Штрихи к портрету. Софья Нарышкина

 Ф.Винтерхальтер.Софья Петровна Нарышкина(1859).Эрмитаж

         Франц Ксавьер Винтерхальтер, живописец немецкого происхождения, был придворным портретистом короля Луи Филиппа и императора Наполеона III. Композиции его портретов отличаются театральностью, а передаче аксессуаров он уделял не меньшее внимание, чем лицам моделей.
Софья Петровна изображена в эффектном повороте, акцентирующем плавную линию обнаженного плеча. Изящный жест холеных рук, смелое сочетание темно-бордовых и лимонно-желтых тонов одежды придают облику модели претенциозную элегантность.

         Софья Петровна Нарышкина (урожденная Ушакова) (1823-1877), жена Константина Павловича Нарышкина (1806—1880).В конце 1840-х годов Нарышкин женился на дочери своей любовницы, Софье Петровне Ушаковой (1823—1877). Столь странная свадьба удивила всё общество. Благодаря протекции генерала Закревского и большому состоянию мужа была самой модной московской дамой и задавала блестящие балы. По отзывам современников, госпожа Нарышкина блистала в свете своей красотой, но никак не умом и приятностью характера.

         Она очень круто обходилась со своим мужем и имела злой нрав. Известный в столице парикмахер говорил о ней: «Когда я её причесываю, она втыкает шпильки в руки своих горничных, будто это подушечки для булавок! Знаете, это очень злая дама»

         Будучи человеком очень богатым, Нарышкин жил открыто и вращался в литературных кругах. В своем доме в Москве на ул. Поварской, д.48 давал балы и вечера. Был знаком с А. С. Пушкиным. В январе 1831 года присутствовал с поэтом и А. Я. Булгаковым в Английском клубе.

            Во время одного из своих заграничных путешествий подружился с И. С. Тургеневым и Дюма-отцом. Когда в 1858 году Дюма посетил Москву, то бывал у Нарышкина, а также у его старшего брата Дмитрия Павловича на даче в Петровском парке. Дюма отзывался о «царственном гостеприимстве», оказанном ему. Имя Нарышкина упоминается в дневнике Л. Н. Толстого.

      Софья Петровна изображена в эффектном повороте, акцентирующем плавную линию обнаженного плеча. Изящный жест холеных рук, смелое сочетание темно-бордовых и лимонно-желтых тонов одежды придают облику модели претенциозную элегантность.


Рецензии