Счастье, или я внутреннее и внешнее

Счастье, или «я» внутреннее и  внешнее.
 
Есть  какое – то  потаённое  желание,  даже  тяга  к  одиночеству  и  к  осмыслению  того,  что  происходит. Это  какая – то  пауза  в  суете  повседневной,  когда  понимаешь,  что  остаться  один  на  один  с  самим  собой  ты  просто  боишься,  заменяя   мельтишением  самоанализ. Какой –то  безлюдный  остров  с  питанием  в  виде  удачной  или  не  удачной  рыбалки  и  более  ничего. Ты  ищешь  подсказку  в  мерном  шуме  прибоя,  в  умелом  оседлании  волн  поплавком; тебе  кажется  ,  что  тишина  на  этом  островке   вовсе  не  тишина ,- это  особый  шум  листьев,  ветра  и  прибоя. Душа  ,  умиротворённая  этой  гармонией  происходящего, несколько   успокаивается  и  возвращается  к  вопросам  её  терзавшими  уже  не  так  эмоционально. Я  искал  того,  кто  мог  бы  стать  помощником   в  самоанализе,  если  хотите  сократоподобного,  но  не  нашёл,-  ибо те, кто  встречались -  сворачивают  поле  рассуждений  в  русло  своих  проблем  и  их  понимание. Как  я  живу  и  зачем? Я  и  моё  окружение  и  я  как  часть  окружения  их?!Вопрос! Прибой , размеренным  ритмом, величественно несёт  себя на  камни  фундамента  моего  пристанища  и  я  вижу  в этом  подсказку для   успокоительной  философии. Волны  радости  и  невзгод  омывают  мою  душу,  но  твердыня  сути  должна  выдержать  это,   видя  не  путь  к  разрушению, но путь  к  укреплению,  ведь  шлифуя  острые  углы, остов  делается обтекаемым,  а  значит  минимально   омываемым  водой. Прибой  «гладит»  камень,  а  водоросли  с  неповторимой  тоской  сопровождают  отток  воды,  чтобы  с  радостью   воспринять  прибой. Инь  -Янь. Вы  скажите  _ одиночество,  а  я  Вам  категорически   отвечу  с эмоциональным  надрывом- НЕТ! Быть  наедине  со  своими  мыслями,  с  анализом   происходящего ну  никак  одиночеством  назвать  нельзя.  Никак! Я  вывел  себя  за  скобки  повседневности  и  погрузился  в  анализ. Ты  тратишь  время  жизни  на  зарабатывание  денег  и  после,  совершая  покупки,  делаешь  приятное  близким,  самоудовлетворяясь  своим  величием. Гордыня  это,  а  не  счастье.  Гордыня ,  основанная  на  деньгах, за  которые  заплачено  временем  жизни. Не  слишком  ли  дорогой  ценой  это  далось? Ты  в хорошей  одежде  в  дорогой  коляске  прогуливаешь  в  парке  своё  чадо,  регистрируя  переферийным   взглядом  не  удавшихся  конкурентов. Дальше - лучший  велик, хорошая  одежда, электромобиль   и  всё  это  имеет  цену  в  годах   жизни,  устремлённых  на  зарабатывание  денег. Воспитать  наследников  -  достойная  цель,  но  она  требует  немыслимых    усилий, которые  намного  легче  заменить   улучшенным  финансированием. Но   эти  усилия  стоят  в  разной  оценочной  шкале,  они  могут  быть  сочетаемы,  но никогда  взаимозаменяемы. Зубрёшка  иностранных  языков  никак  не  повлияет  на  душу,  которая  развивается  произвольно,  без  наставника  и  лабиринт  её  исканий  никак   не  предсказуем,  но  результат  мы  увидим,  обязательно  увидим,  но  уже  в  созревшем  варианте,  на  который нам  не  повлиять. Может  к  этому подойти  иначе? Ведь  если  не  клюёт  надо  сменить  либо  снасть,  либо  наживку,  либо  место  ловли. Может  попытаться  идти  от  конечной  цели  к  истокам? Понимание  счастья  и  тропам  к  нему  ведущим.
