Макс-2017

1. Поутру в субботу с кровати – чтоб на МАКС-2017 к 10:00-11:00 успеть. И к началу летной программы, и вообще. Риск напороться на толпу, но «игра стоит свеч». АВЧ только, кажется, не понял.
2. Казанской электричкой «со всеми» – вагон постепенно забивается, по мере проезда до Люберец. По виду-разговорам – все туда же. Дама лет моих ставит свои сумочки-рюкзаки на местами еще незанятые места – «сейчас подойдут». О славное советское прошлое! Люди тактично молчат. После неподхода подходящих сумки – так и быть – снимаются. Люди красноречиво стоят дальше с отсутствующими лицами.
3. «Отдых». Турникеты, естественно, открыты заранее, о чем милиционер в рупор и вещает. Пока толпа не смела всё – полубегом в обгон.
4. А зря: толпа на «шмон» через «рамки» и максовские автобусы – как две электрички. Мы так не договаривались.
5. Пешком с группкой молодняка через лесок до ближайшей остановки маршруток. Из оцепления – одинокий, скучающий гаишник. Маршрутчики-хачи. «Он пирям в МАКС вас завизиот!» За сорок рублей до входа в ЛИИ (в сам институт). Оцепления по дороге – нет. Исторически стояло то каждые десять метров, то пятьдесят, то, вот, отсутствует. Женщины-майоры милиции на «рамке». Оттуда – максовым автобусом уже на аэродром.
6. Очередь минут пятнадцать за билетами. Девичий голос с плёнки из репродукторов – «кто уже с билетами – не становитесь в очередь!» Мужик позади – своей семье: «Как же долго стоять, ну и сервис!». После пятнадцати минут: «И не стояли вовсе – во сервис!» Во время «сервиса» - рёв вертолетов, началось! Ничего не видно за фасадом проходного пункта.
7. На летном поле – в 11:03 – под занавес вертолетов: черный Ми-26Т-2 медленно, но уверенно, набирает (и набирает, и набирает!) высоту, демонстрируя возможности сверхтяжелой машины. Что и говорить – такая только у нас. (Не будем о грустном – переговорах с китайцами о «совместной разработке» аналога.)
8. Первый самолетный показ в воздухе – легенда Ил-2. Виражи и «заходы на цель». Удивляет площадь и размах крыльев (большие!) при несоответствующем фюзеляже (худой!): всё – под боевую нагрузку.
9. Первое фото – у ТВС-2-ДТС (так СибННИА обозвало свою версию легенды – Ан-2)! Крылья – композит, расчалки сменены законцовкой нижнего всцеп с верхним крылом. Винт – на американском «ханивелле» (хотя наших ТВД – есть). Прошлый раз с АВЧ и зрителями были попрошены «не заступать за волонтёров», покуда его буксировали мимо.
10. Ил-76МД-90, SSJ, всё, как в прошлый раз, в начале экспозиции.
11. На стоянке за разрешенной зоной – забрезенченные пилотажные группы. Латыши (Л-39) и арабы-эмиратчики (МВ-339).
12. Презентация «именного» МиГ-29 ЛЛ. Пожилые генералы и полковники и просто авиаторы; мини-трибуна, микрофон. Холеная, одетая, как в театр, дама рассказывает про память о муже – Виталии Ивановиче Попк’ове (его бюст в Москве – в парке у Самотечной эстакады). Табличка у самолета – что это он Маэстро из «Стариков». «Летающая лаборатория» будет исследовать перспективные ИУС, взаимодействие борта с двигателем, полеты «по спутнику» и взлет-посадку на ВПП «с колдобинами». (Последняя тема – у многих ЛЛ-ок тут. Актуально для нас не только в войну (тьфу-тьфу-тьфу!).)
13. Красный УТС Як-152 от «Иркута» – на смену легендарному «52-ому». Проходит испытания. Всё «зализано». Катапультные кресла и пилоту, и инструктору. Его дизель (!!!) емкостью пятьсот лошадей (после «веденеевских» трехсот шестидесяти), стоит тут же отдельно. «Вэ-макс» - пятьсот (как нормальный истребитель времен ВОВ). Дай Далалай Лама!
14. Два Як-130 (найдите десять отличий; один – УТС, другой – УБС, с подвесками). Рядом на тарабарщине – турки, два паренька (пролезли…).
15. Еще версия Ан-2 с ТВД – без нижнего крыла. Табличка уверяет – грузоподъемность возросла…
16. Везут после посадки вертолеты. Двери раскрыты. Пилоты-штурманы – почти сплошь мужики за шестьдесят. Без комментариев (а хочется; а и так всё ясно).
17. Море людей. Много мороженого и… вареной кукурузы (привет НСЩ!).
