Рецензия на фильм Малхолланд Драйв 2001
Изначально задуманная как пилот телесериала, большая часть фильма была снята, согласно плану Линча, «незавершённой», чтобы оставить потенциал для будущих серий. Но отснятый материал был забракован заказчиком. Через какое-то время Линч доснял необходимые сцены и превратил пилотный выпуск в законченный полнометражный фильм. В фильме рассказывается история Бетти Элмс, молодой актрисы, только что приехавшей в Лос-Анджелес, которая встречает спрятавшуюся в квартире её тети девушку, потерявшую память, и становится близким другом для неё. История содержит несколько ответвлений, кажущихся на первый взгляд никак не связанными друг с другом.
Не в курсе как это направление в американском кино называется в США, но на мой взгляд фильм сделан в стиле сюрреализма. Это жанр психорасчлененки и манипулированием зрительским вниманием, но не с помощью «трупаков» и «отрубленных голов», а также дебильных монологов, вроде: «ах как меня бил папа в детстве!», а уже в виде совмещения несовместимых в сознании массового зрителя образов.
Например, что будет, если совместить два образа: несущихся на ураганной скорости тинэйджеров на двух спортивных машинах, без грамма мозгов в головах, и бандитов, остановившихся на той же самой дороге, чтобы сделать свои бандитские дела. А будет пять трупов - пять мертвецов и один выживший при столкновении, которого еще секунду назад бандиты намеревались убить и закопать в лесу, ради этого они и остановились.
Почему сцена вызывает болевой шок у зрителя в момент ее просмотра: из-за гибели людей? Да нет, конечно нет! Скорее из-за того, что одновременно в кадре совмещаются безмозглые тинэйджеры, устроившие гонки на ночной дороге и бандиты решившие «убрать» человека. Два очень едко, буквально как кислота, вошедших в сознание массового зрителя кинематографических образа…
Фильм идеален для разбора: просто ничего не надо делать!
Итак.
1. Синяя коробочка: аллегория – «мечты и трупы».
Ключевая фраза в фильме звучит так: «здесь нет оркестра, музыкантов нет, инструментов нет – все это запись! Все это иллюзион!». Эта фраза означает, что перед нами фильм-загадка, содержание которого дает иной содержание, а все высказанное, что называется в лоб, означает в действительности полностью противоположное действие.
А раз так, то фильм нужно смотреть одновременно и с начала и с конца: прокрутил 10 минут «начала» – посмотрел 10 минут «конца». То, что в начале имеет одно сюжетное толкование, в конце фильма дает самое противоположное.
Самое главное, что у Девида Линча все снято именно так, что к в концу просмотра остается только один естественный вопрос у зрителя, а именно: «так что же это была за синяя коробочка, в которую вставляется синий ключик?».
Ну что ж с этого и начнем.
«Синяя коробочка», это само собой разумеющееся – «Ящик Пандоры». Вот захотелось мелкой провинциальной девке в Голливуд, в страну мечты, этакой голодранке из глухой американской провинции, вкусить, что называется самый кайф жизни, и она находит свой синий ключик! Аллегория для первоклассника!
Вот она мечта сюжета-сюжетов – голодранка, этакая золушка из ковбойского Техаса, а может еще дальше, приезжает в Голливуд и начинает завидовать… Кому? А той девчонке, с которой вместе проходили слушанье, и которое прошла… на главную роль. Не получается сказочки про Золушку: не приехала «тыква-карета», ни прилетел ковер-самолет со сказочным Али Бабой и джином в синей лампе! Милой бедной девочке из провинции не грядет роль кино звезды, потому что ее место ЗА ПРИЛАВКОМ! Потому что она бездарна, потому что она не прошла слушанья и никогда их не пройдет. А ее подружка, став кинозвездой, выходит замуж за молодого и самого преуспевающего американского актера… и маленькое прикосновение, малюсенькое полунаблюдение в течении нескольких минут, этой самой ЖИЗНИ о которой остается только мечтать и завидовать. Или понаблюдать ее, примерно как в замочную скважину примерно на одну секунду.
Все! Кончился сюжет.
С горя девочка, не состоявшая принцесса, решила покончить с собой и застрелилась!
Вот все-таки Линч тут малость сграфоманил: наехал 11 раз в течение фильма на полуразложившийся и разбухший труп, этой самой несостоявшейся «вице-принцессы». Ее труп, так или иначе появляется в кадре примерно 11 раз в течение всего фильма и всякий раз в виде месячного «лежака». Ну дура, она дура, согласен! Но зачем так мучить зрителя ее разложением на экране?
Больше трупов в фильме нет…
Кроме статистов, которые временами дохнут как мухи и совершенно непринужденно, как это всегда делается в голливудовских фильмах.
Мертвяки никому не мешают, ни в одном американском фильме. Они примерно как естественный антураж обстановки: в роде занавески на окне или стульчаке на унитазе. Раз есть фильм, значит должны быть покойники. Линч разбросал их штук 15 по фильму, не объяснив ни одного зрителю. Все кто погибает в течение 140 минут экранного времени, погибает нарочито по-дурацкий и бессмысленно.
