Действие первое

Красная шапочка
(пьеса)

Посвящаю моему любимому Котёнку в день шестнадцатилетия.

Действие первое.

Комната в полумраке восходящего солнца. На столе, вокруг него, на стульях и на полу связки книг. На столе горит лампа. Отвернувшись от стола, не замечая рассвета, Учёный читает книгу.
В комнату входит девочка. На голове её красная вязаная шапочка.
Она не замечает Учёного, тот не видит её. Привстав на цыпочки, девочка вешает упавшую одежду, та не слушается, падает снова. Она снова вешает. Поправляет странную картину на стене. Подходит к столу.

Учёный хлопает ладонью по книге.
Учёный. Ну, вот! Я же говорил ему! А он не верил.

Красная шапочка. Ой! (приседает, прячась за стул)

Учёный. Кто здесь?

Красная шапочка. Здравствуйте.

Учёный. Здравствуй, дитя.

Красная шапочка. Извините. Я зашла убраться. Вы наш новый жилец?

Учёный. Да. Въехал вчера. Ещё толком не успел ничего разложить.
Учёный обводит руками стопки плотно увязанных книг.

Красная шапочка. Это ничего. Я могу вам помочь.
Поднимает стопку книг и несёт её к полке.
Ой!

Учёный. Что с тобой?

Красная шапочка. Там… на полке…

Учёный. А-а! Череп? Не бойся. Он не настоящий. Сувенир. Друзья подарили. Он светится в темноте. Хочешь посмотреть?

Красная шапочка. Нет. Вы его лучше в шкаф уберите.

Учёный. Конечно, милое дитя.

Красная шапочка. Что вы всё – «дитя», «дитя»? Я не ребёнок! Я женщина!

Учёный. Ух, ты! А как зовут тебя, хозяйка?

Красная шапочка. Вы можете звать меня Красная шапочка.

Учёный. Смешно. Это тебя так родители назвали?

Красная шапочка. Нет. Один человек. Он тоже жил у нас. Давно. И ничего смешного здесь нет.

Учёный. Конечно. Беру свои слова обратно.
Они вместе расставляют книги.

Красная шапочка. У вас много книг.

Учёный. Да. Мне приходится много читать. Я – историк.

Красная шапочка. Вот это здорово! Хотите я вам расскажу историю? Мне рассказал её один соседский мальчишка.

Учёный. Интересно.

Красная шапочка. Так вот. Как-то раз проголодались две черепахи. А дело было перед Новым годом. Одна из них решила пробраться на кухню к людям. «Там всегда найдётся, что съесть». «Иди, сказала другая, потом расскажешь мне». Вторая черепаха была жуткой трусихой. И вот, первая пробралась на кухню. Конечно, там было много того, что пришлось ей по вкусу. Но она так увлеклась едой, что не заметила, как на кухню вошёл мальчик.

Учёный. Тот, который рассказал тебе эту историю?

Красная шапочка. Да. А как вы догадались?

Учёный. Я – историк, и умею делать некоторые выводы. А что сделал мальчик?

Красная шапочка. Он взял черепаху и посадил её в ящик. Ну, и как вам эта история?

Учёный. Это ему черепаха рассказала?

Красная шапочка. Конечно, черепаха. Не сам же он всё придумал.

Учёный. И что он?

Красная шапочка. А что он? Запер её в ящике и держит до сих пор. Вчера мне показывал.

Учёный. И она… с тобой… разговаривала?

Красная шапочка. Будет она со мной разговаривать. Вас вот возьми, посади в ящик, много вы захотите разговаривать с людьми?

Учёный. Забавная история.

Красная шапочка. Забавная? А знаете, что тут самое забавное? То, что всё в этой истории – враньё! От первого до последнего слова!

Учёный. Я это понял: черепахи не умеют разговаривать.

Красная шапочка. Черепахи на новый год спят. И не ползают по сугробам.

Учёный. Похоже, ты права.

Красная шапочка. Я так часто права, что порой самой надоедает.

Учёный. Можно тебя спросить?

Красная шапочка. Спрашивайте.

Учёный. Почему бы тебе не зваться Дюймовочка или Золушка?

Красная шапочка. А зачем?

Учёный. Подумалось.

Красная шапочка. А вы помните, как закончились эти сказки?

Учёный. Более-менее…

Красная шапочка. Ну?

Учёный. Они же вышли замуж за принцев.

Красная шапочка. Вот видите. Тут и сказке – конец.

Учёный. Ну, почему же?

Красная шапочка. А вы почему не женитесь?

Учёный. Я, наверное, ещё не готов.

Красная шапочка. А вы думаете, они были готовы выйти замуж?

Учёный. Но ведь за принцев!

Красная шапочка. Тем более за принцев.