18. Снова ЛЛ-ки: красивый фиолетовый Ту-154ЛЛ «Громов флайт рисёч сента» (ощущение, ЛИИ на нем в основном обкатывает «истребительный» РУС – левый летчик), два 76-х, оба – с опытными двигателями на месте второго штатного (ПД-14 и разукрашенный, как дымы эмиратской пилотажной группы, ТВ7-117СТ), маленький Ил-103 (от квочуровского «Пилотажно-испытательного центра»), Ил-114 (испытывается, среди прочего, предназначение для спецслужб (какое?)). Позапрошлогоднего ПВД на базе Ми-24 – нет («перспективный вертолет-демонстратор»; АВЧ недоумевал, чт’о за «торчак» спереди у некоторых машин (оказалось, что трубка ПВД – «приемника воздушного давления»)).
19. Фотографироваться пытаюсь только что не у того,  у чего уже прошлые разы. Люди – отзываются. Не все, хотя, компетентно. (АВЧ как-то – что его на «Базаре» за фотографа приняли. Зря не подзаработал – себя не прорекламировал.)
20. Везут на взлет красный (что-то много красного) учебный СР-10 с особенностью – КОС! Фотографирую с хвоста. (Пардон – с сопла!) Волонтер – вежливо за плечо: «Отойдите, пожалуйста» (сзади – аэродромный КрАЗ). Читал про него раньше (МАКС-2015 – стоял в «статике»). Если получится – хоть что-то КОС’ое будет («сухая» тема С-47 не пошла, жаль). Нигде в мире нет в любом случае. Со ссылкой на минобороны – «интерес есть».
21. Вертолеты военные. Ми-35. Старлей в комбинезоне за оградкой. «Зачем шасси неубирающимся сделали по сравнению с исходным «двадцать четвертым»?» «Они решили снизить вес – демонтажом гидросистемы уборки-выпуска – и повысить безопасность – на случай посадки с ее отказом.» «Кто – они?» «Конструктор’а.» «Вы пилот?» «Бортинженер.»
22. Девичий голос за спиной: «А это какой?» Парневый: «Ми-семнадцатый. Семнадцатый, однозначно.» Табличка: «Ми-8АТМШ». (Что, по сути, одно и то же.)
23. Вдоль «статики» – зигзагом.
24. Вертолеты гражданские. Все. Масса вариаций на тему «Ансата». Здоровый, черный Ми-26Т-2, правда, напротив – в ряду самолетов-«здоровяков»; «160» в этот раз – «Николай Кузнецов».
25. Продается «Пайпер». Самолет-чемодан – для меня (багажный отсек – снизу, выступает под фюзеляжем, - не для наших грунтовых полос).
26. Вдоль «статики» до упора (вначале истории им были «Ильюшинские проходные», последние раза четыре  – мини-картодром, - при чем тут МАКС?). У 77015 (77014 виден за забором на стоянке ЛИИ, оба, вроде, «летучие», если «отделать») волонтер-«шурик» (только очки черные) рассказывает, что за добровзнос формируют группу из пятнадцати человек (строго) зайти в него и в Ту-155 (дальше по ходу) с рассказом что да как плюс вообще по стоянке «легенд авиации». Не иду.
27. Мимо – «рикша» с грузом программок в коробке. «Можно?» «Да хоть все!» Беру одну. Пилотаж – на серьезных реактивных – с 12:10 до 14:30. Надо взять – по традиции – шашлычок с пивком, да на пластмассовый стульчик. И хлеб, и зрелище.
28. Раскатал губу – шашлык отменили. (В те разы родилось невольно: «Фото срочно, где промеж полетов – Способ выйти из Земли оков, – Русские – на фоне самолетов, Чуркистан – на фоне шашлыков».) Хот-дог с «жигулями» и стоя – разинув рот.
29. Взлет четверки ОКБ Сухого: Су-34/35 и пара Т-50 (за рулем одного – автор первого вылета Сергей Б’огдан.) Громовой грохот и огни форсажных камер.
30. Су-34 – всё, что может платформа Су-27. 35-й – то же. Правда, «чакры Фролова» (виденной в исполнении Аверьянова в 2005) не было. (Это когда машина вокруг себя назад через голову крутится, такой перманентный кульбит назад. Пока керосин есть, конечно.)
31. Парный пилотаж 50-х. Просто – красиво. Затем – в одиночку: первый, включая «стояние на хвосте». Сел в сторону взлета, проехав на основных метров двести под аплодисменты и вопли диктора. Второй – Б’огдан – то же, и тоже красивая посадка (видно, как выпустил шасси сразу после крайнего виража) разворотом над Жуковским и тоже с прокатом «для публики» в сторону взлета.
32. Павильоны! Так же – зигзагом. Вертолетов «в полный рост» в «Роствертоле» – нет. Зато есть вертолеты-беспилотники. Индия. Иран. Китай. «Западные фирмы» – куцо. На стенде «Роллс-Ройса» – стенд «Роллса-Ройса» и двое мужчин в нем, читающие свои мобильники. По виду – слиняли со своих стендов, чтоб посидеть тут в полутишине на пустых стульях. На стенде SAFRAN’а живьем – только «наш» SaM-146.
