ХОР

Ещё  ребёнком, школьницей,я с восхищением  заслушивалась хором  а"капелла  при алмаатинской  филармонии. 

Телевизора у нас ещё не было, но было  радио. И всё лучшее было там.  "Театр у микрофона",  утренняя зарядка(под прекрасную музыку), чтение самой лучшей классической литературы  самыми лучшими актёрами, красиво поставленными голосами... 

"Малахитовая шкатулка", "Алые паруса" Грина, Волшебные сказки народов мира, Джек Лондон, наконец!!!  А  сколько  народа рыдало под страдания "Серой шейки"... 

В эти-то годы и зародилась у меня любовь к хору. ЛЮБОВЬ такая, что я цепенела, при  звучании хорошо поющего  коллектива.

Я мечтала стоять перед хором и работать с ним до тех пор, пока он не  запоёт по высшему разряду:- ВСЕ  как  ОДИН!      

Поступила я в училище спокойно, без проблем,и училась ровно. Спасибо тем, кто учил меня до того. 

Но  вот  наступил второй год учёбы и в хоровой класс пришёл новый Мугалим (учитель). 

 
До этого у нас были два учителя: женщина и мужчина.Дама  махала перед нами  руками, как граблями, и при том очень энергично, а другой мугалим двигал  конечностями как крупная птица: медленно, торжественно и с размахом, но пели мы при этом ОЧЕНЬ плохо, а точнее: вообще не пели, а мяукали как мартовские кошки:- враздрай...

И  ВОТ:... появился перед нами в один прекрасный день невысокий, немолодой, некрасивый, но приятный мужчина,:- тихонько встал, спокойно поднял руки, закрыл глаза,шевельнул (слегка) пальцами... И  МЫ  ЗАПЕЛИ!...   

Мартовские  кошки исчезли:- появились Поющие Голоса.  МЫ запели. Не верилось самим.    Мы стали  хором. Хором на четыре голоса: первые-вторые сопрано и первые-вторые альты.

Теперь на нас никто не кричал, не повышал голоса, не обзывал и не унижал... ОН даже не смотрел на нас.

ОН шевелил перед нами пальцами с закрытыми глазами и отныне самым страшным для нас стал миг, когда ОН открывал глаза...

Потому что в ЭТОТ миг палец  МУГАЛИМА смотрел точно в лоб сфальшивевшему!  Молча, точно в лоб!

ЭТА минута  стала самой страшной для нас.  Мы стали больше заниматься.  Нас  никто никуда не подгонял, но найти свободный класс стало невозможно. Мы собирались по нескольку человек и пели всё подряд: -и вокализы, и гаммы, и упражнения, и песни, и романсы: главным для нас стало_точно интонировать и владеть силой и тембром звучания...

Мы учились. Наконец-то мы учились!  Учились добровольно, радостно, понимая КАК надо и для чего.  Мы превратились в ХОР.  ДА! Мы стали хором. Мы запели.

Очень долго Мугалим "бился" с нами над фразой "глухой неведомой тайгою..". Он добивался от нас такого звучания, чтобы при слове "глухой" у слушателей возникала картина  мрачной непроходимой тайги...

Эти два слога надо было пропеть четырьмя интонациями,трижды меняя силу звука. В тот день, когда нам это удалось, когда мороз по коже продрал меня с головы до кончиков пальцев,- я поняла:... В училище мне не место... 

Такой , как этот невысокий, некрасивый,такой мне НИКОГДА не стать,-  а значит нечего мне тут и делать. Слушать и СЛЫШАТЬ хор- это одно, а ВЫРАСТИТЬ и ВОСПИТАТЬ хор так, чтобы он стал ХОРОМ -- это не каждому по силам, по слуху и по умению и терпению.   

Этим  невысоким, некрасивым оказался главный хормейстер  А"капеллы  Казахской  государственной  филармонии,  заслуженный  артист  Казахской ССР - КЕРЕЕВ.


Рецензии
Сплошной искус!.. На саксофоне играл около 20 лет, "Полет шмеля" даже, в вокальном ансамбле долго пел на концертах, на каком-то смотре даже затесались в лауреаты, пел в обрядовом хоре городского ЗАГСа, пел в церковном хоре... Даже душу защемило!..
С благодарностью - Николай, в какой-то степени Ваш коллега!..

Николай Аба-Канский   29.11.2018 16:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.