Сочинение на тему...

Сочинение на тему «Что хотел сказать автор…»
Все помнят со школы сочинения на похожую тему. Нам всегда говорили, что мы должны думать, чтобы мы поняли автора чего-нибудь или кто-то его понял и нам все рассказал. А может это мы сами себя попытались понять…
Самые не понятные темы – это о том, «что хотел сказать автор некого литературного произведения». Так и охота было написать: «Читайте, там все написано».
Но самые непонятные вопросы о том, чего же хотел сказать художник в своей картине.
За сочинение, как описание картины Саврасова «Грачи прилетели», я получил «трояк». Хотя хотели поставить «двойку» - пожалели. А может, вспомнили, что «краткость – сестра таланта». Я написал, как сейчас помню: «Известный русский художник Саврасов нарисовал грачей, которые прилетели».  И все… И что он хотел сказать своей картиной, я по сей день не задумывался. А что – хорошая картина, добротная. Были бы деньги – купил или взял бы подарок без денег.
Так вот, очередное сочинение на эту тему.
*   *   *
И так, чего-то и кто-то намалевал, намазал, изобразил на чем-то плоском. И что мы видим на этой или этом... Ну, пусть - на этом изображении…
Возможно, автор хотел изобразить большую воду в виде моря, океана или еще чего бурлящего и штормящего. А возможно он дальтоник и это песчаные барханы, но не естественного цвета. Ну-у, техники там ни какой – уровень изостудии начального уровня. Айвазовский даже не посмотрел бы в сторону этого «произведения», приняв его за неудачную грунтовку. Хотя некоторые абстракционисты имеют еще ниже уровень технический, а продаются хорошо – даже лучше, чем работы старых мастеров.
Так получилось, что автору на 54-летие друзья подарили масляные краски. Оказалось – очень правильно сделали. Это исключительный метод психотерапии. Краски, как на пенсионера «по потере трудоспособности», дорогие.  А значит выбросить жалко. Пришлось вырисовывать. Как сказал профессионал, смотря на все это: «Сразу видно – нигде не учился». А где учились те, кто рисовал на стенах пещер?
Но автор, он даже без техники автор и чего-то он все-таки хотел выразить, сказать, отобразить. Ведь не у моря он живет, да и видел его так давно, что даже забыл, как оно выглядит. Правда, лет так с 15-ть прожил рядом с озером Балхаш, которое и штормило, и на море было похоже. То есть, он чего-то и когда-то видел чуть-чуть похожее.
Теперь он живет в лесостепной зоне, где нет ни морей, ни океанов и даже рек. Есть, правда, парочку прудов заросших тиной, но их кто-то и когда-то приватизировал и теперь то, что создано природой и людьми принадлежит не понятно кому. И даже посидеть там не безопасно, разве что полюбоваться с высоты птичьего полета. Но для этого, по крайней мере, нужно стать птицей. В общем-то, водных просторов нет. Да и с обычной водой проблемы: то уходит с колодцев, то с небес не льется. Вот вам еще и засуха. Картошки практически нет, бахчевые сохнут, даже не прихотливые бобовые и те еле выживают. Народ осторожно говорит о голоде, боясь даже этого слова. Все может быть, все может быть… В этой стране все больше говорят о заботе к людям. А чем больше говорят, тем меньше будет делаться – это, как бы, закономерность и не только для этой страны – для всех стран и властей.
Так что же все-таки хотел сказать автор в этой полуабстракции. Чего-то же он хотел сказать – он же автор.
Смотрим. Ага. Можно заметить две, как бы половинки в цветовой гамме: слева светлая, а справа чего-то надвигается темное. При некоторой доле воображения можно придумать, что волны светлые хотят противостоять темным, которых по массе то больше. А если раздуть для важности щеки, то можно говорить о желании показать вечное противостояние Света и Тьмы, Добра и Зла. Но как-то это не очень ярко и не очевидно – это же, всего лишь, желание. Хотя, если посмотреть на жизнь автора…
Он так любит повторять, что быт определяет бытие...
Село. Постепенно вымирает, дома пустеют. Раньше здесь все строили: планы строили на жизнь для себя и своего потомства, а еще эти дома для жизни здесь строили. Сейчас таких планов ни у кого нет. Активная и репродуктивная часть страны старается уехать отсюда за перспективой: кто на запад, а сейчас все чаще на восток – в Россию. Остались одни старики-пенсионеры, которые доживают, и еще больше другие, которых раньше как то было мало.  В пустующие дома заселяется «новый социальный слой» - те, кто не хотят ни чего делать, и кому перспектива не нужна. Это чаще всего люди с судимостью и не одной, наркоманы, алкоголики и те, что раньше назывались асоциальными элементами. Сейчас они уже часть социума. Они не работают, а просто живут. За счет чего? Разумеется, за счет того, что делали всегда и с чем сейчас просто перестали бороться – различные доступные формы криминала, в основном - воровство. Легальный «заработок» – дети, то есть пособие на детей. Они почти все многодетные. Если детей больше пяти, то можно и оформить, как «детский дом семейного типа». А это не только статус во многом «неприкасаемого», но стабильный доход в виде социальных выплат и запись в трудовой книжке – «воспитатель». Дети свои или детдомовские. Пособия на одного ребенка порой превышают, в этой местности, зарплату взрослого специалиста – так что жить можно. Социальные службы, которые выдают такие пособия, знают их номинал и поэтому выдают. Не секрет – им отстегивают часть. Поэтому воры, наркоманы и алкоголики «воспитывают» будущее поколение.
