33. Край обетованный

   Высоким слогом отзываюсь о земле Мекленбург - Передняя Померания на северо-
востоке Германии. Особенно о Шверине в средней её части у Балтики. Является
фактом, с 965 года здесь размещали свою деревянную крепость Зверин (обратите
внимание на первую букву в названии) славяне-ободриты, последним вождём которых и
предком герцогов Мекленбургских  был князь Никлот (погиб в бою). Его конная
скульптура стоит на фронтоне Замка.

   Есть ещё одно историческое местечко, выросшее буквально на моих глазах - новый
микрорайон Гроссер Дреш. Сначала всего с десяток пятиэтажек на виду линейки наших
воинских частей. На снимке выше строительство самых первых домов. Рядом два озера
- Городское и Шверинское (в древности Зверинское) с песочным оборудованным пляжем
в Циппендорфе, телебашня, зоопарк, здание Народной газеты, трамвайное и
автобусное сообщение. Благодатное расположение быстро превращалось в большой
микрорайон.

   Здесь мы жили и чувствовали себя в полном комфорте. Семья в 1972 году
пополнилась дочкой. Не упускали случая после трудового дня погулять в
замечательных окрестностях и с улыбкой замереть в объективе фотоаппарата.
Забрасывали удочки и вылавливали крупных лещей всего в сотнях метров от дома. Не
обходилось без семейных выходов редакционного коллектива к Восточному озеру, где
также рыбачили и готовили шашлыки. В аллеях парка, почти рядом, гуляли по
вечерам, совершенно не чувствуя опасности - не было и намёка на чью-либо пьяную
выходку, причём полиции не наблюдалось.

   Когда надо было что-либо купить в магазинах, а то и просто выйти на
"экскурсию" в универмаг, на трамвае быстро добирались в старую часть города.
Познавали при этом разницу между "загнивающим западом" и реалиями советской
торговли в СССР.  Если раньше не испытывали особой нужды в вещах обихода или
одежды (служба на полигоне), то теперь просто не хватало денег на немецкий изыск.
Кстати, помню курс рубля по отношению к марке  - один  к двум с половиной.
Изумляли качество товара и ассортимент. Деньги ГДР, марки и пфенинги, ценили и
считали, позволяя себе только самое-самое.

   Излюбленными местами культурной программы, конечно же, были Шверинский замок и
Исторический музей с картинной галереей. В театре, кино появлялись лишь однажды,
чтобы убедиться - без знания языка нечего тут делать. Другое дело, культпоход
вокруг величественного замка, построенного сначала как каменная крепость после
пожара в 1160 году. Современный дворец, смешавший несколько архитектурных стилей,
воздвигнут в 1845-1857 годах по заказу великого герцога Ф.Франца II архитектором
Г.Деммлером.

   Мы были здесь ещё при использовании его как педагогического колледжа. Обойти
со всех сторон не менее интересно, чем побывать внутри. Тенистые рощи и террасы с
античными  скульптурами, скалистый грот у озера, сказочный вид на многочисленные
башни и лепнину. На трёх этажах комнаты великих герцогов разного времени,
роскошный тронный зал, галерея фамильных портретов из династии Мекленбург. А ещё
майсенский фарфор, старинная мебель, картины, ружья и пистолеты, холодное оружие.
За всем этим стояла история в восемь с лишним веков.

   Лично я знал больше, чем семья, чему способствовали командировки - служебные,
шахматные. Они за границей обязательно познавательные. Приходилось бывать в
Ростоке и Висмаре - у Балтийского моря, в Потсдаме - рядом с Берлином, в
Магдебурге - на западе, в Фюрстенберге, Нойрупине, Нойштрелице - на востоке. А
это незабываемые впечатления от поездок на машине по автобанам или в вагоне с
остановками на перепутье.