Что  такое  счастье? На  этот  вопрос  совершенно  по - разному  отвечали богословы; атеисты;  философы  и  психологи,  причём  в  каждой  из  упомянутых  дисциплин  разных  направлений  великое  множество. Счастье  это  состояние,  состояние  счастья, которое  по  определению  кратковременно. Мать,  любующаяся  своим  сыном, -  счастлива,  но  ребёнок  поиграл  в  песочнице  и  захотел  есть,  значит  нужно  идти  домой,  однако  желания  покидать  песочницу  у  малыша  то  же  нет. Он  плачет,  скорбя  от  несправедливости происходящего :  нужна  и  песочница  и  еда. Состояние  счастья  прервали  заботы. Вместе  с  тем  есть  и  обобщающее  понимание  счастья : »счастливы  в  браке», например. Или  радость  от  того,  что  беда  миновала : счастливо  отделался; это  счастье,  что  пронесло…. Мне  кажется, что  счастью  нужно учить  ребёнка  с  детства,  потому  как  быть  счастливым  это  достаточно  трудное  искусство,  включающее  в  себя  прогнозы  на  будущее,  стратегию  построения  приоритетов  и  вообще  аналитику. Читая  историю,  да  и  наблюдая  политиков  сего  дня,  мы  как – то  отделяем  себя  от  них,  считая  неуместным  вопрос ,-  А  счастливы  ли  они, те  что  были  раньше  и  те,  что  сейчас ? Богатство,  власть,- это  товар  за  который  нужно  дорого  заплатить. Так  было  и  так  есть. Довольны  ли  они  семьёй,  своим  образом  жизни ? Исторические  аналоги  весьма  красочно  и  точно  описывают  разные  личности  и  на  их  примере,  можно корректировать  свой  автопортрет.
 Пусть любопытствующий  пройдёт  экзамен,  пробуя  ответить  себе,- Был  бы  он  счастлив  на  месте     лидера  из  прошлого.  Иван  Грозный  остаток  жизни  провёл  на  носилках, так  как  ходить  и  двигаться  вообще   не  мог. Чего  стоит  утрата  радости  движения? Почему  это  произошло ? Это  плата  за  образ  жизни. Чтобы  восстановить  истину,  да  и  облик   исторических  фигур  в  1963 году были  вскрыты   царские  гробницы, в останках   царя  нашли  препарат  ,  которым в  те  времена  лечили  сифилис. Психологи  и  психиатры  проанализировали  образ  жизни  царя,  вспышки  гнева  иные  проявления  и  нашли  ,  что  это  характерные  особенности   протекания  этой  болезни. Выдающийся  антрополог Михаил  Герасимов сделал  открытие, которое   трудно  переоценить,  он  по  скелету  смог  воссоздать  внешний  облик  человека,  таким  образом,  внешний  вид  царя  носил  уже  не  художественный  образ, а  совершенно  точное  воссоздание лика. Так  вот  царь,  в  свои  пятьдесят с  небольшим,  выглядел  изношенным  глубоким  стариком. Умер   за  игрой  в  шахматы. Был  ли  он  счастлив? Принято  перечислять  то,  что  при  жизни  он  сделал  и  комментировать насколько  это  ценно  для  потомков  и для  хода  истории, но  этот  подход   не  подразумевает  оценку  уровня  счастья. Церковь Вознесения в Коломенском  свидетельствует  о  рождении  царя,  который  прожил  бурную,  но  ,  полагаю,  не  счастливую  жизнь, хотя  это  всего  лишь  моё  понимание,  которое  могло   коренным  образом  отличаться  от  его  и  от  вашего. А  каково   моё  «я» ?
Есть  два  моих  «я». Одно – это  собственно  моя  суть , душа  сообщающаяся  с  внешним  миром  через  мысли   и  есть  внешнее  «я»,  которое  представляет  меня  во  внешнем  мире. Внутреннее «я»    управляет  внешним «Я», но  не  всё  однозначно,  потому  как  внешнее «Я»,  существенно  влияет  на  внутреннее  «я».  Вы анализируете  ситуацию  и  принимаете  решение , это  ваше  внутреннее  «я»,  далее  это  решение  нужно  выполнить  и  поступает  команда  к  наружному «Я». Из  личного  опыта : постоянные  напоминания  жены  постричь  газон   вынудили  внутренне «я»   принять  решение  и  оторвать  меня  от  компа  и  перенести  с  газонокосилкой  на  участок,  где  какое – то  время  я  буду   механически  совершать  монотонную  работу,  по  окончании  которой,   с  чувством  выполненного  долга  сяду  за  комп и  займусь  любимым  делом.
