Продолжение темы о времени или отрицание времени в

             ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ О ВРЕМЕНИ
             ИЛИ
             ОТРИЦАНИЕ ВРЕМЕНИ В ТАБАСАРАНСКОМ ЯЗЫКЕ

        Мы в прошлой статье разобрали два глагола по классической схеме: что нам предлагает грамматика. Поэтому у нас вышло расхождение между приведенными примерами и сделанными выводами.
        А теперь мы посмотрим как обстоит дела в языке на самом деле.
Например:
1. Устайи устул ап1ура – мастер стол делает.
        По грамматике – это относится к настоящему времени.
        Теперь вопросы: что такое настоящее время?
        Где начало и конец настоящего времени?
        Допустим, мастер начал свое дело в ноябре, а закончил в марте, выходит два года настоящее время, так ли?
        Или: строители строят Москву – когда начали и когда закончится? Это тоже настоящее время, не так ли?
        Какой вывод напрашивается отсюда?
        А вот какой: сдвиг ап1урА не время показывает, а незавершённость дела.   Когда начали, когда закончили нам не интересуется, потому что слово АП1УРА – делает, показывает занятость мастера. Но он может быт занят и в прошлом и в будущем и сейчас. Так что здесь речь о времени никак не идет.

2. Устайи устул гъап1ну – мастер стол сделал.
        По грамматике – это относится к прошедшему времени.
        Теперь вопросы: что такое прошедшее время?
        Где начало и конец прошедшего времени?
        Допустим, мастер закончил свою работу два года назад. А ему говорят: «начни другую», а он говорит: «я ещё начатую не закончил».
       –А вот же, два года как ты закончил…
       –Э-э-э, товарищ, я за свою работу ещё зарплату не получил…
       В связи с невыплатой зарплаты, мастер не смог делать и другие намеченные работы. Получается цепочка не кончаемая…

а) значить просто прошедшее время для речи не существует;
б) без автора ничего не бывает, раз так у речи, предложения, слова тоже есть автор, который всегда говорить в данное время, в сию минуту, сейчас (настоящее время).   А если автор слов другой человек, который сказал эти слова когда-то, то слова этого автора выделяется и обозначается знаками, например кавычками.
       Из выше приведённого примера, мы допустим, что всю таки мастер закончил своё дело.
       Тогда какой вывод напрашивается?
       А вот какой: сдвиг гъап1НУ не время показывает, а завершённость дела.   Когда начал нам не интересуется, потому что слово ГЪАП1НУ – сделал, показывает:
а) освобожденность мастера;
б) завершённость работы;
в) готовность изделия.
       Что он не занят и можно поручит другое дело. Так что здесь речь о времени никак не идет.

3. Устайи устул ап1иди – мастер стол сделает.
       По грамматике – это относится к будущему времени.
       Теперь вопросы: что такое будущее время?
       Где начало и конец будущего времени?
       Может он вообще не сделает. Тогда, где ожидаемость? Где надежды?
а) значить просто будущее время для речи не существует;
б) как мы уже сказали: без автора нет и речи. И он эти слова всегда произносит в данное время, в сию минуту, сейчас (настоящее время).
       Из выше приведённого примера, мы допустим, что всю таки мастер сделает своё дело.
       Тогда какой вывод напрашивается отсюда?
       А вот какой: сдвиг ап1иДИ не время показывает, а не начало дела. Нам интересуется, когда же он начнёт своё дело.
       Слово АП1ИДИ – сделает, показывает:
а) что перед мастером стоит определённая задача;
б) что нужно ждать, когда завершится работа;
в) что изделие не готова;
г) что какое-то помощь ему нужна…
       Так что здесь речь никак о времени не идет.

