Прогресс

               


   «Когда дело или дельце превращается в ДЕЛО, требующее обдумывания и настроя - это и есть СТАРОСТЬ! Ни возраст в паспорте, ни морщины, ни седина в волосах - а именно это». Вот такая истина открылась Зое Петровне  рано утром, когда она проснулась в своей постели в компании рыжего кота.
« А ведь, правда! Раньше делала всё машинально, не задумываясь, а теперь иной раз по три дня настраиваю себя волосы помыть! Вот оно как».

     Она не торопясь села в постели.  Немного посидев, покряхтывая, встала, держась за поясницу.
«Так! Теперь разогнуться, расходиться немного, потом до ванной доползти. Кашу варить не буду, наверное, пакет готовый заварю. Вот так вот и доживаешь! Потому как для каши надо крупу достать, воды налить, а потом от плитки далеко не отходить. А то в прошлый раз «воткнулась» в телевизор… до сих пор кастрюля замоченная стоит… не отмоется поди, а выбросить жалко. А тут кипятка «шурнул» в чашку, и через 5 минут каша готова. Это хорошо придумали. А «постирушки»….

     Она вспомнила, как в юности стирала белье в большом корыте. Сначала замачивала, а потом долго мяла и терла его на ребристой доске, а потом белое кипятила в большом тазу. И всё это прополаскивала в нескольких водах. А эту воду еще из колонки надо было притащить в вёдрах.

« Все руки угробила стиркой этой,- она посмотрела на свои большие красные руки в узлах вен.- Не, сейчас жизнь лучше! Как сын машинку купил «автомат», так до сих пор не нарадуюсь. Та, конечно, тоже хорошо стирала, но отжимать надо было вручную, да воду сливать-набирать через шланг. А сейчас вон «до чего техника дошла». Кнопку нажал и вся «любовь». Готовое вывесил сохнуть. Красота!».

       Зоя Петровна долго плескалась в ванной, потом пошла на кухню, заварила кашу, посмотрела на поблескивающий боками «агрегат» на полке.
«Надо все- таки «мультю» эту освоить. А то сын сердится… но чего-то боязно. Прям, кнопки-кнопки, еще чего не так нажмешь. Да как же это можно суп сварить, если всё покидал, да кнопку нажал…»

       Она недоверчиво посмотрела на «мультиварку»
« Не, сегодня по старинке сварю к обеду, но попробовать надо… вдруг удобно. К телефону же  привыкла. Вот телефон- вещь! Вот есть же люди такое удобство придумать! И с ним-то сначала смеху было! Сын приезжал, удивлялся : « Мам, а как ты так натыкала, что у тебя «режим в самолете»? А кто его знает, вроде тыкала всё по правилам… хорошо, что потом всё на бумажку записала, что куда ткнуть и ничего…освоилась».

    Зоя Петровна вскипятила чайник, налила чай, взяла чашку с заваренной кашей и пошла в комнату. Там она поставила всё аккуратно на столик и с удовольствием плюхнулась в кресло.
«Да уж, меняется жизнь. Сижу вот, как барыня! Пультом щелкнул и смотри «телик». Кнопку тыкнул- и стирает. Кнопку на телефоне нажал- поговорил с кем хошь. Сын говорит, что придумали уже  машину, которая  сама по полу лазит и пыль собирает. Надо же! Так скоро совсем народ всё делать разучится. У них дома такая есть, но для неё  брать такую «игрушку»  сыну запретила. Дороговизна , да и ничего - сама еще в силах веником помахать, да тряпкой пройтись. ».

     Зоя Петровна вспомнила вдруг свои молодые годы:как она одна растила двух сыновей, бегала на работу через весь поселок, свой  дом, требовавший заботы,- и удивилась:

«Это ж сколько силы было? Утром воды натаскаешь... завтрак, обед сваришь, да по хозяйству, потом на работу бегом, да на подработки, а летом огород. Всё делаешь играючи. К вечеру только устанешь, а еще уроки проверить, погладить рубахи, то-се. Зато спать рухнешь и за минуту засыпал. А сейчас…ворочаешься, ворочаешься по полночи.  Эх, годы молодые! Пролетели, как грузовой состав мимо нашего поселка. А теперь встал - не знаешь за что хвататься- там болит, тут покалывает. Но зато в квартире. Все удобства тебе, приборы всякие…»

     Она включила телевизор, посмотрела новости. Опять задумалась:

