Не буду и всё

               
               
               
 В субботу летним утром вагоны электрички обычно переполнены садоводами, грибниками, туристами, железнодорожными служащими и ещё разными людьми. Я вошла  в вагон  и почувствовала тяжёлый разогретый дыханием нескольких десятков людей спёртый воздух.  И всё же  обрадовалась, найдя глазами свободное местечко, которое  поспешила  занять, однако через некоторое время сникла.  Вагон, в котором я оказалась, был новейшей конструкции, где форточки откидывались под углом.  Может быть, с точки зрения безопасности, это оправдано, но помещение совершенно не продувалось.  Духота стояла невероятная! Чувствуя опасную нехватку воздуха, я вышла в тамбур, мысленно ругая, незадачливых конструкторов.   И  правда,  там почувствовала себя лучше.  Кроме меня предпочли ехать, стоя на ногах, но в относительной прохладе, старик с корзиной, мальчик – лет четырнадцати и молодой симпатичный мужчина, разговаривающий по сотовому телефону, причём он так увлёкся, что мы, рядом стоящие, узнали  неурядицы  его личной жизни.  Оказывается, он развёлся с женой. У них есть общая дочь, которая сейчас у  мамы в деревне, но уже неделю как должна быть у него, отца, однако мать не отпускает ребёнка… . И всё бы ничего, если бы  беседующий по телефону человек время от времени не вставлял матерные выражения.
 Я, конечно, сочувствовала мужчине,  разлучённому с любимой дочерью, но его «крепкие» словесные выражения оскорбляли меня, не привыкшую к матершине,  да ещё ребёнок стоял рядом… . Вскоре терпение моё лопнуло.  Чувство негодования, раздражения, возмущения переполнили мою душу, которая готова была взорваться   грубым окриком, который  заставит замолчать сквернослова. Всё же  я заставила себя аккуратно притронуться к его руке: « Не  материтесь, пожалуйста!»    Он  удивлённо посмотрел на меня…,  помолчал…, выключил телефон и  несколько раздражённо произнёс:
  -Ваши понятия о русской речи устарели!
 - Так и я значительно старше вас! – возмущённо воскликнула я. – И, что значит «устарели», наоборот ещё три года назад в 2014 –м  принят закон о запрещении публичного употребления нецензурной лексики в спектаклях, концертах, кинофильмах и шоу.
 - Но мы сейчас всего лишь в вагоне! – парировал мой противник.
 - Тем более! – не уступала я. 
 - Похоже, что вы учительница. Угадал? – Мужчина так уважительно произнёс слово «учительница», что мне захотелось продолжить с ним разговор.
 
- Да.  Я преподаватель в колледже. Приходится иногда слышать, как  студенты между собой общаются, если преподавателя нет рядом:  мат – через слово.  Девочки, если и сами не матерятся, но и не сдерживают парней. Я считаю это просто распущенностью.
 - Вы не понимаете! – воскликнул мой собеседник –
- Русский мат – уникальный феномен и корни его лежат глубоко в русской традиционной культуре!  Он обогащает речь, делает её живой, эмоциональной, насыщенной и яркой!   Я   в курсе, что готовится закон о запрете мата даже в семье, но считаю это большой глупостью.
 - Интересно, как практически будет выполняться этот закон? – поддержала я разговор. – Сосед, если через стену услышит, побежит докладывать в полицию?
  За разговором  и не заметила, как доехала до своей станции. Электричка уже начала тормозить. Так хотелось поскорее выйти, почувствовать освежающий ветерок с озера…
  Однако какой-то «червячок» недоговорённости с нечаянным попутчиком  точил меня.
- Скажите, вы и с дочкой своей будете употреблять, как  говорите, «яркие, насыщенные», матерные выражения?
 - Нет. Не буду!
 - А, почему?
 - Не буду, и всё!!!
Электричка остановилась. Я вышла, крикнув на прощание:
- Успехов Вам в воспитании дочери!


Рецензии
Рассказ «Не буду, и всё» мне понравился наглядным изображением обыденного разговора в электричке совершенно незнакомых людей. Сквернословие в общественном транспорте в настоящее время довольно таки распространенное явление, оскорбляющее не только беседующих матом людей, но и тех, кто невольно стал слушателем этого разговора. В рассказе интересно построен диалог преподавательницы колледжа с молодым мужчиной говорящего матерными словами по сотовому телефону. В обычном разговоре сложно остановить сквернослова так, чтобы он понял, что не следует так говорить. У преподавательницы, похоже, получилось. Хоть маленькая, но победа над сквернословием в общественном транспорте.
Однако несколько стилистических мелочей, как мне кажется, портят общую картину рассказа.
Во-первых: слово «правда» в предложении «И правда там почувствовала себя лучше» звучит как слово паразит.
Во- вторых местоимения «Вы» и «Вас», написанные с прописной буквы в диалоге неуместны, так как местоимения вы вместо ты при обращении к одному лицу само по себе уже представляет проявление уважительного отношения к этому лицу.
Написание с прописных букв рекомендуется использовать в личном письме (адресат одно лицо), официальные документы, адресованные одному лицу, в анкетах и рекламных листовках (текст, адресованный неконкретному лицу).
И ещё убрать лишнее тире в реплике:
- Вы не понимаете! – воскликнул мой собеседник –
- Русский мат – уникальный феномен и корни его лежат глубоко в русской традиционной культуре! Он обогащает речь, делает её живой, эмоциональной, насыщенной и яркой! Я - блоггер, и в курсе, что готовится закон о запрете мата даже в семье. Я считаю это большой глупостью.

Наталья Анисимова 7   18.08.2017 20:14     Заявить о нарушении