Лучше всякого курорта

    
В семидесятые годы я каждое лето стремилась отвезти своих детей на юг к морю. Дело в том, что они у меня часто зимой болели разными простудными заболеваниями. Мне хотелось , чтобы ребята прогрелись на солнышке , надышались морским воздухом и тем самым подлечились. Сыну было 4 года, дочери 10 лет, когда одна моя хорошая знакомая посоветовала вместо курортов на Чёрном море отправиться с детьми в крупный индустриальный город Ростовской области, порт на северо-восточном побережье Таганрогского залива Азовского моря город Таганрог. Она меня заверила в том, что хоть  в Таганроге и  кипит работа по производству сверхмощных котлов для тепловых электростанций, выпускаются трубы для нефтяной и газовой промышленности, производятся зерноуборочные комбайны «Колос», есть кожевенная, мебельная, обувная промышленность и судоремонт – всё это не сказывается на экологии города. А само это присутствие разнообразной промышленности в городе отпугивает многих туристов и курортников от него. Город чистый, безлюдный , пляжи песчаные, на каждом шагу есть места, где можно недорого пообедать. В заключение она сообщила мне, что после отдыха в Таганроге ей больше никуда не хочется ехать в отпуск.

Естественно, что я клюнула на такую агитацию, тем более, что она дала мне адрес женщины, у которой можно остановиться  с детьми.

Мы попали к очень милой женщине в чистый уютный домик. Она предоставила в наше распоряжение комнату, где было три кровати, за которые с детей она брала по 50 коп. в сутки, а с меня 1 рубль.

Домик стоял в переулке, заканчивающемся у самого залива.

Бросив чемоданы, даже не распаковав их толком, а лишь схватив купальники, мы с ребятами побежали к морю. Вода в заливе была очень тёплой, не менее 20 градусов. Мои «гаврики» сразу плюхнулись в неё. Но оказалось, что залив и само Азовское море очень мелкие. Мой четырёхлетний сын никак не мог добежать до того места, где вода ему станет по грудь, а десятилетняя дочка, отчаявшись попасть на «большую» воду, стала плескаться в том месте, где вода ей была по пояс. Меня это только радовало: не надо было беспокоиться, что дети могут утонуть. Пляж был оборудован большими зонтиками от палящего солнца, песок под ногами  горячий. И поэтому дети , проводя на песке сидя много времени, не рисковали замёрзнуть или простудиться. Наплескавшись в воде, они начали строить песчаный замок. Так ежедневно до обеда я со своими ребятами проводила время у моря. С едой, как и обещала моя знакомая, проблем не было. Недалеко от нашего Тургеневского переулка находилась студенческая столовая. Обеды там были разнообразные, вкусные и что немаловажно, дешёвые. Уходя из столовой, я прихватывала с собой всяких пирожков нам на ужин, которых нам хватало и на полдник, и на ужин, а иной раз и на завтрак. После обеда мои ребята с удовольствием часок проводили в своих постелях, а потом мы шли гулять по городу.

Таганрог действительно очень чистенький, уютный и красивый город. К тому же в нём в парках есть развлечения для детей, на улицах то и дело встречаешь указатели музеев и таблички о том, кто и когда побывал в Таганроге. Конечно первым, о ком мы узнали в городе, это об Антоне Павловиче Чехове, родившемся здесь, долго жившем тут, окончившем здесь гимназию. Его именем названы театр, музей, библиотека, сквер города. И это не просто дань уважения соотечественнику, Антон Павлович фактически создал в Таганроге и краеведческий музей, и библиотеку. Много сил и личные средства Антон Павлович вложил в сооружение памятника Петру 1 в городе. Этот памятник поставлен был в 1903 году в знак 200-летия города Таганрога, основанного Петром Первым.

 Дом-музей Чехова - крошечное сооружение, где он родился. В этот дом надо входить согнувшись, так мала его дверь, сам дом так и хочется назвать «домик  крошечка в три окошечка». Моим ребятам там очень понравилось, они чувствовали себя в нём, как в игрушечном домике на детской площадке. Понравился им и мемориальный музей «Лавка Чеховых». Отец Антона Павловича был купцом и торговал разными продуктами. В музеи выставлены были муляжи того, что продавал почти 80 лет назад старший Чехов. Мне, любительнице творчества Чехова, было приятно и интересно читать на домах улиц Таганрога памятные таблички. На них были указаны места, где проживали различные герои произведений Антона Павловича. Я шла по городу и вспоминала, что в музее  Михайловском, когда идёшь по парку, как бы идёшь рядом с Пушкиным. Там на всех аллеях и в парках, и в усадьбе тебя сопровождают таблички со стихами Александра Сергеевича. Здесь на этих табличках были сведения о «Человеке в футляре», о Держиморде, о героях «Хирургии» и так далее.

Узнали мы, что Таганрог – родина Фаины Раневской, что здесь бывал П.И. Чайковский у брата, который здесь жил и учился. Прочитали мы на одной из табличек на  доме, что в 1820 году проездом на Кавказ здесь останавливался Пушкин. На другом доме можно прочитать, что здесь бывали Жуковский и Айвазовский. Ещё оказалось, что в Таганроге  в 1833 году побывал Д. Гарибальди, а с 1890 по 1893 год здесь жил с семьёй знаменитый лейтенант  П. П. Шмидт, руководитель восстания матросов Черноморского флота на крейсере «Очаков» в 1905 году. Конечно, эти сведения больше были интересны мне, но и ребята  слушали меня внимательно, когда я  рассказывала о всех этих знаменитых личностях. А ещё в скверах и парках можно было увидеть пушки, танки, самолёты, ставшие экспонатами после ВОВ. Они очень интересовали детей особенно сына.

У нашей хозяйки жили три кошки, вернее две кошки и кот. Но если кошек можно было не спускать с рук и гладить в любое время, то кот, которого звали Майкл, был по выражению хозяйки, бродяга, грязнуля и гладить его можно было лишь голыми ступнями. Дети правда это иногда делали и очень веселились на реакцию кота, который ничуть не был не доволен, а прекрасно начинал мурлыкать даже, если его гладили ногами. Благодаря этим кошкам я узнала , что у сына оказывается аллергия на кошачью шерсть и по приезде в Москву занялась его здоровьем. Увы, аллергия – это такая мерзкая болезнь, что у него и до сих пор, хотя он уже взрослый мужчина, аллергическая реакция на многое, включая кошек.

Возвращаясь из Таганрога, мы заехали на пару дней в Одессу. Там нас больше всего веселили вывески в трамваях. Мы привыкли, что в Москве в трамваях были на окнах предупреждения: не высовываться. В Одессе же мы прочитали: высунь, высунь, я посмотрю, что ты завтра высунешь! И ещё манера одесситов, когда их спрашиваешь, правильно ли ты идёшь, отыскивая нужный адрес, отвечать: не то чтобы да, так нет. А дальше шло разъяснение, почему нет!

Этот отпуск оставил в моей памяти и памяти детей очень приятные воспоминания и надежду, что мы с ребятами снова поедем в Таганрог на следующее лето. Однако жизнь нашей семьи сложилась иначе, серьёзно заболел мой муж, и больше на юг мы поехать не смогли. Пролетели 70-е годы, 80-е, потом развалили «люди добрые» СССР. Теперь, чтобы поехать на месяц, а не на два, как раньше, в Таганрог надо иметь столько денег, что такая поездка того не стоит, чтобы из-за неё влезать в долги. Осталось лишь вспоминать то замечательное лето конца 70-х  и радоваться, что все мы там побывали тогда и были счастливы.


Рецензии