Я, наконец, побывала на земле моей бабушки!
Печатается впервые.
Я уже писала, что моя бабушка до 93,5 лет с апреля по октябрь ежедневно на электричке ездила из города до станции Кочкина на свою землю (садоводческий кооператив), это 40 минут на автобусе до железнодорожного вокзала, 32-35 минут на электричке, 10-15 минут пешком. Иногда летом в жару - оставалась в домике с ночевой.
На грядках не было ни одного сорняка!
Так любила бабуля землю, так любила она посадки, так приучена она с 5 лет, когда кормила кур, собирала колоски, приносила воду и хлеб на поле или покос своим родителям, сестрам и братьям.
Бабушка из семьи раскулаченных. О судьбе папы не знаю, а мамонька погибла на затонувшей барже вместе с остальными ссыльными, недалеко от родных мест. Бабушка избежала участи поселенки, так как к тому времени была замужем. Свою младшую сестру она разыскивала по всей России с начала 60 годов (после официального признания недействительными репрессии 20-30 годов). Они встретились через 40 с лишним лет, убелённые сединой, пережившие те годины испытаний.
Бабушка ездила в этот свой живой уголок, на свою землю лет больше 20 лет. Потом этот участок достался мне, мы с мужем, сын со своей девушкой первое время ездили, поддердивали порядок в домике и на земле, садили овощи, собирали урожай.
Чаще стал болеть муж, дорого стало ездить молодёжи, какая-то лень + одиночество на ранее многолюдном участке, постепенно одолевали и меня.
Затем не стало мужа, поездки мои стали реже. Продавать эту землю и домик я просто не могла, как память того, хорошего.
Останавливались в домике на ночлег, пока были не обустроены места пребывания, в первые годы те, кто шёл Крестным ходом до Белой горы, затем жила лето моя знакомая, затем - наступило полное затишье.
Я знала, чувствовала, что нужно ехать, нужно обихаживать, но какое-то препятствие, даже подсознательный страх, что там вдали от цивилизации и у меня может повториться инсульт, как у моей пожилой соседки, и могу я остаться там навсегда.
Постепенно всё хозяйство приходило в упадок - стеклянная теплица на кирпичном фундаменте разрушалась, стекло с крыши с боковых сторон - частично брали предприимчивые соседи, часть разбивалась, падая от гнилых штапиков; домик облюбовали бездомные, затем украли чугунную печь; в домике стало грязно, неуютно и страшно - в любой момент мог кто-то зайти, чтобы отдохнуть или просто спрятаться от жары или дождя..
Иногда я приезжала - собирала ягоды ирги, вишни, смородины, малины, черноплодки, облепихи. Выкапывала чеснок и хрен.
Со временем перестала приезжать и за ягодами. Занялась социальными проектами, были другие замыслы, какие-то причины не ездить, не было времени.
Три года я не была в этом, когда-то благодатном, красивом, уютном месте.
И вот, благодаря моей соседке и её внучке, мы выбрались сюда - просто была необходимость - у меня могли забрать эту землю, так как я не обрабатывала, не платила за неё, уверенная, что, как меня проконсультировал, в своё время, юрист, инвалиды 2й группы налоги могут не платить до 10 тысяч.
Месяца три назад ко мне приезжала председатель кооператива с юристом, не очень лестно поговорив со мной, пообещала, что землю отберёт, продаст и передаст другим.
Я попыталась объяснить, что я же плачу страховую сумму за строения, потому, что страхагент постоянно раз в год напоминает о себе.
Зная, как выяснилось, раз приехали! - мои координаты, - ни председатель кооператива, ни бухгалтер, ни разу за три года не написали мне ни слова, не выписали квитанцию с суммой оплаты.
И вот, взяв с собой книжку члена садоводческого кооператива, накопив 1000 рублей, я поехала платить, заодно и уточнить сумму предполагаемого долга.
Так мы с моей соседкой, которая настояла съездить и своими глазами убедиться, отдали ли действительно землю кому-либо и на каком основании?, поехали в бывший бабушкин рай.
Отвратительная пешеходная дорога, давно не ремонтированные подходы к питьевому источнику и к реке, множество заброшенных участков встретили нас в когда-то многочисленном и благоухающем цветами, посадками, садоводческом кооперативе.
Сразу стало понятно, что едва ли участок кому-либо продан и передан.
Мой домик стоял заброшенным, поникшим, местами с прохудившейся крышей, среди сухостоя сирени, малины, утопая в зарослях разросшихся рябины и бузины.
Заплатить часть денег и уточнить сумму - не смогла, бухгалтер уже уехала, следующий раз будет принимать деньги в субботу с 13 до 16.
Пока ходила, искала домик нового бухгалтера, повидала и красивые ухоженные участки, с чистыми домами, но большинство - заброшенная, зарастающая сорняками, земля; трудно проходимая грязная проезжая дорога, пешеходных тропинок нет, идти нужно по этой же дороге, увязая в грязи, или заходить по протоптанным сходам на территории обработанных и заброшенных участков.
Пришла, все рассказала своим попутчикам, успокоилась.
И мы решили поработать, раз чужих людей на этой земле нет. Соседей слева и справа тоже не было, но участки были обработаны, ухожены. Сосед напротив через дорогу дал нам ножовку, чтобы можно было навести мало-мальский порядок, проход к домику в сухостое сирени.
Какая благодать! Как хорошо, тишина! воздух такой чисто-терпко-пряно-ароматный, что мы не могли надышаться!
Поработали на заросшей земле с удовольствием!
Я навыдергивалась переросшей сныти, метровой травы мальвы, осота, др сорняков (не помню, как называются эти колючки с распускающимися цветами) и лопухов.
Светлана оказалась права - из влажной земли было легче выдёргивать сорняки, так как ранее оставленных лопаты, секаторов, 2х разноразмерных кос все равно не оказалось в домике.
Моя соседка спилила уже не куст, а разросшееся одно дерево из 2х бузин и сухую сирень.
Почему-то три таких огромных дерева стали расти. Было когда-то одно и в середине участка, я садила кустик для лекарственных целей. Две яблони разломились, потом сломались. На их месте выросли бузины. На краю участка вырос огромный клен вместо ирги. Вот они - ТРИ года отсутствия!
Набрала 2 больших (хлебных) пакета листьев Иван чая, общий пакет - смородины, малины, вишни, черноплодки - будет с чем пить чай или из каких трав заваривать.
Светлана с внучкой тоже немного к чаю набрали листьев.
Слава Боженьке, побывала на земле бабушки, аж душа успокоилась и будто "поёт".
Всё - в душе, наконец, покой, можно жить дальше до субботы, затем приехать к бухгалтеру.
Если Боженька сподобит, то обязательно поеду поработать, убрать сухие ветки малины, повыдергивать ещё сорняки, которые за неделю уже вырастут.
Земля даёт силу, успокаивает, укрепляет.
И, конечно, это бабушка радовалась ТАМ, что я, наконец-то, сподобилась приехать.
Свидетельство о публикации №217072400284