Опубликовано в журнале Славянка 4 за 2016 год

Хороших детей не бросают!


-Детей бросают только плохие родители! - уверенно сказала семилетняя Света, - Значит твоя мама плохая?
-Нет, моя мама очень хорошая! - не раздумывая ответила ей одноклассница Катя, - Просто она сейчас не может жить со мной!
-Ага, раз твоя мама хорошая, - Света сделала паузу, - значит это ты плохая, раз она тебя оставила в деревне.
Катя не нашла что ответить и, поджав губу, отошла в сторонку. На улице было тепло и солнечно. Несмотря на то, что был октябрь, солнышко пригревало совсем по-летнему, деревья ласково шелестели остатками былой шевелюры и нехотя теряли золотистые локоны-листья. Катя остановилась на мостике и посмотрела вниз. Речка Песчанка шумела и перебирала камешки на илистом дне, птички перелетали с ветки на ветку, растущих около воды вязов. Вся природа как-будто говорила: «Не грусти, Катюша! Посмотри какая благодать вокруг!» Но слезинка всё-таки капнула и упала в воды Песчанки. «Никому я не нужна! - думала про себя маленькая девочка. - Мама меня привезла к бабе Тане и ни разу не навестила, хотя прошло уже 4 месяца. Папы у меня вообще никогда не было. И зачем я на свет родилась?» «Чик-чирик» - ответил ей пролетавший мимо воробей. «Хорошо тебе! -позавидовала ему девочка, - Ты умеешь летать! У тебя есть гнездо и близкие, а я видимо, и правда, плохая! Права была Светка — хороших детей родители не бросают!»
-Эй, малая? - окликнул её проходящий мимо старик, - ты что там так долго стоишь? Может случилось что?
-Нет, дедушка, - утерла слёзы Катя, - я просто на водичку загляделась!
Катя пошла домой, где её ждали дедушка и бабушка, а также кот Василий, пёс Шарик и хомячок Борис. Дома бабушка Таня накормила её щами и уложила отдыхать. Под бок к хозяйке прилёг Васька и девочка задремала.
-Скучает Катюшка по Наде, - горько вздохнула баба Таня, обращаясь к своему мужу Николаю.
-Ты ей позвони, постыди, - отозвался тот, - что ж она как девчонку летом привезла, так и нос в деревню не кажет.
-Хозяин её не отпускает, - пояснила женщина, - говорит, отпуск ей не положен, - А она боится перечить, зарплата хорошая, да и условия работы удобные. Она ведь каждый месяц Катюше деньги пересылает.
-Эх, мать, - махнул рукой дед Коля, - а то  ты не понимаешь, что Катюше не бумажки эти нужны, а ласка материнская.
-Да всё я понимаю, - не стала отпираться женщина, - да ведь кто ж виноват, что Надюша у нас такая невезучая. А ведь она молодая, ей надо свою жизнь устраивать. Что она тут в селе делать будет? А там столица всё-таки, и работа, да и мужа вдруг найдёт!