Вообще говоря,  проявление  эгоизма  внутреннего  «я»  крайне своеобразно  и  выгода  преломляется  сквозь  индивидуальную  призму   восприятия  мира, основы  которого  формируется  в  раннем  детстве. Ян  Гамарник  очень  любил  отца  и заботился  о   нём,  о  его  и  своём  авторитете :
Ян Гамарник :» «Ко мне из Киева в Москву каждый год приезжает отец и просит у меня мои старые кожаные сапоги, а я не даю. Увидят его знакомые рабочие в этих сапогах и скажут: „Сын служит в армии и ворует, где же старику больше взять такие сапоги“.» 
Чтобы  не  пало  подозрение  на  отца,  он  обрёк  его  ходить  в  промокаемых  лаптях, желая  ему  добра. Это  ли  не  парадокс  превратно  понимаемого  добра?!               
Мы  выполняем  какие – то  планы, кем –то  обозначены  и  ставящие  нас  в  рейтинговый  ряд. Я должен : дальше  длиннющий  список  хорошо  или  плохо  выполняемых  обязанностей,  что  меня  сильно  раздражает. Каштаны  цветут  когда  им  климат  подскажет  и  отцветают  сообразно погоде,  а  разве  человек  живёт  как- то  иначе ? Мы  пускаем  потенциал  на  цвет,  цветём  и  отцветаем  стабильностью,  утратив  остроту  восприятий. Новая  бритва  по  мере  использования  теряет  остроту  и  это  закон. Да! Мы  теряем  остроту  восприятия ,  сменив  шашлык   на  полезную  овсянку  на  воде,  дающую  надежду  на  долгие  годы  спокойной  жизни. Внутреннее «я»  всё  больше  отгораживается  от  внешнего неприступной   защитой и  мы  больше  выдаём,  чем  воспринимаем.
Это  не  уединение,- это  я,  вывернутый  наизнанку  и  тщательно  рассматривающий   плюсы  и  минусы  содержимого. Мир  прекрасен,  но  вижу  ли  я  эту  красоту? Иду  по  просёлочной  дороге  и  в  поле  слышу  пение  жаворонка  и  славки. Дорога,  с  вереницей легковых  авто, газелей везущих  стройматериал  и  пение  птиц  в  прилегающем  поле. Это палитра  выбора ,  кто  и  что  выбрал :  слушать  птиц  и  любоваться  полевым  разнотравьем  или   регистрировать  приезд  и  отъезд  машин  разной  вместимости, находясь  в  автопробке. Удивительный  контраст:  вчера  более  четырёх  часов  полз  по  пробкам  и  видел  только  машины  по  сторонам ,  сам   ставши  участником  процесса. Подлинная  авто демократия,-  дорогие  и  дешёвые  авто  стоят  в  общей  очереди,  стремясь  к  разным  целям. Приехал вчера  домой  под  впечатлением  этой  безальтернативной  уравнивающей  тягомотины, а  сегодня  утром  пошёл  пешком  к  храму,  любуясь  видами. И  что  особо  интересно, рядом  едут  машины  по  оживлённой  трассе,  как  вчера  ехал  я /внешнее «я»/ ,  но  мы  в  разных  измерениях: для  них,  как  для  меня  вчера ,- это  просто  поле  и  какой –то  мужик  бредёт  по  просёлочной  дороге; для  меня  же - они   обречённые  потерять  день  жизни,  разменяв  его  на  суету   езды. Вернусь  с  прогулки  и присоединюсь  к  ним,  ибо  дела  вынуждают  к  хлопотам, так  решило  моё  внутреннее «я».               
Счастье не имеет сравнительной степени. Жорис де Брюйн ,-  именно  к  такому  выводу    пришёл  и  я.
 
Как – то  так  получилось,  что  весы  самоанализа  я  собственноручно   снёс,  заменив  их  противовесом  работы  и  зарплаты. Поясню  на  примере:
Идёт  прогулочным  маршрутом  молодая  мама  с двумя  детьми  мальчиком  лет  семи  и  девочкой  около  пяти  лет. Она  идёт  и бесконечно разговаривает  по  телефону. Я  плетусь  сзади  и  вижу,  как  мальчик  бросил  дорогой  велосипед  и  идёт  рядом  с  мамой  и  сестрой. Видя,  что  от  велосипеда  они  значительно  отдалились  , да  и  расстояние  между  нами  увеличивается  я  крикнул  им, указав  на  стоящий  в  отдалении  велосипед. Мамаша,  на  секунду  оторвавшись  от  разговора  громко  и  зло  крикнула  сыну :
- Бегом  вернулся и  привёз  велик.
