Волшебное знакомство с театром

 В зданиях театра, как и в героях историй, живет дух творчества. У каждого он свой, как личный почерк, который создает индивидуальность.
 Для обычного зрителя, который пришел только за удовольствием, с первого раза он будет не заметен. Зритель только почувствует запах духов соседа или интригу мизансцен, ощущение праздника или аромат цветов и теплые лучи софитов, что ложатся на их тело. Но если прийти в театр и проникнуться им, из зрительного зала, то можно почувствовать: запах табака режиссера, что проникает из-за кулис; вибрацию, от волнения актеров, перед началом спектакля или выходом на сцену; сам запах сцены; тихое шуршание кулис, во время спектакля, который поддерживает актера; единство актера, героя и костюма. Можно перечислять до бесконечности, но полную глубину духа Творчества можно только почувствовать самостоятельно и у каждого образ будет свой. Мне он напоминает богатство нот и глубину в одеколоне мужчины, через который можно немного узнать о нем, создать первый образ и мнение.

 Мое знакомство сегодня прошло мгновением. Спектакли, что показывали на сценах, тронули струны души. Я старалась не отвлекаться, проникнуться их глубиной спектакля, но постоянно переключалась на сам театр, его черты и как мне казалось мимику.
 После увиденного, в моем сознании образовались две его стороны: внешняя и внутренняя, по ту и эту сторону сцены. Это как у человека внешний и внутренний мир. Внешней стороной театра я назвала зрителей, что они могут увидеть в театре. И внутренний мир, который устроен актерами, сотрудниками и другими «жителями» театра. Людьми, которые его создают и наполняют: своими образами, эмоциями и энергетикой. Не было бы их по ту сторону и тогда перед нами было бы обычное здание, такое пустое и не интересное.
 Внешний мир театра это зрительный зал, где 300, а то и больше, людей со своим маленьким миром; актер и его герой, а ещё одна большая сцена, она, как жирная пограничная полоса, которая скрывает и закрывает внутренний мир театра.  Если прийти в театр, только за эмоциями от спектакля, то он покажется обычным и всем известным, но проникаясь им, его можно увидеть все совсем другим. Я увидела его таким:
 В зале сидят зрители, каждый в маске своего героя вечера. Кто-то ее одел ещё с утра, а кто-то только перед спектаклем. Сегодня они, как и актеры, каждый в своей роли.
 Справа сидит девушка, сейчас она милая и влюбленная леди для напыщенного молодого человека, они решили устроить романтичное свидание, свидание с искусством и каждый друг для друга в своей маске. А вон тот мужчина, в очках, сегодня любящий муж и отец, любящий и любимый. Он пришел сюда с дочерью и женой, а ещё с утра он был в маске воинственного начальника, который даже не знал слов любви, и только мог, что отдавать приказы, повышать голос, морщить лоб и нос от злости. Давайте заглянем на первый ряд, то там сидит бабушка. Она ходит практически на каждый спектакль. В молодости она всегда любила театр, любила быть в центре светских событий и всегда думала, что это останется навсегда.  Жизнь ей подарила другой сценарий, но она не теряет надежды, а сейчас приходит в театр, что бы чувствовать ещё раз себя той самой молодой, двадцатилетней девчонкой, у которой все ещё впереди. Она с замиранием в сердце наслаждается спектаклем, и так же, как и в молодости, все это время влюблена в героев.  Они, сегодня, так же как и артисты играют, только каждый своего героя, которым в обычной жизни никогда не будет. Такими их вижу сегодня я.
 Но до этого зал я увидела совсем другим:
 Поначалу возникло ощущение, что я в оркестровой яме, и каждый настраивает свой инструмент. Звучат разные мелодии настроения. Зритель, как и инструмент, очень разный и каждый пришел сегодня со своим интересом, а значит и звуком.
 Вот сидит мужчина, плотного телосложения, пока ещё с натянутым лбом, при этом сдвинув брови, он так напоминает барабан, что вначале издает серьезные звуки. Его вид по началу не клеится с обстановкой, в прочем, как и барабан в оркестре.
 Мужчина иногда пыхтит, вздыхает, но все так же серьезен и неприступен. Рядом с ним сидит дама, она сдержана в движениях, но у нее очень живая мимика, и по звукам напоминает мне валторну, которая может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей, как и эта женщина. Если мы поднимем глаза на два ряда выше, то увидим девушку, она очень утонченная, мягкая, ещё даже не начался спектакль, но она уже вся в эмоциях, которые напоминают звуки флейты.
 Все они очень интересны по своему, и в зале ещё много «музыкальных инструментов» души, что дополняют оркестр, но в этот раз мне запомнились именно они.
Зал всегда разный, и это не удивительно. Каждый спектакль собирает своего зрителя, а его сюжет задает свою мелодию.
 Вот уже погасили свет, заиграла музыка, которая задает характер первой сцене спектакля, в этот момент зритель и актеры настраиваются друг на друга.  На сцене разворачивается драма, безнадежно влюбленного мальчишки и девушки, которая влюблена в хулигана. Актеры играют, как будто это на самом деле так в их жизни. Зрители с замиранием в сердце переживают те же чувства, что и герои, и уже забыли про свои образы. Все едино, какой-то третий мир объединил две стороны сцены.
