За поворотами лет - 14

     Самым скучным занятием в моём детстве было – пасти козу с козлятами. Не  я водила козу на верёвочке, а она меня таскала по всяким нехоженым местам. Отпустить её не могла и удержать эту бестию - у меня силы не хватало. Единственно что было хорошо, это то, что она, постукивая копытцами по каменистой почве яров и косогорин, распугивала ящериц и змей, а то бы, торопясь за нею вслед, не успевала бы под ноги смотреть… Но если коза нашла себе излюбленное местечко, с той травой или листвой на кустах, которые ей пришлись по вкусу, можно спокойно отдышаться и осмотреться.
     Вот, в один из дней я увидела в траве большого жука-рогача. Взять его в руки я бы не рискнула по двум причинам. Это был уж очень большой жук с мощными рогами. Мало того, что он бы вряд ли смог поместиться на моей тогдашней ладони, но и рога же не зря ему приставлены к голове… Вторая причина – это пучеглазая наездница. На его чёрной глянцевой спине, распластавшись, сидел зеленоватый лягушонок.
     Это было раннее утро, ещё и солнце не взошло. Мелкие твари ещё «ночевали». Я только вздохнула и с завистью подумала: «У вас, наверное, нет такой бабушки, как у меня…» И дрожа всем телом от утренней прохлады и обжигающей холодом росы, пошла вслед за козой.
     По каким бы ярам меня ни водила рогатая красавица, в конце пути она сама приводила меня на выгон. Там я с большой радостью снимала с её рогов верёвку и, даже не оглянувшись ни разу в сторону, бредущего по косогору стаду, бежала домой.

                ***
     Что такое малая половина хаты? Это то место, где живёт семья. Там спят, там варят еду себе и свиньям, там стирают, вышивают, поют и плачут, там, на земляном полу стоят вёдра с водой, чугуны с поросячьей едой, под печью всё, что способно гореть. Там образа на стенах, фотографии в рамочках, бумажные цветы и рушники, там длинный стол и скамейки, на которых сидят, а бывает что и спят домочадцы. Малая половина – это вся домашняя утварь, посуда и даже ткацкий станок, на котором мама и бабушка ткали рядна.
     Где всё это помещалось? Страшная теснота, по моим нынешним меркам, но если человек родился в этом доме, вырос, то ему кажется, что так и быть должно.
     Однажды мой дедушка взял подушку с убранной постели и, положив её на лавку, (вкопанная ножками в земляной пол длинная скамья), головой под образа и лёг передохнуть, спину выпрямить. Это же не спать, можно даже сапоги не снимать. Лёг и вздремнул. А я с бабушкой, ближе к дверям сидели на маленьких скамеечках и большими ножами резали в большие чугуны кормовую свеклу и тыквы. Это должно было вариться для свиней на завтрашний день. Мы работали молча и сосредоточенно. Мой брат сидел на припечку и чем-то там играл. Вдруг он и говорит:
     - Мурка деду сала принесла…
     Мы подняли головы и застыли в изумлении.
     Как кошка прошла с сеней мимо нас, мы и не заметили. Да мы её и не интересовали. Её защитой и главным человеком в доме был – дед. Именно ему в подарок она и принесла пойманную и уже дохлую мышь. Принесла и положила на подушку, возле дедушкиного уха. Сама, свернулась клубочком, легла ему под тёплый бочок. Дед услышал Колины слова, а может учуял мышиный запах и в мгновение ока ладонью сбросил ту мышь на пол. Кошка обижено посмотрела на него, спрыгнула на пол, взяла в зубы ту мышь и выбежала в сени. Бабушка что-то недовольно ворчала, я с братом покатывались со смеху, дед же сидел на лавке и кулаками глаза протирал. Потом вздохнул и пустился в философские размышления о благодарности животных и о греховной неблагодарности людей…

                ***
     Помню случай такой. Поехали мы всёй семьёй в отпуск, с Сибири в своё родное село. Сперва мы заехали в село Вила-Яружские, откуда родом мой муж. Вот, идём мы по улице. Заборы каменные, где выше, где ниже. Идём, соскучившись по селу, смотрим по сторонам. Не дай Бог с кем-то не поздороваться, это ж обид и пересудов на селе на несколько лет хватит. Мол, в городе теперь живут, зазнались, загордились… Сыны наши, ещё тогда дошкольного возраста были. Им и вовсе всё интересно. Где петуха на воротах увидят, где уток в канаве. Ягнёнка увидели, так хоть ночуй на этом месте…
     Вот, мимо одного забора проходим, вдруг слышим – какое-то движение за забором. А потом – мычание, только через нос звук выходит. И вдруг, из-за забора выглянула голова козла. Да ладно бы козёл с бородой, для нас – эко диво. Но он сквозь сжатые губы показывал нам, так, сантиметра на три язык и мычал в нос. Вроде как шкодливый мальчишка дразнит нас.
     - Вот, зараза… - сплюнул в сердцах мой муж. А мальчишки хохотали до слёз, в ответ ему показывали свои языки.
     Этот двор, от бабушкиного двора был недалеко. Мы мимо него к колодцу ходили. И каждый раз, пока я набираю воду из колодца, мальчишки мои строили рожицы этому любопытному козлу, который на их призыв выглядывал из-за забора. А когда мы уехали, то дети долго ещё вспоминали этот забавный случай, показывали друг другу кончик языка и подражали козлиному мычанию.

                ***


Рецензии
День добрый,Анна! Порадовали своими воспоминаниями читателей! Какое удовольствие по строчкам Вашим бегать, с героями встречаться просто так.
С благодарностью к ВАМ!

Нина Радостная   25.07.2017 16:30     Заявить о нарушении
Моя знакомая, прочитав некоторые мои рассказы, сказала: "Ведь можно же писать интересно о жизни и без срамоты и без стрелялок..."
Здравствуйте, дорогой мой Человек! Рада видеть Вас на моей страничке!!!
В сад меня уже дети не берут, сами управляются... а я по-стариковски ударилась в воспоминания. Спасибо, что нашли минутку почитать.Доброго Вам здоровья!
С уважением,

Анна Боднарук   25.07.2017 19:10   Заявить о нарушении