Артисты глава 8. от мира сего

                АРТИСТЫ  ШКОЛЫ.  Глава восьмая. ОТ МИРА СЕГО

  В восьмидесятые годы прошлого века мы понимали, что задачу всестороннего, гармоничного развития детей нельзя решить без улучшения эстетического воспитания.  Мы добивались охвата всех учащихся школы кружками, спортивными секциями.  В школе работали пионерский хор и хор мальчиков, вокальные кружки, ими руководили учителя музыки Иван Никифорович Руссков и Василий Герасимович Соколов.  В школе работал хореографический кружок с молодой и очень симпатичной девушкой из Дома пионеров города. Молодёжь Домостроительного комбината (ДСК) и старшеклассники из подшефной средней  школы № 4 организовали агитбригаду с гитаристами с обеих сторон. Дом пионеров ежегодно проводил смотры художественной самодеятельности учащихся школ города. Призовые места занимали «артисты» шестой и четвёртой школ. Директора этих школ Венедикт Яковлевич Петров и Владислав Гаврилович Надеждин сами были заядлыми болельщиками.
  Идёт смотр. Выступил пионерский хор школы № 6 – аплодисменты сопровождали каждую песню. Венедикт Яковлевич на этот раз неспокоен. То и дело краснеет. Он не выдержал, поднялся на сцену, где дети  школы №4 строились на хор. На помощь пришли учителя начальных классов Клавдия Александровна и Тамара Фёдоровна, поучает своих детей Фаина Константиновна. Раиса Андреевна Зотова готовит свою дочь-старшеклассницу Лену к сольному номеру на гитаре.   
- Раиса Андреевна, помогите, никак не может успокоиться Ваш Васильев, крутится, вертится, скоро занавес откроется,-  просит Иван Никифорович.
  Венедикт Яковлевич подошёл к хору мальчиков, к ребятам-непоседам (они выступают после пионерского хора) Вася оттолкнул от себя Мишу, а тот упал и испачкал белую рубашку.
- Ребята, сейчас вы будете выступать, в зале сидят ваши мамы и папы, потерпите. На репетиции вы пели отлично, молодцы! Я буду сидеть в первом ряду, только на вас буду смотреть. Желаю вам ни пуха, ни пера, - пожелал директор своим детям и отправился в зал.
- К чёрту! К чёрту! – посылают своего директора мальчишки, сами хохочут.
- Успокойтесь, чертенята! – шутливо просит Василий Герасимович.
  Выступления школ закончились. Ждали результатов смотра. Осталась я и пионервожатая Галина Панихина. Венедикт Яковлевич ушёл домой, так как было уже поздно, детей-артистов домой проводили учителя начальных классов.
- Алло! Венедикт Яковлевич, мы вторые после шестой.
- Хорошо. Наверно, подкачали мальчишки.
- Да. Они стали шуметь, устали второклассники.
- Спокойной ночи!
  В финал смотра вышли наши танцоры, вокалисты и пионерский хор. Надо было сшить костюмы для танцоров. Венедикт Яковлевич и Юлия Фёдоровна быстро нашли деньги, вручили мне. Я обрадовалась. Знала: девочки костюмы для танцоров сошьют на уроках труда. Люда Григорьева и Валя Панихина, старшеклассницы, сами выберут материал для костюмов. Уроки закончились, и я направилась в кабинет за деньгами, а они пропали.
  Начала поиски. Спрашиваю у дежурных по школе, кого видели около моего кабинета… Кто же из них? Список подозреваемых учащихся оказался длинным.
  Ко мне в кабинет заходят Венедикт Яковлевич и Виктор Иванович Груздев – на мне лица нет. Виктор Иванович говорит:
- Не переживай, найдёшь. Шерлок Холмс и не найдёт.
  Целый час ломала голову, кто же меня обчистил. Побежала в 8«А» класс, в класс Климатовой Любови Никитичны. Повезло: класс на месте, оставлен на шестой урок, хотя не по расписанию. Гляжу в щёлку – сидит подозреваемый за последней партой, что-то держит в руке и рассматривает, ему не до урока.
- Всё, - решила я, - это он, никаких сомнений.
  Постучалась тихонечко в кабинет, извинилась за опоздание на урок и подсела к своему подопечному. Все оглянулись и оставили меня в покое, Они привыкли ко мне и догадывались, что после уроков с кем-то буду беседовать. Как же быть? Надо, чтобы не знали, к кому я пришла. Села рядом с ним, потому что здесь не занято. Мой ученик насторожился.
- Давай сюда портфель, - тихонько шепчу ему, - сам достань оттуда деньги. Не успел ещё истратить?
  Дети в это время шумели, так что разобраться, о чём мы беседуем, было трудно. Урок заканчивался, мне надо  во что бы то ни стало завершить свою «операцию».
- Не успел. Вы никому не скажете? – Он начал краснеть, выдавать себя.
- Ты что? Давай не красней, передай деньги незаметно. Никому не скажу.
- Правда?
- Обещала же.
  Получила свою пропажу,  а тут прозвенел звонок. Я подошла к Любови Никитичне, поговорила с ней, и никто не догадался, с какой целью я их посетила.
  Венедикт Яковлевич ждал меня, переживал: всё-таки пропали деньги, которые мне дали полтора часа назад они с Юлей.
- Нашла я их. От подростка, виновника, иду.
- Кто украл?
-  Не скажу. Ему обещала.
  Венедикт понимал меня с полуслова. У нас с ним не было никаких разногласий.
  Через два года на выпускном вечере мой виновник подошёл ко мне и поблагодарил за молчание. Я спросила его:
- Скажи честно: больше ни у кого ничего не брал?
- Честное слово, нет!
  А ведь он хорошо играл на гитаре и пел. Пел прекрасно. Я его попросила:
- Сыграй и спой, пожалуйста, что-нибудь из Есенина.
  Вышел на сцену, спел «Отговорила роща золотая…» и «Клён, ты мой опавший…».  Одноклассники, выпускники, ему аплодировали, вызывали на бис.
  Так жил, учился и работал единый коллектив учителей и учащихся. Мы, взрослые, не забывали, что личность наиболее активно формируется в процессе самостоятельно организованной деятельности под общим педагогическим руководством, что нужна коллективная творческая деятельность учащихся, в которой всесторонне развивается личность.   
                На фото: баянист Василий Гарасимович Соколов.
.


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.