Книга 3. Глава 8. Йога действия и йога знания

Мы приступаем к освоению наставления Господа. Мысль – это энергия, которую Бог использовал для создания Своих образов и картин. Они и соответствуют Его внутренним идеям. Сейчас мысль Бога есть главная наша энергия и мы должны научиться полностью ее пропускать через себя. Наше воображение должно работать совместно с воображением Господа. Он научил нас для этого йоге действия и йоге знания. С их помощью делаем вхождение в Его наставление. Нам надо сделать так, чтобы мы ощутили, что сущность Бога есть наша сущность. Это шаг вперед. Работает йога знания. Рассуждаем: «Мое я входит в «Я» Бога, значит я смею ощущать Его как свою сущность! Понимание есть, идем дальше.
Рассуждаем: «Бог не затронут страданиями, мое я по сущности такое же как у Него. Значит и я не затронут страданиями. Мои беды есть неумение управлять телесной машиной».
Курсант уловил алгоритм работы йоги знания. Теперь йога действия.
Второй вид медитации подводит нас к открытию. Надо сесть и начать наблюдение за дыханием. Работает йога действия. Видим: «Дыхание есть сложное движение с двумя тактами (вдох и выдох)».
Мы должны осознать себя в виде плода процесса космической индивидуации. Мы опираемся на материалы Васанта Лада и Макса Генделя. Принцип индивидуации работает при создании каждой особи. Его осуществляют три бога. Они возникают в качестве проявления Самого Господа Шри Кришны.
Нам надо так мыслить. Дыхание и мантра будут нашими действиями. При вдохе мы ощущаем вибрацию «СО», с выдохом идет колебание «ХУМ». Идет единение нашего сознания с Космическим сознанием. При этом звук «СО» есть женская ипостась вибрации АУМ, звук «ХУМ» - мужская ипостась АУМ. Вслушивайтесь в звук СО-ХУМ, СО-ХУМ, возникающий через дыхание. Идет преодоление тяжелых мыслей, эмоций, пространства, времени. Медитация «СО-ХУМ» переводит наш разум на уровень духовной системы отсчета. Господь использует представление о двух эго.
Низшее Я (Аханкара) – дано в стихе 4 (гл.7). Высшее Я представлено стихом 12 (гл.2). У Господа ложное эго не Аханкара. Ложное эго (квазиэго) есть психическое «видимое». Приставка «квази» подобна по значению словам «мнимый», «ненастоящий».
Приведенный выше материал подготовил нас и позволяет начать главную медитацию Ее суть состоит в понимании того, что проявление есть ограничение. (Читатель может получить знания относительно этого размышления во второй нашей книге (раздел МП-1). Когда человек выдыхает он не может вдыхать. Пока вдыхает – не может выдыхать. Значит, он приносит выдыхание в жертву вдоху и наоборот. Нельзя одновременно и вдыхать и выдыхать. Ограниченность – основа жертвы.
«В жертвенном акте – Брахмане
Приношение – также Брахман
Приносится в жертву Брахманом
На огне энергии Брахмана…» (гл.4, стих 24).
Господь соединяет с этим стихом другой стих (гл.18, стих 24).
«Тот, чья мысль никогда не грязнится, чья природа вне самости, Партах, - он, всех этих бойцов убивая, не убийца; ничем он не связан»,  – работает динамическая природа бытия: сила (F) движение, масса (m), F=m*a.
И Господь подводит нас к открытию. Бог завершает стих (гл.4, стих 24) словами:
«Кто созерцает «действие – Брахмана», тот достигает Брахмана». (Перевод В.С.Семенцова). В нашем контексте Господь Брахман и есть Господь Шри Кришна.


Великая бифуркация

«Жертва – Я, Я – ее совершенье,
Возглас «свадха». Священная куша,
Заклинанье, чистое масло,
Я – огонь, Я – в него приношенье».
(гл.9, стих 16, перевод В.С.Семенцова).