Супруг  не стал с ней спорить, а ушел во двор сгребать листву под деревьями. Надежде было двадцать пять, когда она родила Катюшу. От кого она рождена в селе так и не узнали. Надя жила в районном центре и работала товароведам на оптовом рынке. К своим 25 годам не пользовалась большой популярностью у мужчин, так как была излишне полная и неразговорчивая. Даже родной матери она не сказала, кто отец внучки. Но баба Таня из телефонных разговоров дочери поняла, что отец Катюши женат и ребёнка не признал. Через год после родов Надежда вернулась на рынок, а Катюша осталась с родителями. Но каждые выходные молодая мама приезжала в село и проводила время с дочерью. А в июне вдруг стала собираться со знакомой в Москву на заработки, и теперь её общение с дочкой было сведено к денежным переводам и редким звонкам. Надежда была поздним и единственным ребёнком у Петровых и поэтому они оба были на пенсии и очень любили внучку. Баловали её, возили в город на карусели и в кино, покупали книжки и игрушки. Петровы были воцерковлённые люди и каждое воскресенье ходили на службы в местный храм. Катюшу тоже брали с собой. Девочке нравилось находиться в уютном и тёплом деревенском храме. Она регулярно причащалась и знала наизусть основные молитвы. У неё даже было небольшое послушание. Во время службы она подходили к золочённым подсвечникам и перекрестившись тушила почти догоревшие свечки и вновь перекрестившись складывала огарки в свечной ящик. Прихожане любили голубоглазую, светловолосую, кудрявую девочку и часто угощали её конфетами и печеньями, в которых она не нуждалась, но всегда брала с милой улыбкой и складывала в пакетик. Недавно Кате исполнилось 7 лет и она впервые пошла на исповедь. Было немного страшно, когда она осталась наедине с отцом Сергием и склонила голову под епитрахиль. Но батюшка был знаком ей с рождения, он Катюшу крестил и причащал и потому первая исповедь прошла хорошо. И причастие казалось каким-то необычным, и вообще Катя решила, что она теперь взрослая и стала вычитывать  утреннее и вечернее правило вместе с бабушкой. Точнее Татьяна Сергеевна читала вслух, а внучка ей вторила. Отец Сергий подарил юной прихожанке  икону Казанской Божьей Матери. Часто вечерами, оставаясь одна в своей комнате Катюша молилась о даровании здоровья маме и бабушке с дедушкой и доверяла светлому лику свои тайны, а то и просто по детски сообщала: «Я так скучаю по маме! Пожалуйста, сделай так чтобы она побыстрее ко мне приехала!!!»
Идею, как приблизить встречу с мамой подсказала детская телевизионная передача. Родители восьмилетнего победителя вокального конкурса утирали слёзы умиления, гладили сына по голове и говорили, что они очень горды за своего мальчика. Катюша решила, что если она победит в конкурсе мама обязательно это оценит, станет ею гордиться и уже не захочет расставаться с одарённой дочкой. На следующий день на школьной перемене она услышала разговор своей классной руководительницы и учителя литературы:
-Нужно подготовить чтецов на районный конкурс, - делилась ухоженная и степенная «литераторша» Ольга Петровна с Катюшиной учительницей, - наверное, буду готовить Свету из восьмого, да Колю из 10 класса. Уже подбираю им стихи.
-А можно я буду участвовать? - вмешалась в их беседу непосредственная Катя.
-Катюш, да ты ещё мала, - улыбаясь ответила ей Надежда Петровна, - Ты подрасти, научись сперва читать хорошо, а уж потом на сцене будешь выступать!
-Я хорошо читаю, - не согласилась девочка, - мне очень надо выступить на этом конкурсе. Ну, пожалуйста!!
Учителя нахмурились, пытаясь понять детскую логику. Но тут прозвенел звонок.
-Ладно, я поищу и для тебя стихи, - на бегу выкрикнула Ольга Петровна.
Катюша очень обрадовалась. Всю следующую неделю она тихонько преследовала учителя литературы, по пять раз на день здоровалась с ней и выразительно смотрела в глаза.  Когда же Ольга Петровна вручила ей два листа с отпечатанным на них текстом, Катиному счастью не было предела. Надежда Петровна отнеслась к её радости скептически.
-Катюша, это слишком большое и трудное для тебя стихотворение. Может, на следующий год будешь участвовать? - попыталась отговорить её учительница.
-Нет, мне очень надо участвовать в этом году!
-Ну, смотри, тяжело тебе будет. Надо сначала хорошо выступить на школьном конкурсе, потом в соседнем селе на меж поселковом смотре. А уж если повезёт, тогда пройдёшь в финал и будешь выступать на районном смотре в Камышлове.
-Я обязательно выйду в финал, - упрямо заявила девочка, - а стих я буду учить с бабушкой. Вот увидите, у меня всё получится!
-Ох, и упрямая, ты ,Катюшка, -улыбнулась педагог, - учи с бабушкой дома и со мной после уроков будем репетировать. А вдруг и правда прорвёмся?
-И не сомневайтесь! - улыбнулась в ответ девочка.
Придя домой, Катя первым делом прочла название стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» автор Эдуард Асадов.
Читала Катя хорошо для ученицы первого класса, но кое-где по слогам и не так быстро и вдумчиво, как взрослый человек.
