Эссе 5 О природе власти и ее кризисов

О власти и природе ее кризисов.

Эссе 5

Далее Андрушкевич: -

«Эти преобразования святого Константина Великого были сами по себе сильным толчком для длительного и устойчивого нравственного, политического и культурного возрождения Римского государства. Эти новые исторические направления продолжают быть актуальными и в наши дни. Их можно свести в основном к следующим четырём:

1. Перенос геополитического «центра тяжести» Империи с Запада на Восток. Столица Империи стала западным концом великого шелкового пути из Китая в Европу, и южным концом «великого водного пути из Варяг в Греки».

 (стратегическое геополитическое превосходство Византии в этом отношении перед Римом было несомненно, и еще главное, в Константинополе сформировалась «восточная, ортодоксальная, православная церковь» и ее влияние на принятие решений на Вселенских Соборах в дальнейшем было определяющим В.М.).

2.    Идея государственной небходимости общего просвещения и образования (здесь неточно, скорее культурного воспитания, которое касалось только правящих структур В.М.). Со времён Константина Великого, в Византии зарождается сильная тенденция следовать учению Платона о необходимости бороться с процессами политического вырождения и коррупции путём просвещения, воспитания и учебной подготовки кандидатов в правители. В столичных городах всех провинций Византии существовали средние школы, а в провинциалных городах и многих деревнях - начальные. В Византии было практически невозможно достичь высших государственных должностей без обладания высокой культурой.

3. Идея правового государства при кодификации законов. Константин заявил принцип: "Мы думаем, что должно более принимать во внимание справедливость, нежели положительный закон".

Император Феодосий II Младший издал в 438 году в Константинополе Уложение римских законов (Codex Theodosianus) Через сто лет, император Юстиниан Великий издал свой монументальный Свод Законов.

4.    Идея и практика многонациональной империи, отличающейся от псевдоимперий участием элит периферийных меньшинств в общеимперском культурном творчестве и в центральном управлении всей Империей.

На Руси же в первую очередь были восприняты религиозно-нравственные постулаты Византии (от паламитов и исихазма св. Григория Паламы; к нему посылал послов Преподобный Сергий для уточнения, сверки духовного смысла Русского нравственного Канона) по наставлению святого Сергия Радонежского, Игумена Земли Русской, чье 700-летие, со дня рождения, мы отмечали в 2014 году.

На Руси титул Самодержца, впервые употребляется при великом князе Владимире, после его венчания на византийской царевне Анне. Правнук Владимира Святого, киевский великий князь Владимир Мономах получил от своего деда, византийского императора Константина Мономаха, царскую корону и бармы (наплечники).

Великий князь Иван III, после его брака с царевной Софией Палеолог, племянницей византийского императора Константина XI, в своих сношениях с Западной Европой именует себя «царём» и употребляет византийский герб.

Внук царевны Софии Палеолог, великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный, уже формально венчается на царство в 1547 году. В своей Грамоте царю Иоанну Васильевичу, от 1561 года, «Иоасаф, Архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский патриарх» подтверждает ему этот царский титул: «Да будешь и ты между царями, как равноапостольный и приснославный Константин».

История совещательного органа Боярской Думы такова: - Святой Владимир учредил новый Синклит, сперва под названием «Старшей Дружины», затем «Боярской Думы». Согласно Летописи, Боярская Дума была им первоначально учреждена для «думания об Уставах Земли Русской».

Царским решением от 1550 года, Боярская Дума получила возможность расширения в Земский Собор, через включение выборных представителей от всех сословий народа.

После создания Правительствующего Сената 22 февраля 1711 года, Боярская Дума больше не созывалась.

Вырождение государства всегда следует за отходом от собственных начал и за искажением или ликвидацией своих коренных учреждений. Об этом имеются предупреждения уже в Ветхом Завете: «За то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли. И попустил им учреждения недобрыя и постановления, от которых они не могли быть живы». (Иезек. 20, 24-25). Посему, подлинное возрождение требует предварительного восстановления своих собственных искаженных или отвергнутых коренных начал, а не перетасовку идеологических домыслов».

На этом Андрушкевич заканчивает свой информативный обзор сравнительной характеристики властных проявлений Рима и России, а Мы с Вами подведем свой итог.

Заключение

По пункту 1 я дал пояснение на месте.
И наконец главный пункт 4: - «Константинопольское царство было светским государством, управляемым многонациональной, просвещённой и космополитической элитой, в согласии с римским правом».