Огонь есть наш Господь и поэтому огонь выступает в двух планах: план ритуала и план конструкции.
Небо не только есть жертвенный огонь. Нет!
Оно организовано по технологии квазиогня.
На этом огне боги ведут подношение.
В его результате возникает Царь Сома.
«Царь Сома» есть имя очень сложного процесса: планеты влияют на вибрационную систему луны.

Рис. 1
 
Вибрационная система Луны есть первый пункт нашего графа (Небо).
Второй пункт представляет Парджанью (бога дождя и грома). Земля (пункт три нашей схемы) есть передаточная функция. Входом служит дождь, выход – пища. «Человек – огонь». Знаменует собой передаточную функцию (пища/семя).
«Женщина – огонь» есть функция (семя/зародыш). Человек рождается и уходит в огонь пункта один. Курсанты должны еще раз изучить материал раздела «Размышления проникают вглубь» (наша кн..2, гл.II).
Пять огней (Чхандогья Упанишада V, 4-10) есть схема пяти подсистем (небо, гроза, земля, мужчина, женщина).
Подсистемы включены в круговой процесс. Между ними идет круговорот, в ходе которого возникают дождь и пища, семя и зародыш. А также человек, сжигаемый в конце жизни. Человек идет к огню (огонь 1) из которого он пришел (V 9,2). И опять с тем же должен человек пойти к повторному существованию. Мы должны уловить как закон кармы вплетен в натуральный «огненно-водный» цикл. Каждая система делает свое дело. Карма ведет процесс, исходя из совокупности совершенных существом добрых или злых дел. Мы должны познать глобальные регуляторы.
Таков первый стиль жизни, или первый путь. Великая бифуркация, великое раздвоение намечено Богом.
Люди, которые чтут подвижничество имеют иной путь. Они «идут в свет, из света – в день, из дня – в светлую половину месяца, из этой половины – в шесть месяцев, когда солнце идет к северу, из этих месяцев – в год, из года – в солнце, из солнца – в луну, из луны – в молнию». «Там сидит Пуруша нечеловеческой природы. Он ведет людей к Брахману». Так учит Упанишада (Чх.v, 10, 1-2). Мы видим, что Господь в поэме дает не весь оперативный материал. Господь говорит (гл.4, стих 34):
«Это знанье познай вопрошаньем, поклоненьем смеренным, служеньем: те, кто знает, истину зрящие, в знанье этом тебя наставят» (перевод В.С.Семенцова).
Люди должны пойти к учителям, котрые имеют связь с Господом Параматмой – с Господом Богом.


(Дискурс / интуиция)

Дискурс есть беседа как объект изучения. У нас есть беседа Господа с учеником. Интуиция есть постижение Истины вне обоснования.
Это два ресурса, два средства нашей работы. Своему ученику Господь передает сокровеннейшую тайну.
Он говорит (гл.9, стих 2):
«То – царственная тайна. Она есть высочайший очиститель. Тайна познается интуицией и является наукой. По мере возрастания праведности она познается и сохраняется навсегда».