-Бабуль, прочитай мне это, - протянула она листы бумаги Татьяне Сергеевне.
-Ой, а что это?- не сразу поняла женщина.
-Это мне дали выучить, я буду на конкурсе выступать.
-Да мала ты еще выступать, - засомневалась бабушка.
-И ничего я не мала. Я выйду в финал и получу приз. Бабуль, а мама приедет на меня посмотреть, если я буду выступать в Камышлове?
Татьяна Сергеевна внимательно вгляделась в грустные глаза внучки и едва сдержала слёзы.
-Обязательно приедет и не сомневайся, - пообещала она.
-Ура!!! - Катюшка запрыгала от восторга и повисла на шее у бабушки, - Ну, читай!
Когда Татьяна Сергеевна дочитала последние строчки, слёзы капали не только у внучки, но и у неё.
-Собачку жалко, - хлюпала носом Катюшка, - она умерла?
-Да, Катенька, - подтвердила бабушка, - но ты не расстраивайся, это просто стихи. Может выучим другое стихотворение?
-Нет, я хочу это! Давай учить!
Две недели ежедневно бабушка и внучка зубрили заветные строки. Когда Катя прочитала их перед классом, Надежда Петровна тяжело вздохнула и похвалила её. А у одноклассников стояли в глазах слёзы, а Светка даже зашмыгала носом. На прошедшем через неделю школьном конкурсе Катя заняла первое место и была допущена до второго тура, который должен был проходить в соседней Пискуновке.
Катюша готовилась день и ночь, она и засыпала и просыпалась со стихами о рыжей дворняге. Но не забывала и молиться и просить, чтобы ей повезло, и она вышла в финал. А там и её заветная мечта может сбыться! Выступать в чужом селе было сложно. Много незнакомых людей, дощатая сцена Дома Культуры. Но Катюша собралась и выступила очень проникновенно, без единой помарки. Долго совещалось жюри и какова же была радость нашей героини, когда «красивая тётя с жёлтыми кудрями» назвала её фамилию в числе финалистов районного конкурса чтецов.
-Бабушка, звони маме! – запыхавшись, сообщила она Татьяне Сергеевне, - 12 декабря финал, она должна приехать! Должна!!!
-Ты ж моё золотко! - обрадовалась женщина, - Ты всё-таки вышла в финал?
-Да!!! Там было много чтецов и все такие взрослые, а выбрали меня! Я буду выступать в Камышлове и мама обязательно приедет и она будет гордиться мной и обязательно...
Катюшка осеклась, где-то она слышала, что нельзя говорить вслух о своей мечте, а не то она не исполнится.
-Что, Катюша?
-Ничего, бабуль, ты ей звони и возьми меня обязательно на воскресную службу.
-Ты так сладко спишь, а по утрам уже темно и холодно...
-Не жалей меня, мне надо попросить Бога.
-О том чтобы выиграть?
-И об этом тоже, - частично подтвердила Катя.
Этим же вечером Татьяна Сергеевна позвонила дочери и убедительно попросила её приехать  хотя бы на два дня, чтобы посмотреть на выступление Кати. После недолгих пререканий Надежда согласилась.
Школа готовилась к финалу. Для Кати сделали презентацию, чтобы параллельно с её рассказом на экране шли слайды. Ей подобрали красивое голубое платье, огромный белый бант. Татьяна Сергеевна купила белые колготки и туфли. Катюша отметила в календаре 12 декабря красным цветом и ждала с нетерпением. Она ходила на все воскресные службы и с усердием просила Бога, чтобы мама приехала, чтобы она выиграла и мама, поняв какая она хорошая девочка стала жить вместе с ней. Заглядывая в огромные глаза Богородицы и замечая в них грусть, она просила:
«Матушка Богородица, помоги мне! Ты ведь хорошая, добрая, ты любила своего сына и была рядом с ним. Подскажи моей маме, что я тоже хочу быть вместе с ней. Пусть она это поймёт и заберёт меня к себе». Катя крестилась, целовала уголок иконы и отходила  тихо, на цыпочках, непрестанно кланяясь и крестясь.