Учёный. Но ведь они же сами хотели выйти замуж!

Красная шапочка. Они хотели уйти из серости своего мира. А это разные вещи. Будто вы не знаете, чем кончаются такие скоропалительные браки.

Учёный. Действительно, такие вопросы не требуют спешки. Вот, например, одна… принцесса… Ты ничего не имеешь против принцесс?

Красная шапочка. Конечно, не имею. Любая девочка может родиться принцессой. Тут уж ничего не поделаешь.

Учёный. Так вот. Одна принцесса очень торопилась выйти замуж. Очень уж ей надоело родное королевство. Тут горы, там лес, города, замки, да два озера. Няньки там разные, кормилицы. Смотрят за ней, свободы не дают. Захотела она, как говорится, сменить обстановку. Тут как раз подвернулся неженатый принц. Пусть не самый умный, но что поделать. Зато уж как он её любил. Со временем принц стал, как положено, королём. Управлял королевством, как мог. А тут вдруг подданные организовали заговор и…

Красная шапочка. И что?

Учёный. Думаю, если бы она не вышла так легкомысленно замуж, может и осталась бы… жива. (замолкает)

Красная шапочка. Могу вас успокоить. Она и так жива. Держит цветочный магазин на углу улицы Мечтателей и проспекта Мира, что напротив часовни. Вывела даже новый сорт лилий и назвала его «Бедный Луи». Небесно-голубые, с них даже в самую сухую погоду капают росинки как слёзы. А он следит за теплицей и возит туда чернозём.

Учёный. Не может этого быть! Её… их казнили!

Красная шапочка. Это вы в книге прочитали? В таких толстых книгах ещё и не то напишут. Знаете, как это бывает?

Учёный. Ну, и как же?

Красная шапочка. А вот как: придёт один король, допустим, Теодор и скажет: пишите про меня, что я умный, добрый и заботливый. И как пойдут они писать! Оказывается, Теодор такой умный, что изобрёл и арифметику, и химию, и все иностранные языки. И мало того, что он эти языки изобрёл, так ещё и иностранцев на них научил разговаривать. Теорему Пифагора переименовали в теорему Теодора. Про доброту его тоже много чего насочиняли. Оказывается, он был такой добрый, что велел ночью у цветов свечки ставить, чтобы им было светло, а днём птичкам прямо к гнёздам корм приносить, чтобы они от воспитания птенцов не отвлекались. А уж какой он был заботливый! Расставил около каждого перекрёстка слуг, чтобы они ему сообщали, как только к перекрёстку старушка подойдёт. И он тогда со всех ног бежал из дворца и сам её через дорогу переводил.

Учёный. Неужели?

Красная шапочка. Так всё и было.

Учёный. Сам король старушек через дорогу переводил?

Красная шапочка. Конечно, нет. Не переводил, но в книгах-то написали. Потом пришёл король Христиан. Для начала он велел теорему Теодора закрыть и открыть теорему Христиана. Книги, конечно же, на макулатуру отдали. Из макулатуры сделали новые книги. В них писали уже про Христиана. Вот, мол, король-то у нас какой умный. Не только всем рассказал, что Солнце вокруг Земли вертится, но даже и вертеться его научил.

Учёный. Кого?

Красная шапочка. Солнце!

Учёный. Вокруг Земли?

Красная шапочка. Ну, да!

Учёный. (смеётся) Тебе разве не говорили, что всё как раз наоборот: Земля вращается вокруг Солнца!

Красная шапочка. Говорить-то говорили, только это он уже потом придумал. Сказал, что Солнце уже устало. Пусть теперь Земля вокруг него повертится. Только сдаётся мне, что он это у какого-то древнего короля вычитал и поэтому передумал. Третий король – Христофор – хотел тоже книги перепечатать. Да вот незадача – книжная фабрика сгорела. Тогда он велел в старых книгах имена прошлых королей аккуратно соскоблить и так же аккуратно вписать своё. А потом, когда починили книжную фабрику, велел напечатать ещё несколько книг. Где, между прочим, написал, что король Теодор запрещал чистить зубы, а король Христиан – есть на завтрак яичницу с колбасой

Учёный. Это ещё зачем?

Красная шапочка. Но ведь просто же! Вдруг случайно найдут старые книги, и окажется, что все короли одинаково хорошие. Так вот какой же из них был лучше? А тут ясно написано: один запрещал зубы чистить, другой – яичницу есть. Неужели не понятно? Ведь в старых книгах не говорится, что они это разрешали. Вот и выходит, что лучший король – Христофор!

Учёный. Христофор?

Красная шапочка. Ну, да. Вы про него, наверное, тоже читали. Ну, книгу эту, где он пишет, что Америку открыл.

Учёный. Христофор Колумб? Он королём не был, но Америку действительно открыл. Это исторический факт.