Господь (стих 4, гл.9) говорит:
«Мною – в Моем непроявленном виде – проникнут мир; все существа имеют во Мне основание».
Здесь Бог начинает разговор о Своем удивительном приеме. С одной стороны мы знаем, что земной шар вращается, а сама земля перемещается по орбите. Но человек практически живет в линейном мире и вращения земли не ощущает. Он не ощущает движения планеты. Господь присвоил существам статус наблюдателей. Здесь работает особая регулировка.
Включаем напряженное внимание. Есть пять огней. И в каждом из этих пяти пунктов подношение идет по брахманической схеме, которую Бог отождествил с Собой.
Господь поясняет сущность «наблюдателя».
Им служит духовное Я богов неба, богов атмосферы, богини земли, человека, других существ. Тело есть процесс, который видит наблюдатель. Оно есть огонь, который есть Сам господь. У каждого из пяти наблюдателей своя система отсчета. Вселенная есть циклическая машина. «Земля» есть также имя стихии, вещества.
Она возникла из пространства. Наука говорит: «Вещество создано геометрией пространства». Мы опираемся на учение А.Эйнштейна. Господь задолго до него описал сущность относительности. Бог сделал так, что законы природы идентичны для Наблюдателей. Иначе высшие боги не могли бы управлять низшими существами. Инерциальные системы отсчета движутся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. Только в таких системах законы природы одинаковы для всех наблюдателей. Но где взять такие условия в циклической вселенной? Евклид ввел в науку положение о неограниченной протяженности прямой линии. Почему никто не сомневается? Ведь вселенная циклическая, «круговая». Ответ. Наша психика согласована только с линейным миром.
Наше жизненное пространство плоское. Люди не ощущают циклических процессов. Это чудо создал Бог.
Мы видим есть три мира: небо – атмосфера – земля.

Господь говорит (гл.3, стих 24):
«Стоит Мне устраниться от действий
Все три мира, Партха, погибнут!
Так я стал бы причиной смуты
И губителем этой вселенной».
«Мудрый йогин, в делах искусный,
Пусть людей к делам побуждает,
Пусть бездействием не смутит он

Простаков – тех, кто действием связан». (гл.3, стих 26).
«Существа возникают от пищи,
Пища вся от дождя бывает,
Проливается дождь от жертвы,
Жертв источник – священное действо».
«Это действо Брахман рождает
Сам рождаясь от Вечного Слога,
Потому – всюду сущий Брахман
Установлен вечно на жертве». (гл.3, стих 14-15).
(Перевод В.С.Семенцова).

И Господь эту Свою мысль расширяет в последующих стихах поэмы.
Господь говорит (гл.9, стих 17-19):
«Мира этого мать и отец Я,
Я – опора его, прародитель,
Тех кто знает Меня, - очищенье,
Я – слог ОМ, Я – Рик, Саман, Яджус»,

«Цель, держава, владыка, свидетель,
Я – жилище, прибежище, друг Я.
Я – рожденье, устойчивость, гибель,
Я – сокровище, вечное семя».

«То, что жжет, - Я, и что увлажняет,
Я – преграда, и Я – излиянье,
Смерть, бессмертие – Я, Я – сущее
И не-сущее также, Арджуна».
(Перевод В.С. Семенцова).

Курсанты должны представить систему, в которой наша планета имеет большую скорость движения (ускорения, торможения, перегрузки). Можно представить ситуацию, когда от гравитационных вариаций улетают со стола тарелки. Ясное дело, что у мира Господь есть и «мать и отец». Такая мудрая конструкция вселенной, когда циклический процесс в каждый момент времени представлен линейной ситуацией, изумительна.
Когда на «черную дыру» падает вещество, то оно развивает большую скорость, испускает рентгеновские лучи. Эта дыра собирает все вещество и хоронит всю материю. Однако Господь говорит: «Масса есть стихия земли». И «земля» теряет свое состояние и становится «водой». Стихии имеют свой цикл и лечат «черные дыры». Наша квартира не в этом мире. Бог есть наше жилище, наше прибежище и Он есть друг. Мы должны отойти от западных научных схем и изучить ведическое знание. Мы должны остановить поиск друзей и открыть для себя Друга-Господа. Бог – сущность нашей жертвы: нашего бытия в этом мире. Брахман есть Я.
Как понять, что я тоже ОМ? Ответ. Господь Брахма ведет созидание, Господь Вишну – сохранение, Господь Шива – разрушение. Биологически эта же мысль звучит как «анаболизм – метаболизм – катаболизм». Созидание (Господь Брахма), сохранение (Господь Вишну), разрушение (Господь Шива) есть проявления звука ОМ. ОМ звучит как АУМ. Эти проявления постоянно живут во вселенной. Вселенная следует алгоритму: «созидание – сохранение – разрушение» - «А – У – М». В подсистеме живого существа АУМ идет как «вдох – пауза – выдох». При вдохе идет вибрация «СО», в паузе нет колебаний, выдох дает «ХУМ». Главная вибрация АУМ имеет резонансные гармоники. Мы осознаем это.
Идет соединение нашего сознания с главной вибрацией АУМ. Вслушайтесь в звук «СО-ХУМ», «СО-ХУМ»… И вы получите силу в теле. Вы преодолели свое «видимое». Этой медитацией вы убили ложное эго, которое тиранило вас. Ложное эго есть все то, что вы считаете  собой. Дурдом: то, что нагоняется внешним процессом кармы вы берете как жизнь своего Истинного Я.