4. Ещё пример:
       Закур душну гъюрур, накьт1ан душну дуфну, гъи, закур сивизра гъягъюз гьязур шула – Завтра, который должен был идти и возвратится, ещё вчера ушел и пришел, и, сегодня производит подготовительные работы, чтобы завтра подниматься в горы.
       Вот вам предложение. Найдите здесь глаголы показывающие прошедшее, настоящее, будущее время.
       Допустим, что вы нашли эти глаголы.
       Теперь вопросы:
1. С какой целью автор этого предложения так говорить?
2. Что было важнее для автора: показать временность или трудолюбие?
      
       Таким образом:
       А) в табасаранском языке нет категория времени.
       Б) Речь или язык автора не нацелен на то чтобы выявить в каком из трех времён он должен определится.
       В) Автору и принимателю информации важнее событие и их состояние, а не время.
       Г) Существует только данное (настоящее) время, потому что, тот кто говорит с вами может это делать только в данное время, а не в прошлом и не в будущем времени – Это очень важный вывод.

       Общий итог нашего исследования:
–Прошедшее время, показывающее сдвигом НУ– это должно быт: ЗАВЕРЩЁННОСТЬ.
–Настоящее время, показывающее сдвигом А – это должен быт ПОСТОЯННОСТЬ.
–Будущее время, показывающее сдвигом ДИ – это должен быт НЕ НАЧАЛО.

       Оказывается, грамматика языка так сочинили, чтобы простые люди не понимали политическую подоплёку чиновников: они, чтобы отвлекать внимание людей от насущных проблем, вместо настоящих смыслов речи, ввели иные, ничего не значущие вещи, и, все свои недочёты и не исполнение дел, перекладывают на эти вещи, т. е. они не виноваты, а виноват время, чтобы уйти от ответственности…


Рецензии
То что современная филология лже наука, это общеизвестный факт. То что упомянутые вами корифеи, лже учёные, это тоже факт.
И вот как раз сейчас вы это доказали.
Вся эта грамматика с прошедшим настоящим и будущим временем, детский сад.
Вот у вас трезвый взгляд на вещи. И в таб, языке есть средства для отображения этого взгляда, представления, восприятия.
Т.е. надо говорить не о времени, а в частности о подготовке, завершенности или не завершенности, длительности какого/то отдельного действия, процесса, состояния.
Получается так что время или участки времени, в таб. языке, а точнее в представлениях табасаран, это как некие пространства, участки, /окружности/, имеют свои длительности, протяженности, которые перетекают из одного в другое, и друг друга пересекают.
В силу чего, пока скажем так, для измерения протяженности , объема времени, и измерения протяженности пространства, нужны одинаковые единицы измерения.
Но как я раньше отмечал, в представлении тех, кто создавал и усовершенствовал во времени русский язык. Времени имелось нескольких видов.
Одно из них круглое, как бы объемное, пространственное. Круглый год, круглые сутки.
А второе прямое, линейное, ползучее. Время идёт.
Ну а вы на мой взгляд отметили, условно говоря отметили ременное время, которое, как ремень может как увеличиваться в протяженности, так и уменьшаться. В частности это зависит от мастера, уста, выполняющего работу. Но и не только от него.
А вообще, на мой взгляд, самоучитель таб. языка. Надо начинать с того что изложено в этой статье, по смыслу, и какие средства имеются для выражения, отображения этого в таб языке.
И постепенно углублятся. Но это моё представление.
Оно может быть и ошибочным. Потому как ни кто этого раньше ни делал, поучится не у кого, и надо применять очень хорошо себя оправдавший и зарекомендовавший, так называемый метод Тыка.

Сергей Горохов 2   26.07.2017 07:44     Заявить о нарушении
Ну и ещё увидел. Уста, ма/Ст/ер, ма/СТ/ак. СТ/роитель и т.д.
Все таки есть в таб. языке этот СТ, и как бы мы этот уста не рассматривали, У/ста, Ус/та, Уст/а, этот СТ, все равно стыковочный, ст/ыкует. Только в тракторис/СТ, машини/Ст и т.д. он сбоку припеве, боковой указатель, а в уста, как мастер, и уста как губы, он в центре находится.