Только один эпизод. Девочка из такой «семьи», 3 с половиной годика следит за соседом. Она знает, что сосед сейчас пойдет прикимарнуть после обеда, телевизор включит и дверь входную откроет, чтобы проветривалось помещение. И только сосед ляжет на свой любимый диван, девочка тихонько заходит в дом и к холодильнику. Пару раз ей везло больше – сосед забывал свой мобильный телефон и деньги в прихожей. Дома затем разборки меж супругами на тему «кто виноват», что пропало что-то. Одного разу сосед услышал стук дверцы холодильника и быстро вскочил. Девочка все, что достала с холодильника «сбросила», как говорят воры, и убежала. И теперь никому и ничего не докажешь. Фантастика – Сонька Золотая ручка заплакала бы от зависти. И это в 3.5 года. Что дальше…
Варили «ширку» ее родители-герои и дом сожгли. Приехала доблестная милиция и отдубасила хозяина за то… А за то, что не платил и «ширку» варил без их разрешения. Приехали из соцслужбы и сразу детей в приют. Вопрос дурацкий: «Что они раньше этого не знали?» Да знали, но, как оказалось, многодетные наркоманы давно им не платили. Куда-то все они съехали – в другой пустующий дом.  А этот дом стоит сгоревший и рядом с домом автора. Он то помнит, что здесь очень давно жила семья учителей. Дядя Володя – фронтовик, разведчик, грудь в орденах и медалях, знал в совершенстве два языка – немецкий и английский. Их дети получили хорошее образование - у них была перспектива…
Через небольшой импровизированный, из чего попало, забор – другой дом. Там давно уже нет хозяев. Ну и там был наркопритон. Был… Затем поселились странные люди, как бы «беженцы» из района боевых действий, но там, откуда они, не стреляли, а эти самые «боевые действия» происходили аж через две области, даже не границе областей. Говорят, что стать «беженцем» легко – справка эта почти ничего не стоит. Не знаю, не получал. Ни кто не желал работать, ни кто… Эти съехали куда-то, куда лучше – местные власти обязаны их обеспечивать жильем и не только.
И вот опять… В дом собирается въехать очередная такая «семья» с главой, который только что «откинулся», то есть, с заключения вернулся. Чем они будут заниматься в депрессивном районе, остается только догадываться, хотя, какие уж тут догадки – кроме воровства другой «работы» нет. Можно пойти «повоевать в АТО», там хорошо платят, да и «трофеев» можно набрать. Но эти ребята рисковать так просто не любят – они любят свою жизнь без идей и идеалов.  И они будут жить рядом.   Чего от них можно ожидать?  Да ничего хорошего. И ничего нельзя поделать – это реальность современного бытия. Да и вряд ли современного.
А тут жара, засуха, на солнце какие-то вспышки. Автор проснулся утром – пятна крови на подушке. Ночью из носу текла – давление, наверное. Справа заныло недавно сломанное ребро. Слева закололо то, что называется сердцем. А еще много разных мелких дел не сделанных. Только для чего? Для быта, выживания… А зачем – это вопрос из области бытия?
И возможно автору захотелось на пустынный берег большой воды. Лечь на теплый песок и под шум прибоя забыть о реальности. Но  и возле воды, как источнике жизни, также  идет борьба. Как же без нее, ведь – жизнь это борьба. Многие миллионы лет идет борьба за выживание, за жизнь. Даже тогда, когда этой самой жизни еще и не было. Возможно и так, как это не умело пытался изобразить автор. Да простят его профессиональные художники-маринисты. Говорят, что Айвазовский писал свою гениальную «Бурю в Северном море» сутки и даже больше, не отрываясь от мольберта. Автор это «нарисовал» за два часа – больше не было времени, да и «Белило титановое» закончилось, а без него никак. Теперь нужно клянчить у кого-то, чтобы привез это «белило», которое здесь не продается, да и не производится. Есть, правда, большой не израсходованный тюбик «Сажи черной», но, как видно, автор ее не сильно любит.
А ведь Казимир Малевич, профессиональный художник, не так просто изобразил свой «Черный квадрат». А ведь мог спокойно и высокопрофессионально изобразить и черную икру, и Черное море, и даже красивую жизнь в черных смокингах...
*   *   *
Так что же хотел сказать автор? Да, скорее всего, ничего. Он просто краски размазал на куске картона. А вот Саврасов нарисовал грачей, которые прилетели. Красиво нарисовал.


Рецензии