Надежда приехала 11 декабря вечером, расцеловала дочку, вручила ей куклу и прошла на кухню поедать пирожки и беседовать с мамой. Катюшка крутилась рядом, тёрлась о мамины руки, как котёнок, заглядывала ей в глаза, выпрашивая ласку, но Надежда как-будто не чувствовала этого и объясняла Татьяне Сергеевне:
-Насилу вырвалась, Алик всего на три дня отпустил. Работы до фига! Скоро Новый Год, а у нас кондитерская оптовка, сама понимаешь самый сезон стричь капусту. Ели уговорила его!
-Надя, ты какая -то грубая стала. Каким языком ты разговариваешь? -  поморщилась родительница.
-Ой, мам, не придирайся! В торговле по - другому нельзя! Во сколько там завтра выступление?
-В 10 утра. Нас повезут на школьном автобусе, нужно подходить к 9 часам.
-Ладно, съезжу. Из самой Москвы к тебе ради этого приехала! - Надежда потрепала дочь по русым кудряшкам, - Как оценки - то? Двоек нет?
-Им не ставят оценки, - ответила бабушка, - иди с Катюшой в её комнату, хоть пообщаетесь.
-Ты, иди, Катюх, - легонько подтолкнула девочку мать, - Я сейчас позвоню и приду.
Надежда вышла на веранду и стала звонить. Катюша не слышала о чём разговаривала её долгожданная гостья, но в комнату она зашла расстроенная и сказала дочке:
-Что-то мне уже не хочется ни с кем разговаривать. Давай спать?
-Давай, - обрадовалась Катюшка, - Ты будешь со мной спать?
-Нет, - мотнула головой молодая женщина, - я лучше в зале, там просторней.
Она чмокнула дочку в щёку и ушла, закрыв за собой дверь. Катюшка хотела было заплакать, но сдержалась. «Ничего, это она ещё меня на сцене не видела. А вот завтра увидит, какая я умница и захочет забрать с собой». С этой мыслью юная артистка и уснула. 
Когда школьный автобус вёз Катюшу на выступление в Камышлов, она была очень счастлива. Рядом с ней сидела мама, и было так приятно прижаться к ней и просто ощущать её тепло. В районном ДК царила суета. До начала конкурса оставалось 30 минут. Катюшку отвели в укромный уголок и переодели.
-Ах, ты моя Дюймовочка! - всплеснула руками Надежда, - Дай тебя сфоткаю, покажу Кире и Таньке какая у меня доча.
Надежда сфотографировала дочку на телефон и пожелав ей удачи, прошла в зал. Стоять за кулисами Катюшке было страшно. Районный Дом Культуры совсем не тот, что в селе! Сцена тут огромная, со всех сторон светят софиты. Она выглянула в зал и ужаснулась:
-Ой, Надежда Петровна, я боюсь! - поделилась она с учительницей, - Там столько народа! Я забуду слова!
-Катюша, успокойся, мы столько готовились! Соберись! И потом, в зале сидят твои мама и бабушка!
Последние слова подействовали лучше всего. Девочка вспомнила ради чего она стоит тут и попыталась справиться с волнением. И ей это почти удалось. Но когда высокий ведущий объявил её выход, маленькое сердечко забилось с такой скоростью, что Катюша попятилась назад.
-Ты Катя Петрова? - спросил зашедший за кулисы ведущий.
-Я, - слегка кивнула Катя.
Он оценил её рост, вышел на сцену второй раз и опустил микрофон на стойке пониже. Катя вышла. Глаза ей слепил свет софитов, она хотела разглядеть в зале маму, но никого не видела. «Господи, помилуй!» - прошептала девочка те слова, которым её научила бабушка и  успокоилась. «Мама, где-то тут. Она меня видит и переживает! Я не должна её подвести!»
Катюша шумно выдохнула, сзади зажёгся экран и на нём стали меняться кадры компьютерной презентации. Девочка не сбилась ни разу и когда она закончила, зал взорвался аплодисментами...
Пока подводили итоги, все участники нервно ходили за кулисами и ожидали результатов. Но вот красивая пара ведущих пригласила на сцену председателя жюри  и он стал называть победителей. Когда объявили все три места, Катюша заплакала. «Всё было зря! - думала она, - меня не наградят и мама не будет мною гордиться и не заберёт меня с собой».