Чувства и внешний мир

Опыт – это знание последствий, которые следуют за действиями. Сфера нашей работы такова, что мы сами не можем создать себе опыт. Мы опираемся на учение Господа Кришны. Он является воплощением Господа Вишну. Господа Вишну еще именуют Бхагаваном. Бог в человеческом образе указывает нам путь к спасению – освобождению от уз земного существования.
Господь говорит (гл.9, стих 20-22):
«Знатоки трех Вед Меня молят о рае,
Жертвы жертвуют, сому вкушают,
Грех изгладив, в божественный шествуют мир,
Там богов обретая услады».

«Насладившись великим миром небес,
Они входят в мир смертных, заслуги истратив;
Так желая желаний, дхармой трех Вед
Они движимы, зная лишь плод преходящий».

«Но всем тем, кто Меня почитают,
Ни о чем ином не помышляя,
Постоянно обузданным в йоге,
Я дарю плодов сохраненье».
(Перевод В.С.Семенцова).

Мир давит на человека. Он наводит на него тоску и беду. Этот процесс возрастает под старость.
У нас идет тренировка по удержанию мыслей на наставлении Господа. Мысль есть наша энергия.
Ею мы создаем те картины, о которых говорит Бог.

Он говорит (гл.9, стих 23-25):
«Даже те, кто исполнены веры,
Жертвы прочим богам приносят –
И они, смысла жертв не зная,
Лишь Меня почитают, Партха».

«Ибо всех этих жертв владыкой
И вкусителем Я пребываю;
Но, не зная Моей природы,
Отпадают от истины люди».

«Духов чтущие – к духам уходят,
Предкам жертвуя, Партха, - к предкам;
К божествам – кто богов почитает;
Мои бхакты – ко Мне приходят».
(Перевод В.С.Семенцова).

В мире есть два вида пуруш: 1) обычные живые существа (воплощенные) и 2) свободные от сансары. Господь же есть Пурушоттама - третий вид Пуруши.


Темперация (сома/агни):
основа системы

Господь дал нам три стиха (гл.9, стих 20-22), которые связаны с процессом Сомы.
Мадам Безант этим стихам дает перевод:
«Знающие три Веды, пьющие Сому, очищенные от греха, поклоняющиеся Мне жертвою, молящие у Меня пути к небесам; по достижении святой обители Владыки Светозарных, они вкушают на небе от Их божественных пиров».
«Насладившись обширным небесным миром, изжив свою святость, они снова вступают в мир смертных. Следуя предписанной тремя Ведам Дхарме, предаваясь желаниям, они обретают преходящее».
«Тем же, которые поклоняются Мне одному, не думая о другом, которые всегда уравновешены, Я дарую полную безопасность».
Мы видим: с овладением дело плохо. Что такое «безопасность»? Смотрим перевод Свами Прабхупады. Великий учитель дает следующий перевод 22-му стиху (гл.9):
«Но тем, кто постоянно поклоняются Мне с исключительной преданностю, погруженным в мысленное созерцание Моей трансцендентальной формы, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что они уже имеют».
Теперь перевод 22-го стиха (гл.9) В.С.Семенцова:
«Но всем тем, кто Меня почитают,
Ни о чем ином не помышляя,
Постоянно обузданным в йоге,
Я дарую плодов сохраненье».

