Юрисдикция тьмы

                Н.А.С.

Достоверное   понятие  религии  в современном мире  не определено; в этом состоит причина  своеволия* этого явления,  склонность  религиозных служителей  к принятию решений на основе собственной воли, в том числе вопреки здравому смыслу, мнению окружающих, соображениям законов, обычаев, правил. 
Для общества это  не праздный вопрос;  «ubi jus incertum, ibi nullum» - если законом  не определено, что  religio, fascismus  –  преступные организации,  закона против них нет. 
Производимые  во множестве  попытки  дать  юридически  ясное определение этому предмету сводились к философским размышлениям,  и вследствие этого  в существующей юриспруденции  отсутствуют  (лат. jurisdictio)  пределы  компетенции   суда либо другого органа государственной власти. 
Не имели успеха  попытки классифицировать религии по вполне очевидной причине:  религия дробилась на виды, тогда как  предмет  этот  относится  к категории рода.
Но даже это научное изыскание религиозные деятели  исхитрились использовать  для усиления одной конфессии против других. 
Поэтому надо начинать с признания религии родительницей множества конфессий.
Религия  как род обладает неизменяемыми атрибутами, тогда как многочисленные вероисповедания  есть видовое разнообразие, составляющее  Modus vivendi. 
Для применения в юридической практике религия относится к категории рода, а все религиозные конфессии (вероисповедания) относятся  к видам.
Уже одно это решает проблему исключительности какой-либо одной религиозной конфессии, предупреждает межконфессиональные конфликты и войны за право именоваться не «ложной, не псевдо-, а истинной религией». 
Если предмет не определён,  его можно   детерминировать    по качественным характеристикам, свойственным этому  предмету. 
Если существует  понятие «ледяной ветер»,  по качествам такого ветра легче понять: что есть лёд?
Знание освобождает от религиозности, от неясных предположений, и начинаются знания  о религии с понятия религиозности.
Незнающий, но предполагающий о существовании  надчеловеческого  духовного мира человек религиозен. 
По Цицерону религиозность  «связывает, сковывает»  мнимыми фантазиями, от  которых трудно или невозможно освободиться.
Вера, относящаяся к религии в реальности суетная, ничтожная, и определяется как суеверие. 
Твёрдая, непоколебимая вера может существовать только с доказанными неопровержимыми фактами, подтверждёнными экспериментальными опытами. 
Всё относящееся к религиозному не в состоянии быть доказанным, а потому является сомнительным и недостоверным. 
Извращения реальности не обладают фактологией,  их можно воспроизвести лишь  в воображении религиозной персоны. 
Начальная степень религиозности – это соглашение индивидуума или группы с навязываемым безальтернативным мнением и принятие ложного убеждения в качестве неопровержимого догмата.
Крайняя степень религиозности – обязательное подчинение уставам религиозной организации,  выражающееся в соблюдении всех церемоний (латин. саегеmonia, букв. почтение, благоговение) , исполнении обрядов, ритуалов, таинств, празднеств и проч. 
Быть религиозным вовсе не означает владеть истиной. В мире не существовало бы бесчисленное количество религиозных партий, сообществ, собраний, конфессий,  клира, если хоть одно вероисповедание владело бы истиной. 
Если в бочке мёда обнаружится всего лишь ложка дёгтя – весь мёд будет считаться испорченным;  так и каждая религиозная конфессия в той или иной степени  содержит ложь в значении полуправды. 
В действительности в религии нет такой лжи, которая не была бы похожа на правду.
Если же в идеологии религиозной конфессии  обнаруживается полуправда,  констатация всей религии лживой становится неизбежной. 
Конфликт между религиозными конфессиями неизбежен;  каждая конфессия будет употреблять все силы, чтобы добиться главенства, признания её «истинной».
Вынесение  судебного решения  в пользу какой-либо одной или нескольких  конфессий незаконно и неправосудно,  ибо оценочное суждение: какая ложь более лжива, а какая правдива заведомо абсурдно.
Беспощадную межконфессиональную войну  духовенство готово вести до принесённого в жертву последнего прихожанина, сохраняя свою  «сакральность».   
Определяя религию по Лактанцию как  «почитание, поклонение», нелишним было бы добавить также и «пренебрежение, презрение», что свойственно по отношению к конкурирующим конфессиям. 
Учитывая определение  Лактанция  о религии как «почитании и поклонении»,  нужно двигаться к истокам; ведь для уважительного почитания мыслимой идеи должна быть весьма веская причина.
Для того, чтобы согласиться стать религиозным верующим, принять то или иное вероисповедание, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, нужны убедительные причины. 
Так исторически сложилось, что этими  причинами  значатся огонь и меч.
Добровольное участие в религиозной организации также допустимо. 
Чаще всего оно сопровождается  приобретением той или иной выгоды. 
Низший, потребительский уровень получения выгоды образно выглядит так:
 
«И увидела женщина, что это дерево хорошо для еды и вожделенно для глаз и желанно для постижения, взяла его плоды и ела, и также дала её мужу с ней, и он ел.»
 
В высшем уровне нет ни почитания, ни поклонения, но только жадная страсть обладать превосходством. 
Змей представлен в образе религиозного деятеля, обещающего то, чем сам не обладает. 
Змей выступает как посредник между человеком и богом, представляющий интересы последнего. 
Змей облечён сакральностью  и истинными знаниями, которые доверительно сообщает человеку: 

«И сказал змей женщине: «умереть не умрёте! Ведь знает бог, что в день, когда вы попробуете  его плоды, ваши глаза откроются и вы станете как бог, ведающими добро и зло». 

Здесь нет и принуждения, однако человек становится религиозным, а значит, потенциально опасным:
 
« И выслал его Г-Дь бог из сада Эдена возделывать землю, из которой тот взят.
И  изгнал человека, и поставил к востоку от сада Эдена крувим и пламенный вращающийся  меч.»   

Вот качества религиозности, основанные на «человеческой деятельности, исходящей из предположения о существовании надчеловеческого духовного мира».
Принимая этот мир таким, каков он есть, можно быть уверенным в том, что нет ничего невозможного в многообразии этого мира, что не могло бы свершиться. 
По причине приобретения человечеством знаний религиозная система мимикрирует, приспосабливается к обстоятельствам и существующему положению. 
Но, дойдя до истоков религиозности и выявив образ религии, можно дать этому предмету как подробное, так и краткое определение.   
___
 *Своеволие -отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как прихоть, произвол, как самонадеянная вера только в себя и свои способности, как переоценка своих сил, как непослушание, неподчинение воле взрослых.


Рецензии