Сергей Горохов 2   26.07.2017 08:13   Заявить о нарушении
А я на это СТ внимание не обратил...

Рашид Азизов   26.07.2017 09:39   Заявить о нарушении
Может ещё поискать. это очень важно. И вот почему.
Как я уже отмечал, распорядок букв в нашем алфавите, отнюдь не случайность, как любят утверждать наши лже филологи.
Вот смотрите. Рассмотрим только фрагменты. и по части согласных. Без внимания в тонкости.
Первое. Б , В, Г, Д.
В таб. языке. Б и В, во многих случаях равнозначны по значению. Побратимы, могут заменять друг друга почти без искажения смысла. В силу чего они и находятся в алфавите как соседи.
В древнеГреческих языках была точно такая же ситуация. В вообще выскочил из речи. В глаголице Б соответствует число два. В кириллице этот Б этого уже лишен. Это говорит о том, что кириллицу лепили греки, и имелась со временем тоже выкинуть этот Б и зречи, а соответственно и значение им обозначаемое.
Не только это, но и многое другое, но и этого достаточно для того чтобы считать, что проводилась речей языковая реформа по сути планетарного масштаба. Но точно евроазиатского, это точно.
Суть этой реформы сводилась к тому чтобы перейти, или перевести всех на фонемно звуковую письменность, и через эту письменность произвести усекновения языкам. В первую очередь единично звуковым, каковым является и русский современный, и таб. яз.
До этой реформы, алфавит состоял, выглядел, в одном случае в виде таблички с несколькими столбцами. В другом в виде кружков вписанных друг в друга, и даже, для открытых систем, в виде спирали.
Грубо говоря, если говорить о табличкой форме алфавита.
Схожие по смыслу значения, смысловые единицы, располагались, скажем в столбец. И соседи одного столбца могли заменить соседа.

Сергей Горохов 2   26.07.2017 12:25   Заявить о нарушении
Таким образом меняя одного соседа на другого у базы или в базе, осуществлялся плавный, ступенчатый сдвиг значения.
Но между скажем одним столбцом и другим, имелась смысловая единица, либо одна, либо Стыкованная, которая работала по принципу и вашим и нашим. В результате чего осуществлялся плавный сдвиг значения между столбцами, или между одним и другим видом указателей, движков.
Теперь возьмём другой фрагмент алфавита П, Р, С,/ Т. ....
Здесь мы видим что, скажем одна строка, один вид смысловых единиц, СТыкуется с другим видом.
И по сути получается новая база, в которой сразу две разные по характеру смысловые единицы. Условно говоря, мужские и женские.
В эту чудо реформу, все столбцы по сути были сдвинуты в один столбец. Ну или в одну строку. В так как он сходен с Б, вообще выкинули.
Но в речи то он остался. И здравствует по сей день.

Сергей Горохов 2   26.07.2017 12:42   Заявить о нарушении
Вернёмся к фрагменту Б, В, Г.
Вот смотрите, если мы В устанавливаем в/переди, то имеем В реке. Но если мы его соседа устанавливаем сзади нириГ, то имеем тоже самое. Но имеем тоже самое и в БереГ, варяг, дороГ, и т.д.
Т.е. как мне представляется, одни и теже смысловые единицы, но по разному обозначенные, но располагающие в разных столбцах, нужно было ставить либо впереди, либо сзади, после базы.
В этом свете хотелось бы отметить. Насколько я понял, в таб. речи есть несколько звуков, точнее смысловых единиц, которые не обозначены буквами в таб. алфавите. Но в речи применяются. Т.е. это от той чудо реформы, посредством которой усекались языки, но в речи они сохранились.
Может быть и с них и надо начать, давать новые обозначения, ибо они все равно ни как не обозначены, и меньше будет путанницы.

Сергей Горохов 2   26.07.2017 12:54   Заявить о нарушении
Вот эти звуки в таб. языке есть, но они не включены в алфавит и им нет обозначения.