   Прежде всего надо отозваться о капитальном строительстве. Вот у кого, у
немцев, надо брать пример. Как они методично, не торопясь, а в установленные
сроки, воздвигали кварталы домов. Сначала выравнивали большие площади, проводили
необходимые подъезды с твёрдым покрытием, отрывали подземные коммуникации и
устанавливали оборудование, подвозили краны с рельсовой дорожкой, стройматериалы,
обеспечивали рабочих бытовками. Только после этого появлялись большегрузы с
изготовленными на заводе ячейками жилья. Пазлы из железа и бетона быстро
складывались и вырастали - похоже на детские забавы с кубиками. Это сейчас
примерно так у нас строят, а у немцев - полвека назад! Причём ни один рабочий не
был похож на героя труда, всё делалось не спеша, я бы даже сказал, с ленцой. Боже
упаси, если у специалиста не будет хорошего инструмента или кто-то свыше
попытается сорвать его "второй кофе". Социалистическая планомерность была по душе
немецкому народу.

   По разным дорогам приходилось передвигаться в ГДР, но только не по плохим.
Месили грязь лишь на танкодромах и полигонах. Видел строительство новых. Не менее
метра в глубину, и на многочисленные слои ложилось покрытие. Все необходимые
приставки на обочине по трассе прилагались. Страна небольшая и может себе
позволить такую роскошь, скажете вы. Может быть не в этом дело, а в честности и
добросовестности подрядчиков и строителей? Красть чего-либо здесь просто не
принято. Убеждался неоднократно на бытовом уровне.

   Особо отмечу технику передвижения. Двухэтажные вагоны были на моём пути -
необычно как-то, но целесообразно! Экономили, правда, на железнодорожных станциях
и вокзалах - в зимнее время не согреешься, разве что в буфете или закусочной. Всё
остальное было. Имелись также очень простые, но надёжные легковые автомобили.
Один из которых носил название "Трабант" (спутник), в честь первого, запущенного
в 1957 году ). Не знаю, что назвать прототипом, но очень похож на наш
"Запорожец". Задуманный в качестве «народного», предназначенный для  массовой
автомобилизации, Trabant был самым дешёвым легковым автомобилем в ГДР. Его
розничная цена держалась на уровне лишь немногим выше, чем на мотоцикл с
коляской. Последняя модификация представляла пластмассовый кузов,
невосстанавливаемый, однако, при повреждении.  Сегодня это легенда, которой
готовится будущее - электромобиль со скоростью в 130 км в час, пробегом в 160 км.
при зарядке в обычной розетке в течение нескольких часов.

   Когда землю называют обетованной, имеют в виду желание вернуться туда ещё и
ещё раз.  Так сложилось в жизни военного журналиста, что возвращался. О второй
"пятилетке" в Шверине расскажу позже. Знаю также о таком же стремлении
соотечественников, тех, кому приходилось служить в ГСВГ и ЗГВ. Очень многих, и ни
один не отозвался плохо. Я русский, мне дорога моя родина - Россия, но чем-то
трогает за живое общение с немецким краем, его народом. Прежде всего связывает
история, не всегда любвеобильная, скорее даже кровавая - мои родители воевали с
фашистами. Немцы осознали, по крайней мере те, с которыми встречался, надо жить в
мире. Они знают и любят труд, а нам не грех этому поучиться.


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Поскольку я уже 23 года живу в Германии, мне было очень интересно читать Ваши впечатления об этой стране. Впечатления не простого обывателя, а замполита да ещё и корреспондента. О-о-очень во многом наши (моё и Ваше) мнения сходятся. Вопрос по ходу - кто такие славяне-ободриты? Вы интересно рассказываете, но ,не сердитесь, несколько по замполитовски, казённо. В Шверине не была и теперь захотелось съездить, если станет сил. Всего Вам хорошего ЭРа

Элла Рахманова   07.08.2017 09:33     Заявить о нарушении
Ободри́ты — средневековый союз славянских племен, относящихся к полабским славянам. Ареал проживания — нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии (области, восточнее города Люнебург — Вендланд, район Люхов-Данненберг), где проживали древане. Другими словами, созданный франками собирательный образ латинской этномики (ободриты - те, которые живут перед Одрой.)

Александр Ортяков   07.08.2017 17:47   Заявить о нарушении
Вы знаете, земля обетованная та, в которую хочется ещё и ещё раз возвращаться. В Шверине служил 10 лет (в разные годы), а в 2012 году вновь повёз всю семью на 4 дня. Прошлись по знакомым местам - ностальгия!

Александр Ортяков   07.08.2017 17:55   Заявить о нарушении