В какой-то момент, мне показалось, что из зала стала доноситься, какая-то своя музыка, которая звучит в параллели с музыкой спектакля. Она отличается от обычной музыки, но не мешает основной, а только ее дополняет. Это звучали инструменты зрительской души, оркестр зрительного зала. На протяжении всего спектакля мелодия имела разный характер, стиль и передавала разные эмоции, но как красиво она звучала. Ощущение, что она помогала артисту, поддерживала его и благодарила одновременно. И я вновь почувствую единство сторон.
 Такое бывает не всегда. Иногда зал бывает холодным, с каким-то даже сквозняком и фальшивыми нотами или с осенним вальсом, унылым настроением, в котором только иногда выходит солнышко и солируют некоторые инструменты. Эти сравнения мне напомнили произведения Вивальди и Чайковского «Времена года». Только все они на частоте души, на каком-то своем ультразвуке.
 Почувствовав однажды, проникнув в спектакль именно на таком уровне, возникает желание окунуться в это состояние ещё и ещё раз, возникает свой адреналин и в то же время гордость, что это мелодия часть тебя, твое звучание, и нота твоей души это то же ее составляющая. Очень завораживает то, что в данный момент актер и герой, твое тело и душа, едины.  И уже не важно, что это на короткое время. Одни задают мелодию, а вторые ее воспроизводят.Оставляя спектакль целым.
 К этому ощущению я пришла не сразу, оно пришло после одной истории, которая произошла со мной. Я и раньше чувствовала зал, но после нее, все стало другим, и ощущается более ярко.
 « Я попала в театр в обычные дни, когда театр отдыхает. Уже не помню, по каким делам я туда прибежала.
 Здание Театра это своего рода лабиринт, где много коридоров и дверей. И я потерялась. Я бродила от дверей к дверям, старалась найти помощи. Я дернулась в следующую дверь, схватилась в ручку, как за спасательный круг, и дверь открылась. Я оказалась в зрительном зале, для меня это было странно, так как в обычные дни зал закрыт.
 Я очутилась внутри, зал отдыхал. Стояла тишина. И в этот момент он напомнил мне мужчину- композитора, который сидел в кресле качалке, за сигаретой и чаем. Он был наедине с собой. Кресла были укрыты покрывалом, они напомнили, мне о рояле, за которым он обычно изливает свое вдохновение в новое произведение. А сейчас рояль отдыхает, а композитор размышляет о новой мелодии к пьесе.  Мне не хотелось тревожить его.
 Я стаяла затаив дыхание, наблюдая за этой картиной своего воображения.  И уже не помню как, но оказалась на ступеньках лестницы в зале, пропав в своих мироощущениях. В какой-то момент я почувствовала, что кто-то укрывает меня пледом, садится рядом. Между нами две чашки чая с малиновым вареньем. Он долго наблюдает за мной, за моей мимикой, внутренними эмоциями. Он постепенно старается понять кто я, и можно ли мне доверять. Я обратила на него внимания, когда он закурил и очень тихо заговорил:
 - Завораживает и греет. Кого-то вдохновляет.
 - Да, попадая в его спокойствие, звучит иная мелодия, на каком-то другом ультразвуке, и попадаешь между мирами.
 - Ты знаешь, у него много мелодий. Мелодий из нот зрительских сердец. Иногда он мне напоминает нотную тетрадь, которая никогда не заканчивается. И во время спектаклей в каждом кресле звучит своя нота. А иногда зал это целый духовой или симфонический оркестр из зрительских эмоций.
 - Но это во время спектакля, а что же происходит с ним, когда идет репетиция или он закрыт? Зрителей же нет рядом и в зале только тишина или режиссер с актерами. Какая мелодия звучит в эти моменты?
 - Это интересный вопрос. Я даже не ожидал его от тебя.
 - Дайте я подумаю... Если зритель уже воспроизводит мелодию, как инструмент; кресло это ноты и партии в мелодии, актеры музицируют ...., то кто-то пишет эту музыку для зрителя?! И как я сразу не догадалась об этом состоянии зала. Состояние вдохновения и творчества.
 - Какая ты догадливая. Приятно познакомится, Я Хранитель Театра, дух вдохновения и творчества. Процесс творения тайный, как и само состояние. Доступен не каждому, по этому и приходит за закрытыми дверями от зрителей.
 - Но почему, Вы решили довериться мне??
 - В твоих глазах я увидел свою сестру, родственную душу. Понравилась ты мне.
 - Спасибо большое. Я понимаю, что сам процесс это тайна, иногда даже для самого себя. В какие-то моменты результат выливается рекой на бумагу. А в какие-то зреет, как ягода на ветке, зарождаясь в идее и рождаясь зрелым произведением.
 - Ты все правильно понимаешь деточка. Именно по этому дверь и открылась.

 Мы ещё долго беседовали с Духом. Это настолько органичный мужчина, который хорошо владеет своим искусством, инструментами и нотами души, он рассказывал одну историю за другой, из историй рождения мелодии, они были очень интересные. Я запомнила только одну, которая не хранила глубокой тайны, но открыла во мне новые звуки души. Ноту творчества и вдохновения.


Рецензии