Делаем детальный перевод 22-го стиха (гл.9)
Тут главное слово «кшемам». Анна Безант дает ему перевод «Безопасность, Свами – покровительство Господа, учитель Семенцов – сохранение (плодов). Лучше перевести это слово фразой – «уже не потеряется» или «остается навечно».
Наш перевод системы трех стихов по аспекту Сомы таков:
«Если Атман человека уверенно запряжен (абхи-юктамам) на сущность Господа Бога, то за ним навечно остается полномочие пользоваться правом Сомы».
Из этого перевода ясно, что Господь придает большое значение системе Сомы. Что такое «Сома»? Право Сомы есть особое высшее право человека. Мадам Безант к своему переводу делает замечание: «Сома есть символ экстаза Самадхи. Достойные перед тем как войти в транс (Samadhi) получали Сому как напиток. Такое право остается навечно за адептом Господа».
Система Сомы сложна. Мы идем шаг за шагом. Господь Сома уподоблен с Луной. Больше того: Луна состоит из тела Сомы. Луна убывает (боги и предки пьют напиток Сомы) и прибывает (новый напиток Сомы создается процессом солнца). Господь Сома есть бог Луны. И самое главное Сыном Господа Сомы и богини Тары стал Будха. Сын Будхи стал родоначальником Лунной династии царей. Мы опираемся на материал В.Эрмана. Напиток Сомы есть и на земле. Культ Сомы и Агни работает в религии ариев. Господь Шри Кришна применяет понятие системы Сомы. Если читта-йоги, в тех случаях, когда они используют напиток Сомы, говорят о наркотических свойствах напитка, то для буддхи-йогов Сома есть ритуал дхьяны по купированию ложного внимания. Вот здесь заложен важный смысл. Мы используем материалы Д.Фроули. Выше мы упоминали про богиню Тара. Но мы не знаем про нее ли будет сейчас расказ. Есть богиня Тара и есть структура «Тара как ОМ». Нам важна суть. Мы должны понять подход Господа Шри Кришны. Чтоб понять суть стихов Господа надо создать модель. Эту модель проверить на других стихах. ОМ называют Тарой или Таракой (освободителем). ОМ делает перенос (тарати) через авидию. Тара есть женский символ ОМ, Тара есть мантра «СО». Тара есть звук «СО» в эфире!
Речь идет о духовном эфире, который нужно отличить от материального эфира (Акаша).
Мудрец Патанджали пишет (гл.1, стих 27):
«Словом, выражающим Ишвару служит звук ОМ (АУМ)». ОМ состоит из трех частей:
А – творение (Господь Брахма)
У – сохранение (Господь Вишну)
М – разрушение (Господь Шива).
Ммм… - за пределами звука (Турия).
Осознание АУМ ведет к познанию Ишвары. Надо наше внимание убрать из вселенной, и подать в Турию к Господу Ишваре.
Пение АУМ дает концентрацию и ведет нас к Сампраджнята самадхи. За ним на автомате следует переход к асампраджнята экстазу.
Здесь работает уход из ложного эго, уход из видимого.
Курсанту полезно еще раз сделать вхождение в материал нашей «Книги 2». Речь идет о разделах «Отождествление» и «Концептуальная система Атмана».
Когда существо забыло о Боге в дело входит наслаждение. У человека должно быть желание понять духовное бытие.
Понятие души дано в «Книге 1» - раздел «Отождествление». Б.Л.Смирнов учит: «Душа не есть предельное Я, так как она ограниченна телом. По сущности она идентична с Абсолютным Я. До тех пор пока, сущность не постигнута, индивидуальное Я будет ограничено телом» (Сутры гл.2, стих 19, самиздат). Вот йог приехал в город и оказался на квартире знакомой. Молодая женщина увлечена им. Нами описан концепт первый. Йог должен очистить Атман от концепта первого. Атман должен уйти в духовную область. Есть практика созидания духовного концепта. Мы должны увидеть, что Господь Шри Кришна есть максимальный трансцендентальный концепт (гл.10, стих 8). Господь говорит слово «Прабхавах». Оно означает «Источник Создания». Мы должны увидеть, что Господь Шри Кришна есть источник богов Брахмы и Шивы. Мы должны войти в ситуацию Брахмы, Вишну, Шивы.
Ситуация строится так. Мы видим, что в мире созидание ведет Господь Брахма. Мы видим, что сохранение идет от Господа Вишну. Разрушение делает Господь Шива. Мы понимаем сущность звука АУМ. Надо петь и видеть три процесса. Надо видеть Ммм… за пределами звука. Здесь в этой главе мы шаг за шагом войдем в сферу дальнейшего развития этой практики.
«СО-ХУМ» есть другой вид АУМ.
Каждым звуком АУМ или СО-ХУМ касайтесь стоп Господа. Сможете, касайтесь Его Сердца. Обычно ваша система отсчета стоит в мире. «Видимое» теребит ваше сердце, здесь не до Бога. Вы ушли в дух (перенос системы отсчета в дух). Мы пишем «СО в духе». Ваша концентрация ушла в звук, из звука перешла в идею Бога. События идут в мире духовном: аппаратура их пишет.
Господь включает в Себя потенциал мантр. Надо осознать отключающую силу Бога.
Она идет через магию звука: звук купирует «видимое» и ложное эго гибнет!!!