33. Переходя из в – за пилотаж’ом «Стрижей» («Соколов» - не дали). Почти все летчики группы – Краснодарское ВВАУЛ.
34. В воздухе красный СР-10. Звук тихий (РД-1700). Маневрирует спокойно, но уверенно. Приятное впечатление.
35. Отечественная группа «Первый полет» на первополётных Як-52 и одиночный пилотаж на Су-26 в исполнении… да-да – Светланы Капаниной!
36. Двигатели – живой АЛ-41Ф-С1! (Но «хвостом вилять» не дают, а раньше и КЛИВТ на РД-33 для «9-Х» показывали на стенде, и люльковские АЛ-31Ф с УВТ). Это он гонял 35-ый и Т-50-ые сейчас. Ждем полный АЛ-41С (названный кем-то «Изделие 30») к концу 2018.
37. Московское ОсОО «Борисфен-Авиа» - «отщепенец» «Мотор Сича»-«Ивченко-Прогресса» с их, в первую очередь, уже легендарным двигуном ТВ3-117ВМА-СБМ1В – длинная буквица-цифирь означает, что Ми-8 залетает с парой таких на «самолетную» высоту 9 км (т.е. может сесть на Эверест). Вот тебе и разрыв  Украиной (военно-)технических контактов с РФ…
38. Небольшие и какие-то «забытые» стенды хозяев площадки – ЛИИ и ЦАГИ.
39. Заметно больше тренажеров. SSJ, МС-21 (как его всё-таки назовут?), вертолеты…
40. Стенд авиации и авиапромышленности Правительства Москвы (!). Экспонатом, например, двухместный черный автожир с надписью «Спецназ» на коке. Сельскохозяйственная переделка суховского Су-38 (примечательно, что его чешский мотор питается обычным бензином А-95).
41. Меж павильонов – МиГ-35… на стенде. Официальная его презентация этим салоном. (Вроде, была же уже в мае в Луховицах – на заводе?)
42. Ракет (в 2015 было много ПКР) не видно, ПЗРК – тоже. Зато полный комплект для «Смерча».
43. «Ярославский шинный завод». Оригиналы пневматиков для всей нашей «гражданки». Новость.
44. «Звезда». Макет вырезки из одноместного маленького самолетика с манекеном в скафандре внутри. «Это что?» Мальчик: «Швейцарский миллионер делает сам себе электрический самолет для полетов до ста километров высоты (!), к нам за скафандром обратился. Делаем на базе стандартного для «Союза».» «Лайт вёршн.» «Наоборот – усовершенствованная.»
45. Крайний в ряду моего хода – «Роскосмос». Суровые мужички выпускают, а впуск – следующий вход, очередь, группами. Стоял-стоял да не выстоял – чего я не видел в космонавтике?..
46. Снова летное поле. В воздухе латыши. Хороший пилотаж на чешском «ветеране» Л-39. Звучат имена. Двое русских.
47. По траве сквозь «Авиацию общего назначения». Всё, как обычно, кроме гидросамолета – «поплавковой» переделки Ан-2 в моноплан, без нижних плоскостей. (Третий уже (продуманный) экспромт на великую тему.)
48. Белорусские четыре «вайпера». «Мы научим вас летать!» Единственное иностранное представительство на открытой стоянке.
49. 15:37. «А сейчас отложите ваши бутерброды – головы вверх! Кто уже уходит – вернется! Такого вы еще не видели – группа «Фурсан» из ОАЭ!» И столб красочного дыма над концом «взлетки». Двое пожилых в комбинезонах мимо: «Краска у них, конечно, офигенная.» Пилотаж как пилотаж – обычный.
50. Крайнее фото (а на сём МАКСе – последнее) – с Ил-2. «Дочка, не отвлекай меня – видишь, дядю фотографирую!»
51. 15:50. МАКС-2017 – сильно надеюсь – не последний, а МАКС вообще – не в Кубинку.
52. Чуть по «главной аллее» в сторону выхода и… куда ехать? Электричка надоела плюс там сейчас толпа (люди действительно пошли на выход, особенно с детьми). Вспоминаю, что от площади Громова (въезд в ЛИИ, через который максовские автобусы (городские жуковские и окружные) его покидают) идут маршрутки на «Выхино».
53. Так и есть! Выхожу один и… за пивом! Еще день – и ежедвухгодичный шок для жуковчан будет позади. Маршруткой минут через десять за шестьдесят (сюда приехал за сто десять – МАКС?) на «Кузьминки». Жуковский тракт – стоит аж до Люберец, водила-даг говорит по телефону, что «кто утром парковался в Быково – едет назад», не пристегнут, «Что? Армяне с евреями подрались в Болгарии?». Много ГАИ по дороге – ноль эмоций. Сонный АВЧ бурчит что-то в свою то берущуюся, то не берущуюся трубку про «объективные рабочие обстоятельства»…


Рецензии