Война лейтенанта Казьмина-7. Домострой

Весна. Ушла из станицы полая вода. Тёплые ветры подсушили землю. Ласковые солнечные лучи загорелись в окнах школы, зайчиком забегали по школьной доске, партам, отвлекая внимание детворы. Переливчатый звонок известил о начале большой перемены. С шумом распахнулись двери классов. И детвора с гремящим потоком выплеснула на улицу, школьный двор. Вышли учителя, разместились на скамейках, стоящих на солнечной стороне и стали смотреть, как Клавдия Ивановна и Анна Ивановна организуют игры с детьми в младших классах.
- Ну и Клавдия Ивановна, бегает с детьми, как девочка, маленькая, худенькая, - заметила учительница. Дарья Марковна.
- А с чего ей быть полной-то? С нашей зарплатой не располнеешь. От мужа аттестата нет, а те деньги, что получала по аттестату, говорят, Вам, Дарья Марковна, отдала на покупку коровы, - сказала Зинаида Александровна.
- Да, это верно. Мы хотим купить одну корову на двоих, чтобы наши дети имели ежедневно молоко. Но ведь вы знаете, что не столько еда, сколько беда сушит человека. Она очень тоскует по мужу. Даже по ледяной воде во время половодья бродила на почту, надеясь получить письмо, а его всё нет.

- Ой, до чего же мы, женщины, глупые существа! – возмутилась Мария Николаевна, недаром многих из нас мужчины не ценят. Я не могу понять Клавдию Ивановну. Вот уже три года она живёт без мужа, без ласки, без внимания. Только работа дома, в школе, госпитале, общественные нагрузки да плюс часто больные дети и никакой личной жизни. А она ведь молодая. Не верю, что из-за любви к мужу она обрекла себя на такую жизнь. Все мы любим своих мужей, но каждой нравится, если поухаживает симпатичный галантный мужчина. Сразу поднимает жизненный тонус, «всё становится вокруг голубым и зелёным», как в песне поётся, начинаешь следить за собой, одеваться красиво. И мечты, мечты, мечты! Надо её с кем-нибудь познакомить.
- Об этом просит мой квартирант полковник, - сказала Зинаида Александровна. Он буквально влюблён в неё, ходит на все постановки пьесы Гусева «Слава», где Клавдия Ивановна играет роль Наташи. У него по отношению к ней очень серьёзные намерения, так как семья его, жена и дочь, погибли. Но как познакомить, когда Клавдия Ивановна и слушать не хочет. Я уже пробовала почву. Однолюб она.
- Говоришь однолюб? – спросила Мария Николаевна, - наивная она. Всё это создала в своём воображение, а в жизни всё проще. Её муж, я уверена, если даже и очень любит её, не упустит удобного случая и на фронте и в тылу. А она ещё будет кусать локотки, да не достанет. Видела я на фотографии её мужа. Ничего особенного. По глазам видать, - хороший кот. Я об этом сказала ей, так она на меня обиделась. «Вы не знаете моего Славу, - говорит она, - его не интересуют другие женщины». Но не святая ли это простота! И как не досадовать на неё.
 Прозвенел звонок. Возбуждённые игрой ученики побежали в классы. За ними пошли учителя.
               
  Вечером в клубе для одной из воинских частей ставили пьесу Гусева «Слава». Иван Васильевич пришел с работы, Клавдия Ивановна собирала свой реквизит.
- Вы сегодня ставите пьесу в клубе?
- Да, папа.
- Ну-ну. Вот решил сегодня посмотреть. К нам придёт Евдокия.
- Хорошо. Ты дождись тётю Дусю, а я тебе займу место на первом ряду, зайдёшь в боковую дверь, если не опоздаешь.
Заведующий клубом приветливо встретил Ивана Васильевича, указал занятое место на первом ряду. Тут же стали впускать в клуб, прибывших строем бойцов и командиров. Рядом с Иваном Васильевичем сели майор и подполковник.
- Обрати внимание на Наташу, - сказал подполковник Майору, - эту роль исполняет учительница. Мне она очень нравится, но ни как не могу с ней познакомиться. Она играет без грима. Очень симпатичная.
- Да я вижу, ты уже не раз смотрел эту пьесу?
- Да, конечно. У неё двое детей. Муж на фронте. От него давно нет известий. По-видимому, погиб, а похоронка затерялась.
- Какая осведомлённость! И кто тебе сообщает такие точные данные?
- Её коллега по школе у которой я квартирую. А после пьесы будет играть струнный оркестр и петь прехорошенькая девушка лет 17-ти. А оркестром руководит та самая учительница, что исполняет роль Наташи.  Домой её всегда провожают музыканты. Но сегодня я обязательно уведу её от них.
- И как же ты решил действовать? Приступом брать?
- После окончания вечера пойду на сцену благодарить исполнителей и уже не отпущу её от себя.
- Ну что же, давай, успеха тебе!
- Да нет, это не тот успех, о котором ты думаешь. Ты же знаешь, что у меня нет семьи.