Красная шапочка. Это вы в наших книгах прочитали?

Учёный. Нет, в своих.

Красная шапочка. Понятно. Скорее всего, он скрыл, что был королём, когда книги перевели на ваш язык.

Учёный. Для чего же скрывать, что он был королём?

Красная шапочка. Старая история. Собрал он как-то ватагу пацанов. Ну, когда сам ещё был принцем. И повёл их в соседнее королевство.

Учёный. Зачем?

Красная шапочка. Яблоки там, видите ли, слаще были. Пацаны в этих делах знаете, как разбираются?

Учёный. Знаю. То есть… нет. А что дальше?

Красная шапочка. Дальше их поймал сторож. Мальчишки врассыпную. А Христофор остался. Я, говорит мол, принц. Ничего ты мне не сделаешь. А сторожу всё равно – принц, не принц. За яблоки-то с него спросят. Вот он из забора палку выломал и дал ей принцу для скорости.

Учёный. Но про это нигде не написано!

Красная шапочка. Как же. Разрешит он про это писать. Знаете, какое у него прозвище после этого было?

Учёный. Какое?

Красная шапочка. Христофор Колом битый или, сокращённо, Христофор Коломб.
Учёный. А его действительно звали Христофор Коломб. Когда он приплыл в Испанию из… другой страны.

Красная шапочка. Сами видите – всё сходится.

Учёный. Но ведь он всё-таки открыл Америку! На самом деле открыл!

Красная шапочка. Великое дело. Подумаешь! И кто этому был рад?

Учёный. Ну, не знаю. Наверное, испанский король.

Красная шапочка. Вот видите – опять король. А тот почему не написал, что сам Америку открыл?

Учёный. Ему это как-то не к лицу было. Король всё-таки.

Красная шапочка. А нашему, стало быть, к лицу? Я вам вот что скажу: это, наверное, не очень хорошее дело – Америку открывать? Вон и испанский король сам не поехал, нашего послал. Я вам недавно про мальчишку рассказывала.

Учёный. Соседа?

Красная шапочка. Да. Так вот, он летом улей открыл. Мёда захотел.

Учёный. И что?

Красная шапочка. Ничего. Кому это понравилось? Ему? Или пчёлам? Или пасечнику? Или его родителям? Может быть только доктору, который его от укусов лечил и за это с мальчишкиных родителей деньги брал.

Учёный. Ну, ты сравнила! Открыть улей с мёдом или открыть Америку!

Красная шапочка. А что? Американцам стало хорошо от того, что их открыли?

Учёный. Нет. Поначалу нет. И вообще они назывались индейцами. То есть Колумб думал, что они индейцы, потому что считал, что открыл Индию. А потом туда приехали другие люди, и они уже стали настоящими американцами.

Красная шапочка. То есть, если бы мальчишка залез в скворечник и назвал птенцов пчёлами, потому что подумал, что лезет в улей, а потом бы этот «улей» заняли лягушки, которых все стали бы звать настоящими птицами, то от этого кому-то стало бы хорошо?

Учёный. Не думаю.

Красная шапочка. И я не думаю. Поэтому мне ваши истории не нравятся.

Учёный. По-твоему, лучше изучать историю по сказкам?

Красная шапочка. Да, лучше.

Учёный. Я согласен. Многие сказки основаны на реальных событиях, но ведь в них есть и ложь, и преувеличение, и украшения всякие.

Красная шапочка. В сказках люди видят, где приукрашено, а где – правда. А вы в своих книгах можете отделить правду от прикрас? Не можете. В сказках ложь не прячут. Её сразу видно. А если в ваших книгах прячут ложь, то это кому-то выгодно.

Учёный. Ты права, девочка. Пожалуй, никто теперь не разберёт где тут правда, где нет. (Учёный закрывает книги и кладёт их в шкаф). Что же мне теперь с ними делать? Выбросить?

Красная шапочка. Не знаю. Пусть лежат. Пусть люди их читают. Пусть сравнивают со сказками.

Учёный. Что же делать?

Красная шапочка. Пойдёмте чай пить. Вы пироги больше с чем любите? С повидлом или с капустой?


Рецензии
Очень милая Красная Шапочка и умненькая .Понравилось!
С уважением ,Маша.

Маша Селебрити   05.02.2018 18:58     Заявить о нарушении
Маша, это вообще моё впечатление от исторической науки.
Кр.Ш. - моё альтер эго. А ещё здесь многое от Шварца и чуть-чуть даже Кастанеды.
С уважением,

Егор Черепанов   06.02.2018 17:46   Заявить о нарушении
Я тоже думаю,что все достоинства преувеличивались.
С уважением ,Маша.

Маша Селебрити   06.02.2018 19:05   Заявить о нарушении