Подсолнушки Разговор по душам

   Чётко врезалось в память прошлогоднее сентябрьское утро. Свежее и радостное. Сын пошёл в первый класс. По пути в школу, за речкой, на узкой тропке обогнал нас резвый мальчишка, сбив росу и оставив на траве матовый, тёмный след. И тотчас получил от матери звонкую затрещину, отчего виновато забрал голову в плечи и не по-детски сник.
- Ты что?! – прошипела его сестрёнка. – Забыл, что у тебя на кроссовках дырка?
   За то, что сказала это при свидетелях, получила оплеуху и она.
   А мой Димка отпустил мою руку, пошёл впереди, сосредоточенно смотря вниз, под ноги.
- Тоже напугался, - подумалось. И тут же осенило – да ведь у него кроссовки только что из ремонта….
   Вспомнились предыдущие дни, маетные, полные забот. И как ни кроила бюджет неполной своей семьи, никак не вышло справить первокласснику новую обувь. И о новом ранце речь не заходила, сгодился поношенный, племянницы.
   От возвращения к невесёлым мыслям, от напряжённого какого-то молчания сына, весело щебетавшего минуту назад, от вида его сосредоточенного затылка, погасло ощущение праздника. И в который раз охватило жгучее чувство вины.
   Возникало оно и раньше. Оно, видимо, знакомо всем и без него нельзя. Ощущение того, что недодаёшь что-то самому родному человечку, помогает делать любовь родительскую самой высокой, великой. Но не было никогда раньше такого резкого, такого безотчётного чувства вины, которое сродни только безысходности.
   Не помню уже ни названия, ни автора фантастического романа, прочитанного много лет назад. Ничего особенного, но так поразила роль, отведённая писателем детям будущего. Они будут…чистить канализационные каналы!
   Тогда это показалось непонятным, пугающим, диким, абсурдным. И лишь теперь стал ясен страшный смысл этого утверждения. Именно на них, самых ранимых, слабых и беззащитных, как в зеркале, отражаются все наши беды. Им собирать все те камни, что мы сейчас так бездумно разбрасываем.
- Такое время пришло,- слышится вокруг.
Да, время такое, что и не снилось. И многие не вписались в него, а, значит, оказались на задворках. Не все могут заняться коммерцией, которая вчера называлась спекуляцией. Не могут многие занимать престижные посты и иметь достойную человека зарплату. Но хочется спросить, причём тут наши дети? Но у кого?
  Подсолнушек…  Так мысленно зову своего сына. Выхожу во двор и ищу светлую головку. Во дворе их много. И лишь одна повернётся на зов, как на солнце. Что их ждёт завтра? Сколько раз ещё мы попросим у них прощенья?
               

               
                Декабрь 1994


Рецензии
Любовь, так всё знакомо и так иногда стыдно перед
детьми, что не всегда была новая форма,
ранцы, обувь. Читала, и как ножом по сердцу.
И это при том, что у меня был муж. Но толку.
Тяготы жизни, безденежье и нищиту я познала
сполна. Поэтому понимаю каждое ваше слово.
С уважением и пониманием, Лена.

Елена Телушкина   25.03.2019 14:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за понимание. Такие материалы - о себе и своей несостоятельности материальной и трудностях - писать очень тяжело, тем более вынести на суд людской. Не все меня понимают. Но чем дышим, о том и пишем. Слава Богу, детки выросли достойными.

Любовь Скоробогатько   25.03.2019 19:26   Заявить о нарушении