« Да! Ишь, какие самолеты уже летают. Прогресс прямо прёт! Куда мы против него?   У каждого внука вон по компьютеру, еще какие-то… как они их называют?...»гадыжеты»… . Приедут иной раз, нет, чтоб душевно поговорить, всё норовят уткнуться в них- кнопки тыкать…. Хорошо это или нет…кто знает…. Роботов, вон, каких показывали недавно. Чудеса! Нам бы в роботов не превратиться! Вон, подружка Дуся сустав новый вставила. То с палочкой еле ползала, а потом операцию сделала, ногу разработала, сейчас без палочки «свищет». Теперь собралась глаза оперировать. Смелая! Говорит, «люди органы разные  уже ставят- хоть сердце новое, к примеру, а в глаз «хрусталик»- «тьфу делов». Точно, роботами скоро все станут - «понавтыкают»все органы и опять как новые.  А мне чего –то боязно…ну их…со своими «органами» хорошо, хоть и побаливают, да чего уж…. Всё  равному каждому свой век намерян. Чего мне? »

     Она открыла крышку и начала есть кашу.
«Тьфу! Быстро, конечно, но «барахло»! Надо нормальную кашу сварить, а то совсем обленилась…»
     Без энтузиазма дожевала кашу и выпила горсть таблеток, которые пила каждое утро,  вытащила из пакета булочку.
      В двери громко застучали.

«О, Дуся уже пришла!»

     Она с трудом встала из мягкого кресла и медленно пошла к входной двери
.
-Вот, творогу, тебе принесла - настоящего деревенского. Вчера на рынок съездила,- сказала подруга, после приветствия.
-Да зачем? Вчера сын с невесткой приезжали - всего привезли, что заказывала.
- А чего это булки опять у тебя на столе? Сколько тебе говорю -  сладкого меньше ешь. Отвар выпила, что я тебе приносила? С отвара утро начинать надо!
-Да не ела я еще булочки,- начала оправдываться  Зоя Петровна,- ты, Дуся, как гестапо. А про отвар забыла, щас выпью,- она послушно «затрусила» к холодильнику.
    Достала мутный отвар, морщась, выпила несколько глотков.

-Правильно надо питаться,- сказала Дуся удовлетворенно и бесцеремонно залезла в  холодильник.

-Опять колбасы купили. Ты будто не знаешь, что это - отрава!
-Дак я просила - вот и купили. Отрава, зато вкусная,- заспорила Зоя Ивановна.- Съем бутерброд и чего? Может, пользы нету, зато вкусно. Ты не замечала, Дуся, что всё полезное какое-то …скучное на вкус.
-А чего вчера дозвониться до тебя не могла? Если бы знала, что «твои» приедут, не тащилась бы сегодня в такую даль.
-Так это…телефон забыла зарядить, только вечером хватилась,- стала оправдываться Зоя Петровна.
-Эх, Зоя, Зоя. На семь лет меня моложе, а я к тебе хожу. Думала, в старости ты будешь за мной ухаживать, а вон как вышло…
-Так уж жизнь распорядилась,- вздохнула Зоя Петровна, вновь плюхаясь в кресло.- Голова, будь она неладна. Кружится, зараза. Иной раз на улицу на лавочку выйти боюсь. Боюсь … брякнусь, как тогда.  Руку сломала, всем проблем наделала…
-Давление-то седня мерила?
-Нет еще…
-Давай, измеряй!

       Зоя Петровна послушно села,взяла со столика аппарат и измерила давление.

-Нормально, 150 только-  жить можно.
-Это хорошо. А вот перестала бы соленое да сладкое лопать - совсем бы давление «устаканилось».
-Нет, Дуся, одно удовольствие и осталось- поесть. Да и на кой жить долго, детям мешаться, чужой век заедать.
-А чего ты им мешаешь? В своем доме живешь, к ним в карман не заглядываешь... навестят иной раз, помогут , что им за горе?


        ...Сыновей Зоя Петровна воспитывала одна. Ушла от мужа. Вроде всем был он хорош - непьющий, некурящий, работящий, хозяйственный, но характер…. Уж такой был прижимистый, да вспыльчивый. Над старшим строжился чрезмерно. Раз пришла - из подполья вой. Кинулась, а там «старшенький» сидит, зареванный весь, аж синий  от страха. В наказание его отец запер в подполье, а ребенку четыре года. А ремнем как его колотил - вспомнить больно. Нет, её он не трогал, но разговаривать, увещевать было бесполезно. «Я лучше знаю!» Вот так помаялась еще лет пять, а потом решилась:»» «Уйду». Дуся тогда : " Долой диктатуру!"
   