-И поощрительный приз, за юность и сентиментальность достаётся ученице 1 класса Песчанской школы Петровой Екатерине!»
-Иди, иди — подтолкнула её стоящая рядом девочка.
Не веря своему счастью Катя вышла на сцену , где представительный мужчина в костюме вручил ей грамоту и огромного плюшевого медведя. Потом были фото на сцене, заключительные слова и Катюша поспешила в зад. У сцены её уже ждала радостная мама и заплаканная бабушка.
-Молодец, Катюха!!! - подхватила её на руки Надежда и расцеловала, - Мам, а ну щелкни нас на мой фотик. Я и звезда районного конкурса Катя Петрова!
Баба Таня стала напротив и сделала несколько снимков.
-Катюш, ты что плачешь? - заметила бабушка.
-Это я от счастья, - призналась девочка.
Всю дорогу до дома девочка гладила мамину руку и заглядывала ей в глаза. Надежда тоже пару раз погладила дочь по голове и похвалила её за отличное выступление.
По случаю удачного выступления внучки бабушка готовила праздничный ужин, а Надежда с кем-то нервно общалась по телефону на веранде. Катюша припала к двери и услышала обрывки разговора:
-Хорошо, Алик, не кричи! Надо, так надо! Завтра утром выезжаю!
-Баба, баба, а что мама уже уезжает? - не поверив своим ушам спросила девочка у старшей родственницы.
-Не знаю, Катюш, ты не волнуйся. Я её расспрошу и потом тебе скажу.
Разговор матери и взрослой дочери получился тяжёлый. Надежда призналась, что Алик не просто хозяин торговой точки, но и её сожитель. Он азербайджанец и на Родине у него есть ещё одна жена, но ей всё равно. Ведь у них разрешено многожёнство. Катюшу она забрать с собой не сможет, Алику не нужны чужие дети, а ей нужен муж и хорошая работа.
-Эх ты, - горько махнула рукой пожилая женщина, - променяла такую чудесную дочь на многожёнца!
Праздничный ужин прошёл тягостно и без разговоров. Было всё вкусно, но Катюша не чувствовала ни вкуса любимого ей «Оливье», ни сладости бисквитного торта. Девочка проходила мимо кухни и услышала всего одну фразу, произнесённую непутёвой матерью «Чужие дети ему не нужны!»
Перед сном к ней в комнату зашла Надежда, тяжело вздохнула и потрепала дочь по кудряшкам.
-Катюш, ты прости, но мне надо ехать. У меня там работа...
-Мама, но в селе тоже есть работа, - не терял надежду ребёнок, - бабушка говорила, что ты могла бы работать бухгалтером в сельской администрации.
-Ага, за шесть тысяч? А в Москве такие деньги крутятся! Это город больших возможностей! Нам с тобой же и зарабатываю, дурёха.
-Мама, мне не нужны деньги! У бабы и деды пенсия, проживём как-нибудь!
Глаза ребёнка были столь выразительны, что даже кот из мультфильма «Шрек» заплакал бы.
 Но Надежда лишь резко отвернулась и вышла из комнаты, бросив напоследок:
-Мала ещё мамку учить, вырастишь — поймёшь меня!
Ночью Катюша не спала. Было полнолуние, и свет луны падал на икону Богородицы на прикроватной тумбочке. Девочка беззвучно плакала и разговаривала со Святой:
-Ну, почему же так, дорогая Богородица! Я так хотела, чтобы мама была со мной!!! Ну почему она всё-таки уезжает? Я ей чужая? Я всё-таки плохая?
Богородица грустно улыбалась с иконы и молчала. Но детские слёзы и молитвы несомненно дошли до неё и тронули её огромное все любящее сердце.
Рано утром уже одетая Надежда тихонько зашла в комнату к дочери и погладив её по волосам поспешила к выходу. Она не знала, что девочка не спит, а твердит про себя строчки заученного ею стихотворения.
«Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину.
Прощай, брат, хоть жаль мне не скрою
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом...»