1. Гг гг – с таким произношением начинается у ребенка первый вопрос.
2. Жвжв жвжв – ДЖ 2-раза сильнее.
3. Къкъ къкъ – звук лягушки
4. Пп пп – как, когда произносит Ппорхание.
5. Тт тт – когда произносится город Ттула. Звук глухой звук издающий при ударе по доске.
6. Уьуь уьуь – звук похожий на Ё (ёжь).
А те обозначение, которые я здесь привожу, так уже пишут наши писатели и поэты.

Я согласен с вами, что этим звукам нужны свои символы. Я бы их обозначил так:
1. Гг гг – обозначил бы маленьким ротиком ребенка. Ггыы – первый сознательный звук издаваемый ребёнком.
2. Жвжв жвжв – знаком как струя мочи. Жвжвур – моча
3. Къкъ къкъ – знаком как кувалда. Бакъкълукъкъ – кувалда.
4. Пп пп – знаком как крылья. Ппази – сокол
5. Тт тт – знаком как жеребёнок. Ттай – жеребёнок.
6. Уьуь уьуь – знаком как шит. Уьуьрх – защищай.
А как вы желаете, пусть так будут...

Рашид Азизов   26.07.2017 22:17   Заявить о нарушении
Думаю что первые символы рисунки само учителя уже прорисовались.
Первый. это

3. Къкъ къкъ – звук лягушки

По этой части все давно уже сделано. Царевна лягушка. В современном русском это обозначается письменно как Ква/Ква.
С этой царевной лягушкой надо отметить что две ночи Иван Царевич скажем ждал, а на третью шкуру/кожу лягушки сжег.
Сказку конечно надо перечитывать. Но как мне пока представляется, или напрашивается. Это скажем открытый/одноногий треугольник, у которого вторая нога от другого треугольника.

Къкъ /къкъ /– ....?
Если говорить о каменных К, и лягушкиных, царевны, то они должны через какой то каменный К стыковаться. Ну как и в случае С и Т, СТ. т.е. есть две смысловых цепи, и одна плавно переходит, или стыкуется с другой. В силу чего осуществляется либо плавный сдвиг значения, либо появляется новая база, вполне вероятно в в виде къкъ/К,
Т.е. в Ккунир, вполне возможно что два разных К, один лягушки царевны, а другой каменный. Грубо говоря, женский и мужской.
В этом стыке двух смысловых цепей, появляется новая вершина треугольника.
Я тут смотрел петроглифы и дольмены кавказа. Там очень много таких высечек, В виде ломаной под 45, градусов линии, вниз вверх. Это как раз о том о чем мы сейчас говорим.
Есть и треугольники на одной линии.
4. Пп пп – как, когда произносит Ппорхание.
В общем/то по этой теме древних рисунков хоть отбавляй,
В частности видел даже фигурку человека с крыльями, и птичьей головой над человеческой. Фигурки эти были у так называемого народа Чудь.
У фигурки даже есть выемки, чтобы можно было брать её рукой, и наглядно показывать, действие, порхания, летения. Если учесть что звуки изо рта тоже летают, то этот Пп должен присутствовать для обозначения говорения.
Но очень важно определить какие минимальные смысловые единицы обозначают приведенные вами звуки.

Сергей Горохов 2   27.07.2017 06:52   Заявить о нарушении
У современных русских маленьких детей учат, так называемое, играть на губе. Когда сжатые губы, разрываются пальцем, и выходящий воздух, точнее губы произносят этот Пп.
Который по сути ребёнком усваивается как образцовый. Коим он и руководствуется всю жизнь.
Но я бы не привязывался к детским звукам, как образцам, это тупиковый путь. Потому/что дети, как и взрослые все разные, их миллиарды, и каждый произносит в своей скажем интонации. Надо привязываться к звукам незыблемым. Например, к таким как камень о камень.
И уж на крайний случай, к царевне лягушке. Но и от этого ушли. Царевны они тоже своенравные.
Но нам Рашид, нужны минимальные смысловые единицы. Их надо цифровать. А звуки это вторично.
Но именно через звуки мы можем добраться до этих единиц, которые применялись и применяются в речи.
Надо составить, типа каталога, от древних времён, до настоящих. А уж потом двигаться дальше, в этом исконном заданном русле.

