Глава 34. Англия при Оливере Кромвеле

Перед рассветом памятного дня, когда казнили Короля Чарльза, Палата общин утвердила акт, объявивлявший изменником любого, кто назовет Принца Уэльского или другого претендента Королем Англии.

Через некоторое время члены Палаты общин заявили, что в Палате лордов нет необходимости - этот вредоносный орган необходимо упразднить, а также убрать все статуи прежнего короля , что установлены на здании Монетного двора и в других общественных местах Сити.

Некоторым заметным роялистам удалось избежать казни,  других  взяли под стражу. А после казни ЛОРДА ХЭМИЛТОНА, ЛОРДА ХОЛЛАНДА и ЛОРДА КЭЙПЕЛА был учрежден Государственный Совет - как главный государственный управляющий орган.

Совет состоял из 41 члена, 5 из которых были пэрами. Президентом назначили Брэдшоу. Палата общин переназначила тех членов, которые не одобряли казни короля, и общую  численность представителей довели до 150  представителей.

Однако оставалась армия - 40.000 вооруженных людей. И с этим надо было что-то делать.

Стоит заметить, что еще до казни короля в армии выбрали несколько офицеров - в качестве представителей в Парламенте. А теперь и простые солдаты произвольно принимали на себя эти обязанности.

Полк, находящийся  в Ирландии, взбунтовался;  и конный взвод в Лондоне поднял собственный стяг и отказался подчиняться приказам. За это зачинщика расстреляли,  но проблему не решили, поскольку двое соратников казненного организовали народные массы и устроили публичные похороны: под звуки труб траурная процессия из военных и граждан медленно двигалась по улицам Лондона; люди несли букетики розмарина, окропленные каплями крови.

Оливер оказался единственным, кто смог разобраться с такой сложной ситуацией. Однажды ночью он ворвался в город Бедфорд, близ Сэлисбери, где укрывались некоторых повстанцы. Он арестовал 400 и большое количество расстрелял по приговору трибунала.  Словом, очень скоро солдаты и остальные граждане убедились, что Оливер не из тех людей, которые шутят. На этом с бунтовщиками было покончено...

Но в Шотлендском парламенте еще не успели познакомиться к Оливером; там, узнав о казни короля, объявили Принца Уэльского Королем Чарльзом II - только на условиях, что он признает Священную Лигу и Договор.

Сам Чарльз в это время находился за границей, ожидая поддержку от Монтроуза и представителей от Шотландии -  аналогично в данной ситуации поступил бы и его отец...

Однако надежды быстро рассеялись, ибо Монтроуз, набрав в Германии отряд сторонников - "за хлеб, готовых в бой головорезов",  высадился с ними в Шотландии, но неожиданно обнаружил  полное  запустение. Дело в том, что жители этой местности при первых сообщениях о сего приближении, предпочли покинуть свои дома  и разбежались, кто куда.

В итоге, не получив поддержку от населения, он с трудом продвигался далее - до тех пор, пока его не арестовали.

После его перевезли в город Эдинбург, где с ним обращались с максимальными "преимуществаи" изменника,  не очень вежливо  усадив в грубую телегу, чтобы доставить в крепость.  Его  понуро офицеры по двое шли следом...

Парламент приговорил повесить Монтроуза на высоту 33 фута, голову отрубить и водрузить в назидание и устрашение на кол в Эдинбурге, остальные части тела рассеять по разным местам -  в лучших традициях самых свирепых варварских племен.

Монтроуз заявил, что всегда действовал по королевскому указу, и добавил, что рад узнать, что его части тела распространят по разным городам и весям, ибо теперь он уверен, весь христианский мир узнает о его лояльности королю.

 Он мужественно поднялся на эшафот, сияя в ослепительном наряде, и, не дрогнув,  положил голову на плаху. В тот же миг одним ударом топора на 38 году оборвалась его жизнь.

Не успел с его губ слететь гордый дух,  а Чарльз уже предавал память верного слуги и всячески отрицал, будто поручал поднимать армию и организовывать сопротивление в его интересах. О, эта семейная слабость Чарльза II!

Тем временем Парламент назначил Оливера главнокомандующим армии и отправил в Ирландию, где он жестоко отомстил повстанцам за восстание. Особенно кровавый кошмар он устроил при осаде Дрогхеды, где около 1000 жителей укрылись в большой церкви. Солдаты Оливера перебили всех до одного - после чего за ними закрепилось меткое  название - "железнорукие". Среди убитых были монахи и священники, и Оливер грубо докладывал в депешах, что их башки он тоже проломил.

Когда Чарльз прибыл в Шотландию, члены Священной Лиги и Договора устроили ему наискучнейший прием в виде утомительных церемоний и воскресных проповедей,  так что скоро он готов был сам разломить башки благодетелям, которые собирались восстановливат власть сего великолепного принца.

Оливер, назначив пасынка Аэртона военачальником, продолжал покорять Ирландию, и вскоре привел эту страну к полному подчинению и повиновению.

 Парламент  утвердил закон, объявивший амнистию всем участникам восстания, за исключением  наиболее знатных дворян, поддерживавших восстание деньгами, убивавших протестантов или отказывавшихся сложить оружие.

Большое количество ирландевы покинули страну - открывалась возможность наняться на военную службу в иноземных армиях.

Тем временем многие земли оказались под арестом и неподъемными штрафами. Либо передавались во владение лицам, оказавшим финансовую поддержку Парламенту до начала войны.

Надо признать, меры были жесточайшими, и все же, если бы Оливер остался в Ирландии и ему дали свободу действий, опустошение этой многострадальной страны могло бы стать непоправимым.
Оливер отправился домой, несмотря на заманчивые предложения, поступавшие ему от парламента Шотландии. По возвращении его назначили Главнокомандующим Вооруженных Сил Содружества, и через три дня он с 16-тысячным войском шел военным походом в Шотландию.

Шотландцы, как вы понимаете, к тому времени предусмотрительно подготовились. Понимая, что не приучены противостоять в открытом бою "железноруким", они рассуждали  так: "Если мы останемся в наших траншеях, если жители покинут земли и дома и оставят врагам запустение, тогда "железноруких" выбьет еще более могучая железная рука - голод. И они уберутся, откуда пришли".

План превосходный! Однако, не предусмотревший маниакальное стремление шотландских клириков соваться в дела, в которых ничего не смыслят.

И шотландские клирики развернули активную пропаганду (ох уж эта пропаганда! уже в те времена было доказано ее ошеломляющее и разрушающее влияние!) :  они день и ночь твердили, обращаясь к солдатам, что нужно выходить из укрытий и сражаться во что бы то ни стало. И очень быстро солдаты  вбили себе в голову "высокий дух патриотизма", и вступили-таки  с "железнорукими" в открытый бой! Конечно же,  Оливеру ничего другого не оставалось, как разбить их в пух  и прах...

Да, в злосчастную минуту (прежде всего для самих себя) шотландские герои ринулись в бой!  Итог печальный - 3.000 убитых и 10.000 взятых в плен...


 


Рецензии