Мать-одиночка Разговор по душам

   Был тревожный телефонный звонок из Сухотинки.
-Невозможно жить,- услышала надорванный голос своей давней знакомой,- сын курсант, а дочка в восьмой класс пойдёт. Так тяжело, так нас везде обижают. Куда ни пойди – непонимание.
   Перечислила инстанции, куда обращались сухотинские матери – одиночки, не получающие пособий на детей с октября прошлого года.
- А знаешь, что сказали в одном месте? – спросила меня. И сама ответила срывающимся от слёз голосом.-  Раньше надо было думать! А то нарожали, ходят теперь…
   Мать-одиночка. Я бы не предрекла ей такой судьбы лет двадцать назад. Ей – умнице, скромнице, секретарю совхозной комсомольской организации, активной общественнице, участнице художественной самодеятельности. Ей – старшей дочери в дружной многодетной семье, где раньше других научилась и со скотиной многочисленной управляться, в доме убрать, приготовить, младших братьев-сестёр пестовать. Ей, мастерице на все руки, да ещё с покладистым добрым характером, прочили хорошее будущее.  Кому, как не таким, как она, должно улыбнуться счастье?
   Но по-иному повернула судьба, определила в разряд обойдённых, непохожих на других. И время такое приспело, что не выжить на нищенскую зарплату. И нет рядом крепкой спины. И пошла на крайнее унижение – просить, что вовсе не в её характере. Хотя просила положенное, законом определённое.  Но это раньше не обижали просящего или благословляли вслед «Подай ему, Господи…» Сейчас по-другому: «О чём раньше думала?»
   Вот и вороши и без того больные мысли, держи ответ зарвавшейся чиновнице, зачем дала жизнь своему ребёнку, а заодно проглоти обиду и горечь. Тебя поймут только те, кому материнство досталось  также дорого – через осуждения, косые взгляды, одиночество. Те, кого никто не поблагодарил за сына и дочь, не подарил цветов на пороге роддома, не разделил бессонные ночи у детской кроватки. Ты одна опора своим крохам, а они высшее твоё оправдание.
   Мать-одиночка. До чего нелепое сочетание. Одиночка – значит одна. Но если мать, то есть дети и не одна она. Одинокую мать с детьми называют ещё неполной семьёй, что ближе к истине. Да как ни назови, лишь бы не остаться ей, действительно, одной, одиночкой на миру.
   А на кого уповать? На государство, милость Божью, добрых людей или только на себя? Сама ищу ответа.

 

               
                Август  1997 


               


Рецензии