Сергей Горохов 2   27.07.2017 07:08   Заявить о нарушении
Минимальные смысловые единицы этах звуков вот такие:
1. Гг гг – Минимальная смысловая единица этого звука, как я уже сказал, это обращение ребёнка к своей матери Ггы. Например, при сдвиге А и Р, база Гг (Гг/а/р) обозначает: а) снопы зерновых уложенные на гумне для молотилки; б) молотильная массивная доска.
2. Жвжв жвжв – Минимальная смысловая единица этого звука, пока не могу определит, а при сдвигах, например Жвжв/Ю/ГЪ/ – то это название села, Жвжв/У/Гг/ обозначает: жижа скота.
3. Къкъ къкъ – Минимальная смысловая единица и этого звука, не могу определит, а при сдвигах, например Къкъ/А/Б/ – то это означает: двадцать, или: Къкъ/У/Р/ обозначает: засуха.
4. Пп пп – Минимальная смысловая единица этого звука: ПпАА – возглос от удивление (от того что как много (например пшеницу намолотил)); ПпЕЕ – возглос от удивление (от того что как мало (например пшеницу намолотил)).
5. Тт тт – Минимальная смысловая единица и этого звука, не могу определит, а при сдвигах, например Тт/И/В/ обозначает: сравни Тт/А/Й/ – жеребёнок.
6. Уьуь уьуь – Минимальная смысловая единица и этого звука не могу определит, а при сдвигах, например Уьуь/ГЬ/ обозначает: кашел. Уьуь/Р/Х/ – защищай. Уьуь/Жвжв/– ненасыщаемый...

Рашид Азизов   27.07.2017 20:57   Заявить о нарушении
Хотел я по проводу этих разных К и Г из ложится отдельной статьёй, но руки не доходят.
Кратко попробую здесь, вам может быть даже легче будет все это дело расстусовать по по полочкам.
Но сначала, пред история.
По факту почти в каждом древнерусском селении имелся, устанавливался камень, на который устанавливался камень меньшего размера. Сохранилась даже такая поговорка, Камня на камне не оставил. Т.е. все разрушил. Не будем углубляется кто это сделал. А отметим ещё, что камень на камне был почти в каждом древнерусском селении. Спрашивается зачем? То что люди поклонялись камням, это из области фантастики.
Теперь посмотрим, может ли какая то общность быть единой, народом, без наличия единого и всем понятного языка. Такого не бывает.
Если был древнерусский народ, значит он имел единый язык. Но достичь чтобы язык был единый, причём на огромных пространствах. не так то просто.
Даже сейчас, когда имеется письменность, телевизор и т.д. тем не менее табасаране, на небольшой территории имеют два диалекта, и кучу под диалектов. И порой, люди из разных мест, с трудом понимают друг друга. Это говорит о том, что нет того образца языка, которого бы придерживались все без исключения.
Но если в былые времена был народ, единый язык, и на огромных территориях, то были и образцы. Которыми в частности являлись эти камень на камне. Или как его именовали ранее камень Алатырь. Ал, то есть был над всеми. В образном смысле Ал/тын или Ал/тырь камень, золотой камень.
То что звуки камень о камень являлись образцовыми, чтобы не было акцента у всех людей этого народа, я уже писал в статье Камни Камни Камни.

