Узел связи

"Бог - это на  кухне  у  Аннушки  висит... в углу. Христос Воскрес его фамилия..."
Лев Кассиль. "Кондуит и Швамбрания".

Отношение к т. н. духовности, иначе к полю деятельности сознания как всеобщему символическому полю, подразумевает равный статус всех без исключения символов. Нет и не может быть символов "сакральных", обладающих повышенным статусом и потому требующих особого отношения к себе. Символ и есть отношение - к предмету, явлению, другому отношению. Символ онтологически и семантически пуст. Равное отношение ко всем символам выравнивает статусы символов и снимает условные и неоправданные препятствия на пути познания символического, фактически - познания человеком самого себя.

"Когда Керила Чессмена привязали к стулу, он, принюхиваясь к запаху газа, повернул голову в сторону репортёров, пришедших посмотреть, как он будет умирать, и подмигнул им.
Мол, это всё было шуткой."
Филлип Боноски. "Две культуры".

"Не понимая сути природных явлений, люди стали обожествлять их, поклоняться огню, ветру, грозе - как богам, которых боялись и надеялись умилостивить, принося им жертвы..." Так взрослые люди объясняли нам, школярам, причину возникновения религии: религия возникла из страха, а страх - из непонимания. Детское объяснение...
Религия, связь, а ещё точнее - восстановление связи, возникла и возникает там и тогда, где и когда человек впервые разделяет смысл и предмет. Когда человек сознаёт принципиальную нетождественность того, что он видит - отдельного предмета и всего вообще предметного мира - и того, что есть в действительности этот предмет и весь мир. Разделение прежде единого есть в то же время и соединение частей в целое, но уже не в предметном мире, а в символическом поле сознания. Такое разделение и соединение происходит в форме и в процессе культа. Символическое понимание связи "дольнего" и "горнего" составляет самую суть любой религии. В культе эта связь реализуется непосредственным образом.

"Остап быстро вырвал его из рук Паниковского, говоря:
- Не делайте из еды культа.
После этого он съел огурец сам."
Илья Ильф, Евгений Петров. "Золотой телёнок".

Проблема "курицы и яйца" в символическом поле обретает форму "мнимого и действительного". Что первично, а следовательно - "действительно", а что вторично и "мнимо": ноумен или феномен? Сознание или материя?
А что есть икона: это раскрашенная особым образом доска - или же это "дверь" в духовный мир? Это символ. Символ соединяет и примиряет обе стороны, два мира: материальный и духовный, которые в символе получают одно выражение, но в двух планах - физическом и метафизическом. Икона - и доска, и дух. Отношение к иконе как к доске не редуцирует её ценность как символа связи двух миров, человеческого и Божественного. А духовный статус иконы не отрицает её материальную природу. Всё духовное - материально, всё материальное - духовно в силу своей связи с ноуменом, связи интеллигибельной и энергийной. Энергии духа материальны, материя духовна, а человек, принадлежа и "доске", и "энергиям", иконописец, изограф - становится ноуменом в практически неограниченном пространстве символа. Это пространство не хаотично, ему присущи свои законы (связи), в которых живы энергии порождающие и связаны энергии уничтожения. Это Эдем, в одно время потерянный и обретённый, а точнее, обретаемый - не как топос, но как логос и как связь, религия.

"Путь - основа железнодорожного транспорта".
Плакат в "полосе отчуждения" Октябрьской железной дороги в Карелии (1984).

Понятие "пути" будет правильнее признать онтологически пустым. Нет никакого особого "пути" к духовности (от бездуховности, надо полагать?). Символическое поле сознания - это поле эксперимента, но эксперимент завершился до моего выхода, я сам и все мои "доски" суть объекты, и несущественно, что моё участие в процессе мнится мне активным и даже определяющим. Вот эта мнимость и есть единственное допущение, сделанное "для связи слов" и для связи бытия и небытия в виде мобильного, перемещаемого - узелка...

"...онтологическая умность вещей подменена в мировоззрении эпохи - феноменологическою их чувственностью..."
Павел Флоренский. "Иконостас".

А проще - онтологически, до начала начал умный, человек в процессе подмены, усушки-утруски сущностей становится феноменальным дураком и тупицею. И ничего другого не остаётся ему, "себя самого сознавшему неонтологическим, условным и феноменальным", как "распоряжаться, законодательствовать в этом мире метафизических призрачностей" (там же)... который, такой, - добавим опять (и по Флоренскому почти), - есть не что иное, как проявление феноменального самосознания.


25 июля 2017 г.


Рецензии