Наше поколение

   
В  советском фильме «Дорогой мой человек» есть эпизод, когда маленькая девочка разговаривает со старым матросом с «Авроры», он говорит ей: «Вот ты со мной запросто, а я – история!» Я эти слова старого матроса то и дело вспоминаю, когда сейчас общаюсь с молодёжью.  Я и, правда, уже чувствую себя историей. Ребёнком спасалась от бомб в Москве во время Отечественной войны, помню пленных немцев на улице Горького, Салют Победы помню, помню пленных немцев работавших на восстановлении, разрушенных ими домов в Москве уже после войны. Помню Сталина на трибуне Мавзолея во время праздников и день его смерти и похороны вождя тоже помню. Но главное, наверное, во всех этих событиях не  сами исторические моменты, а атмосфера их окружавшая, какие-то минуты, врезавшиеся в память. Вот во время войны кроме бомб, развалин домов, бомбоубежища помнится вечное состояние голода. И это притом, что мама то и дело обделяла себя, чтобы мне больше досталось. Ярко помню, как я сидела за столом за чашкой чая, держа в руке кусок чёрного хлеба в то время, как мама пыталась растопить «буржуйку». Дрова были отсыревшие, печка никак не разгоралась. Мама только что не плакала, так ей было неприятно, что дрова всё не горят. Мне её стало очень жалко, захотелось утешить. К тому времени я уже доела хлеб, оставив себе «на закуску» от него очень вкусную поджаренную корочку. Эту-то корочку я решила отдать маме, чтобы она утешилась. «На, возьми, съешь, это очень вкусно!» - сказала я и протянула драгоценную корочку маме. Расстроенная   мама схватила корочку и швырнула её в печь, сказав: «Отстань». Я разрыдалась. Мне было обидно, что мама меня не поняла, что она ответила мне сердитым голосом, вроде я в чём-то была виновата, но главное, мне было безумно жаль такую вкусную корочку, которая теперь пропала зря. Конечно, меня мама утешила, объяснила мне в каком она была состоянии, но у меня и сегодня перед глазами момент, когда корочка летит в печь.

Огромный, удивительный Салют Победы запомнился не так ярко, как бег мамы со мной по ещё спящей Москве к дому бабушки( она тогда жила в нескольких остановках трамвая от нас) и слёзы радости мамы в связи с сообщением по радио о том, что настал День Победы. На улице стоял постовой  у пожарного депо, этого чужого дядьку мама обняла и стала, целуя поздравлять с Победой. И этот мужчина тоже заплакал, и так они стояли несколько минут плача, обнявшись.

Недалеко от нашего дома пленные немцы строили дом. Мы дети бегали к ним, чтобы дразнить их, распевая: «Немец, перец , колбаса, тухлая капуста, съел мышонка без хвоста и сказал, как вкусно!» Для нас они  не были нормальными людьми. Для нас долгое время слово «немец» означало что-то плохое.

Имя Сталина в моём детстве и юности значило очень много. Если во время демонстрации мы его видели на Мавзолее, то радости не было конца, а если его там не было, мы ощущали, что ходили на демонстрацию зря.

Помню , как плакала наша «твердокаменная» историчка в день его смерти. Мы и представить себе не могли, что она может плакать.

Потом для меня и моих сверстников и людей постарше   имели значение ХХ и ХХ11 съезды партии. Они не были похожими на съезды, что проходили при Сталине и тем более были не такими, как при Брежневе.

Так называемая «оттепель» для меня сказалась на том, что я прочитала Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Книга мне понравилась. Это чуть ли не единственное произведение Солженицына, которое я читала без возмущения его антисоветским душком.

Старый афоризм – историю делают люди. Да, целина, БАМ и прочее, и прочее, куда уезжали мои сверстники, чтобы страна залечила раны после войны и вновь стала цветущей, богатой, самой лучшей в мире. Для современной молодёжи эти стройки – история, а для моего поколения просто наша жизнь.

Наше поколение гордилось лучшим в мире советским образованием. В наши вузы приезжали народы разных стран, понимая это. А мы сами не только заканчивали институт по тому направлению, что был нам наиболее интересен, но и стремились поступить и во второй, и в третий вуз, желая стать широко образованными людьми. Мы уверены были, что только такие образованные люди могут строить Коммунизм и потом жить в нём. А то , что мы придём к Коммунизму наше поколение было уверено. Именно поэтому СССР шагнул в науке, технике, медицине так далеко, что прочие страны приезжали к нам « за умом». Советские годы, особенно после того, как страна залечила раны войны, были годами расцвета, достижений в физике, космосе и т.д.

Начинаешь об этом  всём вспоминать и чувствуешь себя древней, как Фараон. Да и что удивительного, моё поколение лучшие годы свои прожило в ХХ веке, т.е. в прошлом столетии. Однако на свалку истории ещё не хочется. Наоборот, очень хочется заразить молодых сегодня, нашим тем энтузиазмом, вмешиваться во всё в жизни, желанием учиться, перевернуть мир! Вопрос только , как это сделать. Пока слышат нас единицы.


Рецензии