-Чего примолкла? Мой, вон,  далеко, только раз в год из Минска прилетает. А твои недалеко живут, тебе хорошо... Слушай, может, все ж- таки перебраться мне к сыну? Племянница хоть и помогает, но там все- таки сын, внук с женой.
-Да куда ты поедешь? Разговоры одни! Меня младший звал к ним жить- сказала - «пока в силах- никуда не поеду! Здесь мой дом, здесь и помирать буду!».
-Это точно! Почитай, полвека уже здесь живем! Надо же…. Ты права, тут помирать будем. Ты на «похоронные»-то забросила с пенсии?
- Да есть у меня на книжке тридцать тысяч, хватит, поди?
-Не густо. Сейчас, смотри, цены какие , и всё растут и растут. В том месяце творог на три рубля дешевле был…
-Да ладно. Закопают, так не оставят.

     Зоя Петровна перевела взгляд на фотокарточку за стеклом буфета.
«Эх, Иван, Иван. Только с тобой и пожила…».

      ... Иван появился в её жизни, когда осталась она совсем одна. «Старший» женился, а «младший» поступил в институт  и стал жить в городе. Тут её приятельница по работе и «сосватала» за своего родственника. Зоя Петровна ни на что особо не рассчитывала, а «срослось». Стали жить «душа в душу». Он оказался мастер на все руки. Ей как раз квартиру дали благоустроенную, взяли с ним участок. Он домик сколотил, теплицы. Вечерами на гармошке играл. Выпивал, правда, но в меру.
 
«Хорошо жили…. Жаль, что на «тот свет» ты заторопился! Здоровье не берег, после операции сразу на работу. Без дела не мог ни минуты. А потом…инфаркт…кончилась моя жизнь…».

-Чего ты седня задумчивая такая. Болит где?- осведомилась Дуся,  нарезая в миску овощи.
-Лучше спроси, где не болит,- усмехнулась Зоя Петровна.- Да ничего, терпимо. Я, вот, что, Дуся, думаю…  уже органы всякие переставляют, технику, вон, какую придумали, а от пьянства ничего придумать не могут, и от старости, и от дурости людской…

-Ниче, придумают что-нибудь,- оптимистично заметила Дуся.- А по мне- так гнать всех пьяниц надо в «три шеи».  Вон, у меня соседка Степанова выперла своего, враз пить бросил - как отрезало. Забоялся, видать. Сейчас опять сошлись- любо-дорого посмотреть, а то средства им подавай!
-А у нас тут Любка из пятой квартиры своего выставила и чего? Сама видела, на черта уже похож. Такой видный был, а тут недавно забежал: «Займите, Зой Петровна», аж трясет его, худющий…
-И чего? Денег дала?- подозрительно спросила Дуся.
-Дала,- вздохнула Зоя Петровна.- Как не дать. Он безотказный - что попросишь. Вон, мне дверь утеплил, да кран как потек - к кому? К нему!
-Ну-ну, прикармливай, потом не отвяжешься…. А от дурости вообще лекарств нету. Для молодых только ремень хороший в детстве…
- Вот какая ты, Дуся, характерная!
-А чего? Моему в детстве часто прилетало. Зато, гляди, какой  вырос.
-Да, у тебя сын хороший,- согласилась Зоя Петровна. – Но я против всякого битья. Так что, видать,  нету нигде  одного рецепта,- закончила мысль Зоя Петровна,- видать это что-то с душой. Не таблетки надо глотать, а душу лечить…. Что происходит? Недавно ведь Венька помер- друг моего «младшего». Стали с ним вспоминать- а из его друзей, кто тут в поселке остался уж никого почти и в живых нету, а ведь не старые еще- жить и жить…. Кто уехал, те еще ничего, а тут…спились многие…
-Бездельники, потому что,- отрезала Дуся.- Как мы раньше жили? Ну, гульнешь в праздник, а так бегаешь, как заведенный. А эти… отработали и по пиву. Вон, сколько возле магазина с утра  трется их, и молодые… а потом…каждому свой век намерян,- философски заметила Дуся, ставя на стол салат и оладьи из кабачков, принесенные из дома.- Сама знаешь, чем я только не болела, даже туберкулезом в детстве, а и чего? Здоровое питание, нагрузки и, главное, интерес к жизни не потерять.
-Да, ты- молодец, тебе всё интересно,- согласилась Зоя Петровна, беря  оладью.- А я решила седня эту… «мультю» освоить..
- А чего?- «загорелась» Дуся.- Соседка хвалит, но я пока себе брать не решила. Давай, твою опробуем. Тащи её сюда!