Господь и Пракрити

Мы знаем, что есть уже четыре тела и пять оболочек. Тело отсчета предшествует причинному телу. Оболочки такие:
1) питательная, 2) жизненная, 3) ума, 4) разума, 5) счастья.
Схема пяти огней делает понятным устройство.
Начнем с пункта 3 нашей схемы (с земли).
Темперация земли и человека открывает план усвоения пищи, роста. Эта же конструкция решает проблему экскреции. Ясное дело, что все это функции питательной (пищевой) оболочки. Но тут работают и другие силы.
Господь говорит (гл.9, стих 8):
«Я рождаю снова и снова всех существ несчетные толпы, в своей пракрити их зачиная, их, бессильных, Моею силой». Сила Господа творит в нас и усвоение и экскрецию.

(Перевод В.С.Семенцова).

Темперация мужчины и женщины – основа сил размножения. Над этой проблемой работают все оболочки. Валентность – зачатие.
Темперация неба и человека, атмосферы и человека, земли и человека есть сфера Господа Агни. Здесь основа сил тепла крови. Человек есть индивидуальный источник тепла (генератор тепла). На базе генератора работают слух и зрение, осязание и вкус, работает обоняние. Все оболочки участвуют в этих функциях.
Темперация неба и человека, атмосферы и человека, земли и человека дает место еще одной системе. Дело в том, что есть три недуховные субстанции. Вернее две. Относительно последней из этих трех пойдет главный разговор. Итак, две субстанции: 1) Пракрити, 2) Время. Третья субстанция «духовно-недуховная».
Господь учит (гл.9, стих 7):
«К Моей пракрити вечной все твари устремляются
с гибелью мира;
Когда ж новый век мира приходит,
Я их вновь из себя порождаю».