Занавес открылся. Зал затих. Иван Васильевич рассеянно смотрел на сцену. Он слышал разговор подполковника с майором.
- Ишь, чего захотел, хлюст! Я тебе так и позволю увести! – мысленно он сказал подполковнику, - посмотрим, как ты уведёшь её!
Сыгран был последний акт. Занавес закрылся. Бурно аплодировали бойцы, вызывая артистов. На сцену поднялся подполковник, от имени бойцов и командиров поблагодарил режиссера и артистов за хорошо сыгранную пьесу. Занавес вновь закрылся. Бойцы пошли к выходу, а Иван Васильевич на сцену. Подполковник улыбаясь, что-то говорил Клавдии Ивановне. Она увидела возмущённое лицо отца и подошла к нему.
- Что случилось?
- Ничего. Бери свои вещи и пошли. Время позднее. Завтра на работу. Сестре Евдокии  тоже не мёд сидеть с детьми.
- Понравилось тебе, как мы играли?
- Пошли! Дорогой поговорим.
Клавдия Ивановна взяла чемоданчик и они вышли из клуба.
- Играли вы неплохо.  Это большой труд вашего режиссера. Что значит профессионал. И всё же тебе надо кончить эту самодеятельность и больше уделять внимание своим детям. Мне некогда ими заниматься.
До дома они шли молча.

 Прошло два дня после постановки пьесы в клубе. Клавдия Ивановна вечером проверяла тетрадки учеников, дети играли в кубики, Иван Васильевич занимался бухгалтерскими книгами. В дверь постучали. Клавдия Ивановна открыла. Вошла Зинаида Александровна с военным. Иван Васильевич сразу узнал в вошедшем подполковника, который сидел с ним рядом в клубе. Гости поздоровались. Клавдия Ивановна пригласила их в комнату.
- Познакомьтесь, это мой квартирант Иван Григорьевич, сказала Зинаида Александровна и густо покраснела от недоброжелательного взгляда Ивана Васильевича.
- Очень приятно. Иван Васильевич, - представился он сухо, подавая руку полковнику, - это моя дочь, Клавдия Ивановна. Проходите, садитесь.
- Мы ненадолго.  Я пришла к Клавдии Ивановне за методическим пособием, а Иван Григорьевич вместо прогулки напросился сопровождать меня.

- Подполковник в Иване Васильевиче узнал старика, который увёл Клавдию Ивановну из клуба.
- Вот у вас, Зинаида Александровна, я вижу, есть время отдыхать после уроков, прогуливаться, - с возмущением сказал Иван Васильевич, как это вы в школе умудрились всю общественную работу свалить на Клавдию Ивановну. А ведь у неё двое маленьких детей, заочный институт, я – немалая нагрузка. Семью надо накормить, обстирать. Или чужая ноша всегда легка. Вы хотя бы один раз сходили в госпиталь подежурить ночь, а потом без сна прямо на урок. Вот вы тогда по-другому бы заговорили и думали уже не о том, как прогуляться с квартирантом, а о том, как хотя бы часок поспать.
- Зинаида Александровна, смущённая, обескураженная, побледневшая, вскочила со стула.
- Извините, Иван Васильевич за беспокойство. До свидания! - взволнованно сказала она и стремительно вышла из комнаты. За ней последовал подполковник.
- Сегодня! – с досадой прошипел Иван Васильевич, как только за ними захлопнулась дверь.
- Папа, что ты говоришь? Она порядочная женщина.
- Молчи! Знаю я, какая она порядочная женщина! Это подполковник вздумал волочиться за тобой. Я ему поволочусь!
- Что ты придумываешь?
- Не придумываю! Я сам слышал, как он обещал майору увести тебя после постановки пьесы.
- Ну и пусть говорят, что хотят. Это не от них зависит, а от меня. Я без твоей помощи любого подлеца поставлю на место. Напрасно волнуешься. И потом, в какое неудобное  положение ты поставил и меня и себя. Какое мнение у них создаться о нас.
- Наплевать мне на их мнение!
- Папа! Прошу тебя, не следи за мной. Я взрослый человек. Мне очень стыдно. Разве я подала повод для подозрения? Ты же знаешь, что я люблю только Славу и мне никто другой не нужен. Я жду его. И каким бы он не возвратился с фронта, для меня и детей всегда будет дорогим и любимым.  Только бы вернулся.
- Ну, ладно дочка, не обижайся. Немного погорячился. Мне стало досадно: один на фронте кровь проливает, а другие в тылу развлекаются.

- Ну и ну! Прямо домострой! – выскочив на улицу, сказал подполковник, - он за ней, как за дошкольницей ходит. Теперь мне понятен его гнев. Он в клубе слышал мой разговор с майором. Поверьте, Зинаида Александровна, в нашем разговоре ничего предосудительного не было, мне нравится Клавдия Ивановна. Вы об этом знаете. Ну и что тут зазорного? У меня нет семьи, а у неё давно от мужа известий нет. Война. Всё может быть.
- Иван Григорьевич! Я действительно поступила глупо. Иван Васильевич вгорячах может наговорить моему мужу бог знает,что. Они вместе работают.
- Ничего, не волнуйтесь. Я всё объясню вашему мужу.

Далее глава 8. Эвакуация
http://www.proza.ru/2017/07/26/671               


Рецензии