      Быстро поели, поставили «мультиварку» на стол, включили в розетку.

-Так… рецепт…каша… какую хочешь?- Дуся взяла «эксперимент» в свои руки.
-Рисовую давно не варила…
-Ага…где мои очки с линзами? Ни хрена не вижу, надо , все-таки операцию делать, но они «кочевряжаться», что, мол, возраст. И что? Если мне за 80, я чего «слепошарая» должна ходить? Ничего - добьюсь! Ты меня знаешь!
-Да уж,- засмеялась Зоя Петровна,- кто с тобой сладит.
- Так…берем рис, отмеряем, в чашку его…так…молоко…соль, сахар…режим «каша молочная»…где он тут, зараза? Ага! Ну, надо же! Суп тебе и плов, и каша молочная, прямо, как «волшебный горшок» из сказки…нет, надо себе купить, а то вчера кастрюлю опять сожгла….Так! Тычем!

       Она решительно ткнула кнопку.  «Мультиварка» слегка зашумела.
-Гляди, время пошло назад отмерять!-  обрадовалась Дуся. Зоя Петровна смотрела с интересом
-И правда, варит чего-то.
-Ой, масло туда еще надо,- сказала Дуся, еще раз посмотрев рецепт.- Да ну его! Нечего масло есть, холестерин один.
-Невкусно без масла,- заспорила Зоя Петровна.- Кидай, раз велено.
      Дуся щелкнула крышкой, кинула кусок масла, закрыла.

-Вот потому ты такая толстая- булки, масло. Я. вот, уже 2 килограмма скинула…. А ведь, какая фигура у тебя была- все завидовали…
-Когда то было,- усмехнулась Зоя Петровна.- А «кашу маслом не испортишь».

    Молчали,  глядели, как таймер отсчитывает минуты.
-И чего, мешать не надо?- запереживала  вдруг Зоя Петровна,- как-то странно, ты еще рецепт прочитай!
     Дуся внимательно уставилась в рецепт.

-Не надо! Значит, не будем, а то испортим эксперимент!
       Еле дождались, когда «волшебный горшочек» пикнет.
-Открываю!- торжественно провозгласила Дуся, открывая крышку. Повалил пар.
-Так, где лодка специальная? Ага! Мешаем! Слушай, а ниче- на кашу похоже! Жаль, наелись уже, но ниче, день длинный,съешь...давай по чуть-чуть...
 
       Она положила в два блюдца по три ложки каши. Попробовали.

- Вкусно,- сказала Зоя Петровна, зачерпнула еще, подула на ложку.- Слушай, Дуся, и, правда, ведь, вкусно. Прям, как раньше из печки.Еще мне зачерпни!
- Ты на каши-то не налегай!- сказала Дуся сердито, но кинула в тарелку "добавки".- Вон, овощи тушит, и на пару...
- Ладно,- не стала спорить Зоя Петровна.
   
- Завтра попрошу племянницу в город съездить, себе такую куплю,- вынесла вердикт Дуся.- И главное, забыл -  сама отключится. Ну, ладно, объелась тут с тобой… побегу. Сегодня еще хотела «ванну» «прогенералить». А чего там в серии-то? Замирились?
- Ага, простила...
-Ну и дура, сколько он ей уже нервов помотал! Ты смотри, времени-то сколько, включай давай серию, черт с ней- ванной...

      Зоя Петровна  села в кресло, щелкнула пультом телевизора, посмотрела на «мультиварку».

«Еще и греет сама…ну дела! Щас тогда остужу, в холодильник поставлю, а потом погрею и ничего тогда сегодня варить не буду, на весь день еды хватит.
    Хорошая вещь все-таки прогресс, , а вот человек. Почему так мало меняется? У каждого своя печаль, проблемы, страхи. Только возрадуешься иной раз, а жизнь- раз! по башке…..Может не так живем? Может о душе надо больше думать, а не «штуки» всякие придумывать?  Сын, вон, книгу какую хорошую привез  старца знаменитого. Надо сегодня почитать, может, что новое откроется, а пока гляну одним глазком, как там в сериале…выгонит все ж так его насовсем или нет...»

      Она нажала кнопку пульта , и обе подруги целиком ушли в мир нешуточных страстей брошенной женщины.

      Часы на "волшебном горшочке" беззвучно и беспощадно отсчитывали время...


Рецензии
Жизненная, без выкрутасов и прикрас история пожилой, деревнской жительницы. Вряд ли о такой жизни знает наше правительство.
С уважением,

Николай Елисеев   10.01.2018 17:48     Заявить о нарушении