Заложники раздора Разговор по душам

 День за днём работаем,
                живём,
Год за годом отлетают
                в сторону.
Все тревоги, кажется,
                вдвоём.
Радости, мне думается,
                поровну.
Ну а вдруг всё это –
                миражи.
Ясность всё опять
                отодвигается.
Как тебе, любимая,  скажи,
Как тебе живётся,
Как шагается?
Как тебе, скажи,
                в моём бою? 
Как тебе со мною рука об руку?
Я и то, признаюсь, устаю.
По земле идём, а не по облаку.

   Стихотворение Михаила Луконина, отрывок из которого привела, так и заканчивается вопросом. Не меньше их и в жизни. Шли по ней два человека, мужчина и женщина, рука в руке, да ослабли пальцы, стали разниться шаги и мысли, слова согласия сменили злые и колкие, как пощечина. А потом разрыв. Не сбылось, не сладилось, стали чужими, распалась семья.
    Начнёт отсчёт иная жизнь.  И сложнее всего в ней немой вопрос в детских глазах. Всё меньше будет в них беззаботной беспечности. Ребёнок, как никто, поймёт, что с разводом откололся  кусочек его хрупкого детского счастья.  И сколько души и тепла нужно матери, чтобы не разрасталась эта щербинка, сколько любви, сил и терпения, одной за двоих!?
   А что же папы? Разговаривала недавно с судоисполнителем нарсуда Татьяной Николаевной Графской. Тяжёлое впечатление осталось от беседы.  Редкая женщина не имеет претензий к бывшему мужу. Есть такие, что находятся в розыске. А  большинство стали злостными неплательщиками алиментов из-за мизерной зарплаты,  её задержек, безработицы, а, возможно просто из-за нежелания помогать своему чаду.
   Прибавляется матерям тягот и нужды, которые, как в зеркале,  отразятся  всё в тех же родных детских глазах. Заложниками разрыва стали самые безропотные и беззащитные,  невиновные ни в чём – наши дети. И число таких подранков, судя по статистике, увеличивается.
   А где искать корень зла?  В себе, конечно. В добром, мирном доме вопрос: «Как живётся тебе?»  не будет лишним и праздным. Главное, чтобы не оставался он без ответа, пока можно всё исправить.

               
                Сентябрь  1997 
 


Рецензии