Сознание и неосознанное

    Лето, жара, скорая помощь мчится к пострадавшему от перегрева. Боксёр упал на ринге – нокаут. В операционной больного подвергают наркозу, предстоит хирургическое вмешательство для спасения жизни. Эти и другие обстоятельства говорят о потере сознания; человек перестаёт осознавать окружающий мир, погружается в бесчувственное состояние, как бы уходит от реальности.

    В норме мы воспринимаем постоянно меняющуюся картину: облака на небе, движущиеся автомобили, идущих людей, слышим разные звуки, музыку, чувствуем тепло и холод, запахи привлекают внимание. Одновременно в голове рождаются разные представления, образы и непрерывный поток мыслей. В результате каждый осознаёт себя причастным к жизни в данный момент. Таково главное содержание сознания.

    Огромное море бессознательных процессов и явлений объемлют сознание. Из бездны появляются инстинкты, требующие удовлетворения, всплывают давние унижения и оскорбления, неожиданно приходит тоска, навязчиво пробивается реклама, пропагандистские установки не дают покоя. Автоматизм действий, слабые сигналы информации, ошибки – всё хранит пространство бессознательного. Проявляться неуправляемая среда начинает во время сна, гипноза, при алкогольном и наркотическом опьянениях.

    Не следует считать бессознательное чем-то низким, второстепенным. Оно сохраняет жизнь при кратковременных потерях ощущения реальности, предоставляет новые явления, неизвестную информацию, да и объём заставляет считаться, ведь сознание занимает небольшую территорию в неосознанном. В целом сознание проявляется местом, в котором природа мягко побуждает человека к сотрудничеству, расширяя эту область за счёт бессознательного по мере совершенствования обладателя.

    Сверкающая грань нового внезапно возникает из неизвестности благодаря поискам и активной деятельности тех, кто увлечён жизнью, мечтает заглянуть за доступный горизонт. Значительно увеличивают возможности людей процессы, которые не поддаются управлению: интуиция, творческое озарение, вдохновение. Ответственными за них определили сверхсознание. Первым на эту категорию обратил внимание русский реформатор театра К. С. Станиславский, когда работал над идеей управления состоянием актёра при сценическом творчестве. Догадки йогов о сверхсознательной деятельности ума К. С. Станиславский использовал в своей системе.

    Многим людям знакомо состояние вдохновения; работа выполняется легко, рождаются нужные идеи, яркие образы. Такой удачи ищут учёные и художники, писатели и поэты. Важно внимательно отнестись к просветлению и мыслям при этом приходящим. Даже гениальный А. С. Пушкин готовил бумагу и перо, чтобы записать интересное в полусне. Что тревожить великих, если я, простой смертный, пытаюсь записывать возникающее понимание проблем, видение процессов, когда глаза закрыты, и мысли свободно приходят и уходят, настолько своеобразно и плодотворно такое состояние. Много внимания уделял сверхсознанию академик П. В. Симонов, считавший эту область источником прогресса в развитии цивилизации.


Рецензии