Турция. В закатных красках. Штрихи из блокнота

Часть 1.


Моё первое близкое знакомство с Турцией состоялось в августе 1994 года. То лето для меня было особенно трудным, поскольку решался один из главных вопросов вверенного мне учреждения. Сразу же после сдачи документов на перерегистрацию В ЦБ РФ, навалилась усталость, копившаяся всё лето. Появилось желание сменить обстановку и просто тупо отдохнуть.

В первом попавшемся туристическом агентстве купили путёвки в Турцию. Тогда ещё в России этот курорт только набирал обороты, об Анталийском побережье многие русские не знали.

Куратор этого направления в агентстве пояснила, что отдых там для северных европейцев, немцев, англичан и скандинавов, становится всё популярней. И что с развитием туризма эти пустошные земли, когда-то подаренные в качестве свадебных подарков самым последним в роду дочкам, и считавшиеся неудобъями, постепенно превращаются в популярные курорты. И что вот эти "бедные дочки" становятся богатыми наследницами.

Но не стоит забывать, сказала куратор, что Турция всё-таки восточная страна, со своими устоями и порядками. И потому бдительность, бывшим советским, доверчивым людям, там терять нельзя.

Хотелось расслабиться, и последняя фраза куратора чуть не заставила передумать. Но моя спутница и коллега, проработавшая много лет в азиатских странах, не смутилась, и взяла ситуацию в свои руки. Тур был куплен, и через три дня большой компанией с детьми мы уже летели в Анталью. Благо, визы загодя были не нужны.

Рейс был вечерним, Анталья встретила неимоверной духотой и поразительно красивым закатом. Когда солнце буквально на глазах заваливалось за горы, меняя картинки окрестностей.

Нас быстро поместили в автобус и повезли в город Сиде, что находится примерно в 120 км от Анталийского аэропорта. Дорога проходила вдоль побережья, краски дня гасли на глазах. Но поразил пейзаж окрестностей.

Куратор была права - иссушенная палящим солнцем трава, кое где пробивающаяся из песка, одинокие пирамидальные тополя близ селений и необыкновенно красивые силуэты гор на горизонте говорили о том, что мы в пустыне.

Темнело, и стало грустно после сверкающей огнями и шумящей жизнью Москвы. Внезапно автобус затормозил, из открытых окон автобуса, который, к слову, не был даже оборудован кондиционерами, донёсся разноголосый шум толпы и женские причитания, почти плач.

Первое, что пришло в голову, было слово "авария". Но, присмотревшись к толпе, стало понятно, что мы остановились в селении, откуда забирали новобранцев в армию. Дорога была перекрыта тентованными грузовиками для перевозки людей. А женский плач - причитания матерей, сыновей которых увозили. Туда, где шла война.

Наша незапланированная остановка затянулась на полчаса, пока всех новобранцев не погрузили в грузовики. Это уже потом, спустя несколько лет, дороги были расширены и укатаны в асфальт. А тогда, в начале 90-х, дороги если и были асфальтовыми, то однопроездные, виляющие между селениями. А порой и грунтовые.

Пока стояли, в свете тусклого освещения улицы разглядели дома. Это было небольшое поселение, состоящее из двух десятков выкрашенных в белый цвет давно оштукатуренных домов.

Очень скромные по площади, но с круговой верандой на втором этаже, сколоченной из досок, дома говорили сами за себя - их строили и перестраивали много десятилетий. Потому никакой архитектурной целостности они из себя не представляли. Просто жилище.

Несколько плодовых деревьев да виноградных лоз украшали подход к дому. Рядом были постройки, напоминающие хлев животных. Мычание, и блеяние которых, растревоженных криками толпы, мы отчётливо слышали. Не говоря уже о собачьих подвываниях их скорбящим хозяевам. И даже кудахтанье давно севших на насест кур.

Это было первое впечатление о той старой, патриархальной Турции, которую нам довелось увидеть на закате. И не только дня. Но и эпохи.

Спустя 10 лет, проезжая вновь по этой дороге, были поражены тем, что на месте старых поселений выросли многоэтажные дома. Вернее, порой один одноподъездный дом-высотка со всеми удобствами на месте старых развалюх. А автодороги были спрямлены и благоухали цветущим, неповторимым, восточным гибискусом, посаженным на разделительной полосе.

Но это было позже.


Продолжение часть 2 - "Турция. Евродоступность" - http://www.proza.ru/2017/07/27/1344


Рецензии
Да, патриархальная Турция жила скромно.
Европейская вседозволенность, распущенность развратит кого угодно.
Спасибо, интересно!

Нюта Ферер   04.08.2022 09:35     Заявить о нарушении
Может, и совсем неплохо - патриахальность?!
Во всяком случае, лучше, чем вседозволенность!

С уважением к Вам, Нюта.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   05.08.2022 07:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.