После  чего  продолжила  бесконечный  телефонный  трёп. Мимо  меня  ,  возвращаясь,  проследовал  малыш  и  вслух  сказал :
- И главное,  сразу  кричит!!!!
Это  и  есть  откровение  истины. Кто  тот,  у  другой  телефонной  трубки, который  важнее  сына? Почему  сын  обременение? Ведь  он  не  зря  оставил  велек,- может  устал,  может  велек не  по  нему? Всякое  действие  внешнего  «я»  имеет   логический  подтекст  внутреннего «я». И  разве  можно  найти  своё  счастье  при  таком  подходе ? Обременение  семейными  заботами,- я  бы  это  так  назвал. Обременение,  мешающее  жить и  вынуждающее  приспосабливаться,-я  бы  это  так  сформулировал. Почему  не  вернуться  вместе  за  велосипедом?  Почему  не  спросить  что  случилось ? Не  знаю  как  у  Вас, но  у  меня  именно  бабушка  могла  заглянуть  в  детскую  душу  и  оставить  там  лучик  тепла. Почему  это  не  сделала  мама  этого  малыша,  зародив  в  его  душе  чувство  несправедливости ? Я  изучал  как  сносили  храмы  в  далёкое  сталинское  время : первым  делом  сносили  крест. Потом  купола. После  этого , коробка  здания  перекраивалась  перегородками и  терялось  целевое  предназначение. Может,  я  предвзят,  но  мне  иногда  кажется,  что  я  своей  жизнью расшатываю  крест,  данные  мне  от  Бога  и  стараюсь  уникальность   индивида  «снивелировать»   под  общую  застройку. Это  точно  не  путь  к  счастью. Само  счастье  мы заменили  умением  приспосабливаться, как калифорнийские  суслики,  которые  жуют и  размазывают  по  своей шкуре кожу,  сброшенную  гремучей змеёй. Что – то  очень  важное  мы  упускаем  в  суете,  то,   чего  важнее  нет,  а  суетное  делаем  главным,  в  чём  потом  горько  раскаиваемся. Рыбалка. Пластина  свинца  и  макуха ,  в  которую  продеты  крючки. Вода  размывает  макуху,  освобождая  крючки,   которые   течение  заставляет  двигаться  мешая  карпу  впиться  в  макуху. Карп   устраняет  препятствие  в  виде  крючков ,  пропуская  их  через  жабры  и  тем  самым  сам  себя  ловит, так  и  я  ложными  целями  «ловлю»  себя  приобщая  к  гонке  за  недостижимым,  имея  от  рождения  дар,  которым  практически  не пользуюсь. Североамериканская древесная лягушка может замерзать на зиму и "оттаивать" по весне,  а  я  могу  быть  счастлив  сам,  делая  счастливыми  тех  кто  рядом,  но  практически  не  использую  это  свойство,  поддавшись  соблазнам. Закончились  выходные  и  пора  ехать  домой,  с  новыми  мыслями  и  с  желанием  жить  иначе.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!
С интересом прочитала Ваш рассказ-размышление. Согласна с Вами, что "одиночество" необходимо каждому даже для здоровья, ведь мы устаём друг от друга, это как-бы временное, лечебное "одиночество". Но это слово я взяла в кавычки, так как полного одиночества не может быть даже на Луне - вдруг рядом инопланетянине?
А счастье... В Библии, как пишут известные православные богословы, слово "счастье" встречается всего два раза в Ветхом Завете, а в Новом Завете его нет, вообще нет. Взамен слова "счастье" есть другое - радость. Серафим Саровский обращался к каждому со словами: "Радость моя..." Перед рассказом Вы поместили чудесную фотографию - уютный зелёный островок в океане... но через мостик он соединяется с землёй.
С уважением и добрыми пожеланиями!

Галина Кузина   24.10.2020 12:25     Заявить о нарушении
Спасибо!

Сергей Черныш 2   24.10.2020 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.