На что это намек?
Неужели опять на «вице-принцессу»?
Нет, это скорее всего, чтобы вызвать у зрителя шок, по принципу использования противоположностей: трупы и мечты, одновременно связаны с «Синей коробочкой». А в дамской сумочке надеться и ключ от «Синей коробочки» и такие «кондовые» деньги для киллеров – все в мелких мятых купюрах.
2. Перебор аккордов.
В фильме можно отметить одну вещь, которая гораздо важнее и сюжета и «языка головоломок».
Фильм убивает зрителя разлагающимися буквально на глазах «штампами». Это напоминает мне больше всего гитарный «перебор», с верхних аккордов на «нижние». И опять: «тут нет оркестра!»
Что делает Девида Линча режиссером достойным уважения? Что ставит его в такой ряд: Д. Финчер, О. Стоун, Ф. Коппола, П. Гринуэй и т. д.? Наверное то, что в каждом его фильме любая фраза произноситься с максимальным утверждением, причем два раза один раз в положительном смысле и другой - в отрицательном.
Например, фраза: «эта девушка!» произносится с одинаковым ударением (!) и как утверждение ее «на роль» и как «заказ» для киллера. Одновременно одна и та же актриса играет в одной и той же сцене и роль будущей кинозвезды и роль официантки. Это все те же голливудовские «тараканы»: мечты и реальность, сновидения и жизнь.
В результате фильм выглядит именно как великолепно снятый страшный сон со всеми элементами ужаса «страшного сна»: вязкость, тягучесть, противоположность на каждом шаге и внезапные срывы в самый настоящий кошмар, так называемые «падения». Фильм «Малхолланд Драйв» – это идеально снятый страшный сон человека, в полном соответствии со всеми его описаниями в психологии и полным набором соответствующих образов.
Заканчивается он словом «сиеста» – «тишина!».
И вот это скольжение образов противоположностей очень сильно напоминает перебор аккордов.
3. О чем этот фильм?
Этот фильм об «американской мечте», которая в сознании Девида Линча превращается постепенно в «кошмар наяву».
Вот так, все просто! «Бойцовский клуб» фильм более слабый, потому что в «Малхолланд Драйве» все сказано то же самое, только в тысячу раз резче и безжалостней.
Действительно так…
PS: в фильме есть один совершенно подавляющий зрителя кадр – это деревянная надпись на дороге «Малхолланд Драйв» в виде указующего перста. Тут уже ничего не надо расшифровывать, действительно не надо.
Свидетельство о публикации №217072501218
Вольфганг Браузер 26.01.2019 23:05 Заявить о нарушении
У Финчера есть и другие фильмы, вполне достойные:
"Игра", "Зодиак", "Комната страха" и "Семь".
Он очень сильный мастер.
"Синий бархат" и "Шоссе" смотрел несколько раз. "Бархат" отличный, очень крепкий сюжетно, добротный фильм. "Шоссе" показался каким-то разбросанным и не доделанным.
Формально у Линча есть еще два сильных фильма это "Дюна" (шикарное сочетание артхаоса и НФ) и "Дикие сердцем". Но "Манхолланд" интересно именно тем, что снят в стиле "кошмарного сна" и обыгранной идеей, что Голливудские грезы=кошмарный сон.
Лев Вишня 30.01.2019 07:09 Заявить о нарушении
Совершенно верно, но «Семь» был авансом Финчиреа за которым последовал «Бойцовский клуб», что заставило пойти на просмотр в кинотеатр. Это был фурор! И что же началось дальше? Все перечисленные картины я посмотрел. От фильма к фильму всё хуже и хуже. От настоящего профи ждали большего. Разочарован был не только я один, была видна реакция зала. Линч совсем другое дело. Тут вопросов нет. Кстати, «Шоссе» впечатляет своей атмосферой (один саундтрек чего стоит). Лично для меня этот фильм, как продолжение снов из «Бархата» и «Диких сердцем».
Самое смешное, что Линча я начал смотреть именно с «Дюны» и что же началось потом:)
Вольфганг Браузер 30.01.2019 17:21 Заявить о нарушении
Лев Вишня 03.02.2019 17:01 Заявить о нарушении
Открыл ссылку по "Такси" и др., материал объёмный, надо проработать детально.
Вольфганг Браузер 03.02.2019 18:56 Заявить о нарушении
Но если сравнивать "Зеленую" и "Танцующую" то конечно первая - чистый фентези. "Танцующая" - почти реализм. Фисельники ведут себя не как в первом фильме, а ТОЧНО как показали во втором. Этот бугай в реальной жизни задушил бы ползала, пока его вели. Его пришлось бы сажать на стул выключенным. И это чистая правда.
Забавно.
Люди больше верят слезоточивому фентези...
Лев Вишня 03.02.2019 19:18 Заявить о нарушении