Сергей Горохов 2   28.07.2017 12:14   Заявить о нарушении
Теперь речь идёт о смысловой составляющей. Явно что в первое время просто был один камень большой, на нем другой маленький. Примем что в древние времена набор звуков и соответственно смыслов ими обозначаемых был не так уж и велик. И достаточно часто одинаковыми звуками приходилось обозначать разные смыслы. И понимать что они обозначают в контексте.
Но вот этот камень на камне давал возможность увидеть все своими глазами, и осмыслить.
Т.е. если стучали камнем о камень, было слышно и наглядно видно, что одно притыкается, примыкается К другому. И пока будем говорить только про пространственные указатели. Ну точно также как капля дождя примыкается с определённым звуком к сену, соломе. Но капля растворяется в сене, пропитывает его. Т.е. получается примыкание с проникновением.

Сергей Горохов 2   28.07.2017 12:24   Заявить о нарушении
А вот если камень К камню, притыКание есть, проникновения нет.
В общем когда был маленький камень на камне было видно что это нечто наподобие головы, КуЛ. К привязанный. Ну а если перевернуть базу К/Л, то получался Л/К, т.е. низ, ноги.

Но помимо просто К, чего/то к чему/то, в нашем описываемом случае, камень К камню сверху. Кул, голова. Есть и К с боку, и К снизу, т.е. под камнем. Т.е. если вверху это сверху К, то внизУ, двойное Кк, а если в сочетании с У, то Кку, то есть под камнем. Или в камне.
А если рядом с камнем, недалеко в первом, ближнем круге, то выстраивались конструкция ......Кк ...... Ка.
В общем это остатки от камня на камне.
Но все усовершенствовал ось, или пошло в другом месте пол своему.
Во вы мне сказали что какой то К обозначает на чем то. Это собственно от того что камень маленький лежал На камне большом. И когда стучали по верху большого камня, было наглядно видно что камнем стучат по камню сверху, или На верху.
Но вот вы мне сказали что К обозначает и внутри!
Но как было это увидеть и услышать наглядно, чтоб понять без объяснений что он обозначает значение внутри.
А для этого сооружали то, что сейчас именуется дольмены.
Один стучал, а другой поставлял ухо к дырке, или всовывал в дырку голову, и слушал образцовый глухой К со значением внутри. Ибо сама голова находилась внутри дольмена.
Судя по тому что имеется и имелось несколько дольменов в одном месте, по сути это была школа, в которой через определённое время собирался народ, и обучался единому языку. По сути, по современному говоря, это был день знаний, день обучения единой языковой образованности.
Но дольмены, это не просто камни, это целые конструкции, некоторые даже с козырьком. И стучали по разным частям дольмена, и не только камнями, но и УК, и по козырьку. Но в разных местах произносился разный К, а если и палкой стучали то и Т. Таким образом стканья по бокам, по крыше козырька, углам и т.д. наглядно было видно и слышно какой звук какой части, стены, Цал, или угла, или крыши, или козырька, над, и т.д. соответствует. Т.е. по сути шло обучение пространственным категориям, низ, верх, бок, угол, выемка, полость в стене и т.д.
И как вы отметили что обозначается что и в стене, в смысле между кладкой, в шве. Но и дольмены сделаны также со швами. Более того, рядом с дольменами или прямо в них изображались чертежи.
В общем дольмены это и речеучебники, и обучение пространственном восприятию.
может вам расстусовать все эти разные К с привязкой к долменам, точнее к разным действие производимых у дольменов. И тогда по поводу разных К, больше будет ясности.

Сергей Горохов 2   28.07.2017 13:00   Заявить о нарушении
По поводу разных г. Явно что один Г со значением внутри, нириГ, это остаток от носового Условно Иг, который произносится на вдохе. Наглядно видно и чувствуется что при произношении воздух входит внутрь. А вот когда мать трогает ребёнка и говорит Гг, то это значение наруже, как бы оторвано.
И это Гг/а/р, по сути нечто наружное, оторванное от земли, в частности Гг/а, оторванной есть, а Р может быть в нескольких значениях, ну а то что в пучке колосьев много, Р, это точно.
Так мне кажется.

Сергей Горохов 2   28.07.2017 13:15   Заявить о нарушении