Здесь сказано все и ничего. Рим внес в греческую Культуру принципы жесткой организации и уже нового качества Целого, государственно-имперского. Культурно Рим был подавляюще греческим. Да так, что прежний единственный  язык латынь потерял свое значение по сравнению с греческим языком, и оба языка стали государственными, но разговорным постепенно стал только греческий, а латынь превратилась в мертвый язык. Это произошло не зря, сам догмат греческой Культуры, при многонациональном населении Византии, породил Элиту «политических» греков (Феодосий Великий был испанец, другие императоры были родом с Балкан и.т.д.) Греком стало быть престижно и именно этим решился кардинально национальный вопрос, и этим сохранялось доминирование греческой Культуры и Византии на протяжении веков, а когда варвары (не греки) стали и позиционировать себя варварами и проникать в этом качестве в служебную Элиту Константинополя, то в Империи начался кризис власти, имидж грека угас, потерял значение и постепенно наступил конец Империи.

А что же в России? Панегрики в адрес Династии Романовых льющиеся из уст историков не объясняют Нам с Вами ничего. Династия же Рюриковичей своим исчезновением поставила ребром вопрос о Престолонаследии. И Царствование Бориса Годунова и Василия Шуйского (не Рюриковичей) высветила этот вопрос выпукло непрекращающимися Смутами на Руси, с идеологией нелигитимности власти.

Первая жена Царя Михаила Федоровича Романова умерла бездетной. Следующей невестой и женой Царя стала Евдокия Стрешнева. Никаких отборов она не проходила, а являлась служанкой одной из конкурсанток и была выбрана Царем единолично. Та же судьба постигла и Царя Алексея Михайловича. Когда скончалась его жена, то он женился на молодой Наталье Нарышкиной, которая эпатировала своим поведением окружение пожилого Царя и народ. И их сын будущий Император Петр Великий взошел на трон после многих кровавых интриг окружения.

Петр своими прозападными «реформами» дал абсолютистский русофобский импульс Империи. Екатерина Великая, как была немкой духом, так ей и осталась, несмотря на принятое православие. Об этом говорит ее грамота: - «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства», как продолжение указа о дворянстве 1762 года. Екатерина Великая, как немка по западному духу, очевидно полагала, что крестьяне привыкнут к новым отношениям, с прежде верно служившим Империи, их хозяевам дворянам. (находясь в переписке с Вольтером и иными энциклопедистами она ложно полагала, по их наущению, возможность социального перевоспитания природного духа подданных). Но этого не произошло и другие уже вынужденные Великие Реформы 1861 года Императора Александра II, пустили Россию под откос революций 1905-1917 годов.

В 1917 году революция подняла волну разной российской городской и сельской швали, дегенеративных отбросов общества. Там в кучу собрались все и отбросы русских и инородцы, под руководством профессиональных революционеров. Для этой публики грабить, жечь и убивать было делом привычным по их преступному духу. Истреблены были миллионы и миллионы, в основном, русских людей имперцев. Несколько миллионов детей стали безпризорниками. Вот такое наследство досталась Сталину. Страну и ее народ надо было спасать. Макаренко занимался не педагогикой, а государственной безопасностью России. И обсуждая тему сталинских репрессий Мы с Вами должны помнить, что в стране оставались опасными противниками сталинских преобразований миллионы рядовых революционеров, которые притихли, но продолжали оставаться, как и были, отбросами общества и любой порядок, кроме привычных разбоев и грабежей, был им ненавистен. Так что разговоры о массовых репрессиях имеют почву, они естественно были. Другие вопросы о контингенте репрессий, происхождение и истоков движущих сил этого контингента, нигде и никогда не поднимается и совершенно напрасно, этот вопрос ключевой для понятия характера репрессий.

Но Мы то с Вами, ясно видим, что тот контингент репрессированных был сформирован и разнуздан мировыми революционерами, это их однозначная вина и что было делать Сталину в условиях приближающейся военной угрозы, вопрос вопросов.

Беда Сталина в том, что с молодости он не был имперцем, а был убежденным марксистом-интернационалистом и идейным противником русского империализма. Но Сталин, как руководитель России был жесткий прагматик (иначе бы он ничего не добился) и имперскую форму государства он явно выделял. У него вышло построить мощную мировую «красную империю», с поясом безопасности в виде блока стран социализма Варшавского Договора.

Но «красная империя» Сталина была обречена именно из за блокового противостояния с Западом. Это была борьба на истощение, а Запад в этом отношении был несоизмеримо могущественней и перерождение империи (а этот курс был явно обозначен доктриной Даллеса и прочими) было вопросом времени. Здесь время работало также на Запад и на постепенное перерождение духа Элиты стран соцлагеря и СССР, что в итоге и произошло.

А будущее России это только имперский путь, только так можно вернуться к единоначалию, преодолев вакханалию «разделения властей», с приматом имперской Русской идеи (конечно в каком то ином, чем прежде контексте), ну а современный Основной Закон внешнего управления России отпадет сам собой.

Говорить на эту тему можно долго, а Мы с Вами закончим в следующей части коротким обсуждением принципов власти и связи ее с жизнью общества будущей России.      


Рецензии