туда добирались?До Колпны ехали поездом,затем оставались на ночёвку у знакомых или у хозяйки,где предлагали одну общую постель на соломе.Утром шли пешком в село Ярище. У мужчин в руках портфели,у женщин корзинки с провизией- хлебом,яблоками,помидорами,вареной курицей.В первый день конференции-пленарное заседание.Участники всегда внимательно слушали доклады Екатерины Григорьевны Степановой-жены заведующего районным отделом народного образования.Прекрасная дикция и тщательная подготовка делали её выступление живым и интересными.На второй день-работа предметных секций.На конференции собиралось всё учительство района.Это был праздник ,на который хотелось получше принарядиться.Мне от старших сестёр достались туфельки.Их я обувала в Ярище,а на дорогу шила тапочки из палаточной ткани. Завивки учителя делали в Курске,но чаще всего причёски представляли собой по разному уложенные косы .Волосы не красили,но в дань моде обесцвечивали перекисью.Для предания объёма и укладки волос использовали бигуди.Носить украшения учителям запрещалось,как и подкрашивать губы.Однако пудрились и пользовались кремами ` Камелия и Снежинка.Остальная косметика была и того проще.Брови подкрашивали карандашом. Сами изготавливали нечто похожее на тушь-стекло мазали вазелином,держали его над сплющенной гильзой от снаряда,в которой горел фитиль,опущенный в керосин.Копоть смешивалась с вазелином-и получалась чёрная краска для бровей и ресниц.Наносили её с помощью щёточек ,а подгибали ресницы аккуратненько с помощью ножа.
Совсем нелегко было с одеждой .В 1945 году советские солдаты отправляли из Европы домой посылки с трофейной тканью.Дома родственники продавали её,люди покупали и шили платья.Помню, одно такое было и у меня-красивое,из розового с красным оттенком шёлка.Потом старшая сестра привезла из Москвы готовое платье из тёмно-синего кашемира с малиновыми пуговками.Это были строго праздничные наряды.К вещам относились очень бережно ,их передавали из рук в руки,ремонтировали,перешивали и опять носили.Конференция-это праздник, важное событие.А всё основное время мужчины ходили в шинелях.оставшихся с войны.Женщины одевались в пальто ,сшитое из серых,зелёных и чёрных железнодорожных шинелей ,а так-же из солдатских одеял.Из обуви преобладали трофейные немецкие сапоги.Зимой ходили в валенках и вообще в чём придётся.Постепенно начали появляться женские ботиночки на каблуках,с 1950 г начала выпускаться резиновая обувь-боты и калоши каблуками.Возобновилось производство босоножек.Платки зимой я никогда не носила.В мою молодость женщины пользовались такими головными уборами-разного рода кубанками ,беретами,шляпами с небольшими полями.Каждому школьному коллективу выделяли 2 или 3 талона на одежду,их распределяли по очереди.Учитель мог получить юбку,сорочку,платок..
В 1947 г в магазинах появились первые шампуни.Ими тогда умывались,купались,мыли голову.До 1948 года нам на квартал давали один кусок туалетного мыла.Помню,как перед выходом замуж я бережно собирала их,чтобы в новую семью прийти с таким драгоценным приданым.
Страна ,как гигантский исполин ,поднималась на ноги,восстанавливала разрушенную экономику.Могла ли она думать о платьях и пальто для нас? А ведь думала!!В 1947 году Фёдор Ильич привёз из Орла два хороших платья-из креп-жоржета (дешёвая ткань) и крепдешина ( дорогая ткань).
Послевоенное время-трудное и счастливое.Было много дел:восстанавливалось здание школы,налаживался учебный процесс,облагораживалась прилегающая территория,был заложен молодой сад. Работая,я окончила учительский институт,а в 1956 году- пединститут,растила троих собственных детей.Учителя готовились к урокам,проверяли тетради,проводили занятия в тёмное время суток при слабом свете чадящей керосиновой лампы.Вне стен школы мы выполняли многочисленные общественные поручения.Агитировали население деревни на приобретение обязательного ежегодного государственного займа для восстановления народного хозяйства.На десятидворках проводили политинформацию,ведь даже учителям не хватало газет,их выписывали по лимиту.В стране продолжался ликбез,поэтому за каждым учителем закреплялись безграмотные пожилые люди,с ними нужно было выучить буквы и научить их расписываться.По красным дням календаря перед населением выступали с докладами.Работники школы обязательно помогали колхозу в уборке и севе.Запомнилось, как вязали снопы на ржаном поле.
В памяти Клавдии Михайловны отчётливо сохранились образы учеников того времени: их лица, ответы на уроках, радости и огорчения, моменты общения.Она искренне жалеет деревню ,в которую пришла почти 70 лет назад,-полную народа,где жизнь бурлила полноводной рекой,все жили и трудились в ожидании светлого будущего...
Многие жители Дровосечного, даже из числа первых учеников Воронцовой по сей день помнят её уроки русского языка и литературы,её изящный почерк, житейскую мудрость, педагогический такт,воспитанность и подлинную интеллигентность и считает,что именно Клавдия Михайловна многие десятилетия была первой леди Дровосечного.


Рецензии