Моральный кодекс сквозь призму взглядов...

Сложность диалектических взаимоотношений этики и эстетики не только иллюстрируется очевидными примерами культуры повседневности, но и подтверждается новейшими теоретическими концепциями. Если понимать под кодом культуры «совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека» [1], то следует отметить, что мораль, как сфера, прежде всего, должного, а не всегда реального, очень часто пытается отвлечь индивида от материальной повседневности и ориентировать его на более идеальные конструкты бытия посредством своих специфически открытых, либо выработанных кодов.

С самого начала мы должны в очередной раз снять путаницу в употреблении понятий «мораль» и «нравственность». Мораль – это нормы мышления, речи и поведения, разделяемые и утверждаемые всеми членами общества (что всегда сопряжено с анализом идеальных конструктов) или, как минимум, большинством его акторов; нравственность – это индивидуальные понимание, переживание и конкретная реализация (либо отказ от таковой в силу несогласия с господствующей моралью) данных норм. Мораль, отталкиваясь от античной этимологии, – более-менее оформленная совокупность нравов во множественном числе; нравственность – выражение отдельного индивидуального нрава.

По большому счёту, эффективное функционирование всех основных сфер жизнедеятельности (подразумевается именно жизненная, плодотворная деятельность, а не пассивное загнивание, приближающее к энтропии) общества (политическая, экономическая, социальная, культурная, правовая) всегда непосредственно, либо опосредованно зависит от успешного внедрения в массовое сознание кодифицированных моральных норм. Никакие политические реформы «сверху», никакие экономические преобразования, государственные дотации, социальная поддержка и т.п. не приведут к улучшению культурного климата в стране, если не развит до необходимого уровня моральный стержень социума.

Моральный кодекс, как система сведённых воедино некогда разрозненных и фрагментарных норм морали, отображает, помимо всего прочего, и эстетические аспекты отношения человечества к объективной и субъективной реальности. Цель данной разновидности культурного кодирования заключается в том, чтобы устранить, снять прежние смысловые и формальные противоречия и связать их в некое органичное или логичное целое. При этом конкретные подходы и методы в рамках данного процесса могут быть весьма вариативными в зависимости от конкретного геополитического, исторического и иного контекстов.



Полный текст публикации:

 Гуреев, М. В. Моральный кодекс сквозь призму взглядов этики и эстетики [Электронный ресурс] // Портал научно-практических публикаций. – Режим доступа: http://portalnp.ru/2015/09/2770. – Дата публикации: 02.09.2015. – [1,1 п.л.].


Рецензии