Хлопнула входная дверь, это Надежда ушла из родительского дома,  а с ней и надежда девочки на счастье. Катюша дотронулась до своей щеки, ей показалось, что это не дверь стукнула, а ей судьба-злодейка дала звонкую пощёчину. Она продолжила читать:
«Где пёстрый людской муравейник
 Врывался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
Почти с человечьей тоскою...»
Катюшка подскочила к подоконнику и увидела Надежду, постепенно удаляющуюся от дома в сторону автобусной остановки. В комнату заглянул дедушка. Подошёл и обнял её за хрупкие плечики. «Спи, маленькая, мама скоро приедет». Он поцеловал внучку в щёку и уложив в постель вышел из комнаты.
«Старик у вокзального входа
Сказал: «Что оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!»
Огонь над трубой заметался
Взревел паровоз, что есть мочи.
На месте, как бык потоптался
И ринулся в непогодь ночи»...
-Мама, скоро уедет, - тихо прошептала Катюша. А Надежда в это время садилась в салон ПАЗика, который должен был еще 10 минут ждать пассажиров. Рядом с ней села молодая женщина с малышом на руках и нежно поцеловала сынишку в кукольный носик.
«В вагоне забыв передряги
Курили, смеялись, дремали.
Здесь видно о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь
За красным мигающим светом
Собака бежит, задыхаясь...»
-А что же я лежу? - вдруг посетила детскую голову шальная мысль, - Нужно бежать! Мама еще не уехала, я ведь так и не сказала ей, как сильно я люблю её. Автобус еще не уехал. Остановка рядом, я успею!
Катюшка тихонько вышла на веранду, накинула прямо на сорочку пальтишко, надела сапожки и шапку и выскользнула во двор. Было ещё темно, но луна и снег делали путь вполне доступным, и Катюшка побежала во всю мощь своего детского хрупкого тельца.
«Споткнувшись, кидается снова
В кровь лапы о камни разбиты
И выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти открытой.
Не ведал хозяин что силы
Вдруг разом оставили тело
И стукнувшись лбом о перила
Собака под мост улетела...»
Катюшка поскользнулась и упала на лёд, из голых коленок тут же побежала кровь. Девочка присела и заревела во весь голос. От боли, своего бессилия и ненужности.
Надежда не переставала наблюдать за соседкой по автобусу. Её милое продолговатое лицо в обрамлении шали и младенец на руках что-то напоминали ей и эти воспоминания укоряли её.
-Ты ж моя радость! - женщина вновь поцеловала мальчика в носик.
 Он распахнул свои глазки и улыбнулся матери.
-Богородица! - прошептала Надежда.
Она вспомнила, как она в юности ходила в храм и молилась светлому лику о даровании женского счастья. Вспомнила, как у неё родилась Катюшка, вспомнила её взгляд накануне отъезда.
-Прости меня, Господи, дуру грешную, - прошептала она и поспешила к выходу.
Автобус уехал без неё.
«Труп волны снесли под коряги.
Старик, ты не знаешь природы!
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце чистейшей породы!»
Катюшка сидела в сугробе и выла. Она увидела огни отъезжающего автобуса и поняла, что опоздала. Но тут знакомые, родные и любимые руки подхватили её и прижали к груди.
-Доча, ты чего тут делаешь?- Надежда не верила своим глазам.
-Мама, ты же уехала!
-Нет, милая, я вернулась! Я не уеду от тебя, я буду с тобой жить!
-Честно, честно? - не верила своему счастью девочка.
-Честней некуда, - заверила сквозь слёзы Надежда, - сегодня же пойду в сель. Совет на работу устраиваться.
-А как же твой Алик?
-Да ну его, нехристь он и злой. Ты мне нужна, а не этот Али и его разбойники.
Мама и дочка обнялись и от души рассмеялись. Они, улыбаясь,  смотрели друг на друга, и счастье переполняло их обеих. А   с высоких небес на них с любовью смотрела Заступница всех православных христиан, Пресвятая Богородица!


Юлия Счастливенко
          


Рецензии
Хорошо ,что на небесах есть Заступница...

Ольга Нобари   17.08.2019 08:37     Заявить о нарушении