Речь идет о «веществе тела Бога» в период непроявленности мира. Здесь же идет мысль о телах людей, которые освободились. Мы опираемся на работу А.Парибока.
Господь, как функция времени, дает проекцию на тонкое тело бытия. Это тело не гибнет при смерти тела физического. Здесь речь идет о сверхъестественной структуре (СС). Все, что когда-либо случилось идет в буддхи. В нем сидит центр и координатор «памяти-записи». Буддхи не предмет, а процесс – бытие Атмана. Вид бытия – события. События психики и интеллекта – содержательная стихия.
Содержательность – особая форма реальности. Она имеет процесс и способ записи. Эта работа идет вне сознания – работает автоматика. Жизненная оболочка ведет процесс мозга, поэтому в ней есть дубль записи буддхи. Темперация Атмана и буддхи дает эмерджентный объект – сознание. Сознание не основано на естественной закономерности. Такие природные процессы ведет Бог. Он говорит (гл.9, стих 10):
«Под Моим наблюдением пракрити
Выделяет процесс и отсчет (чара-ачарам).
Отсчет есть причина, чьей силой
Движется карма (колесо мира)».
Есть слово «ачарам» - прописывать. С ним близко по звуку слово «ачарья» - вероучитель.


Соблазн и человек

Свами Прабхупада склонен считать сферой наибольшего соблазна половые отношения. Здесь идет рассмотрение религиозной сферы.
Господь пишет (стих 23, гл.9):
«Есть люди. Которые склонны поклоняться не Мне, но полубогам. Делая это, они также поклоняются Мне. Смысл жертв таков, что жертвующий фактически почитает и Меня».

И Господь дает пояснение (стих 24, гл.9):
«Надо знать, что все приносимые жертвы вкушаются также и Мною. Люди не знают Моей сути и потому от Меня отпадают».
Дальше следует стих (стих 25, гл.9):
«Поклоняющиеся полубогам, идут к ним, поклоняющиеся предкам (Pitris), идут к предкам. Те же, кто поклоняются силам природы. Идут к духам элементов (Bhutas). Мои люди идут ко Мне».


Вожделение есть грех

Эта тема очень важна. В переводах идет отождествление слов «Вожделение», «желание», «страсть». Писатели делают вид, что все три понятия означают одно. Господь же требует избирательной ясности. Если человек в своем воображении проигрывает как приятен ему тот или иной фактор бытия или работы, то он вершит вожделение.
Здесь не обсуждаются действия человека. когда он в рабочем порядке принимает решение.
Мы говорим о его переживании удовольствия в думах, в отвлеченном воображении. Человеческое Я отождествляется в основном с внешними процессами. Вторичный процесс вожделения загоняет человека в «не – Я». Мы при этом забываем, что наше Я есть чистая и бесконечная сущность.
Диапазон (не – Я/Я) имеет спектр. Мы опираемся на работу М.Генделя. В эзотерических учениях процесс развития земли представлен эпохами. Было четыре такие эпохи (Полярная, Гиперборейская, Лемурская, Атлантическая). Сейчас идет Арийская эпоха. В течение первых четырех эпох человек знал духовный мир. Он знал, что он не умирает. Когда тело отмирает, оно подобно засыхающему листу. Человек не ценил земного существования. Он ощущал себя жителем Высших Миров. Он знал – физическая жизнь есть малая часть настоящего существования. Он не воспринимал ее серьезно.
Арджуна спрашивает Господа (стих 36, гл.3):
«Что ставит человека на греховный путь (на путь его кармы) помимо его воли?»
И бог отвечает (стих 37. Гл.3):
«Страсть (кама) – следствие работы раджа-гуны».
Кама не есть вожделение. Последнее есть следствие работы гуны тамаса, невежества. Мы должны понять, что источник похоти и источник вожделения оба находятся в Боге. Но если их превратить в любовь к Господу, то человек покидает греховный план. Мы забыли о Господе. Школа йогов возвращает к Нему.
Человека оставляет в мире его представление, что он дела свои может организовать фундаментально. Вожделение есть приятное состояние довольства собой и миром. Человек начинает любить мир и когда приходит старость он не готов к развалу своего бытия. Нужна деятельная отработка собственных представлений. И прежде всего надо убрать мнение о себе, что я де являюсь самостоятельным деятелем.
Господь велит нам знать (гл.5, стих 22):
«Ибо внешнего мира услады
За собой приводят страданья;
В них отрады не видит мудрый:
Ведь приходят они и уходят».
(Перевод В.С.Семенцова).

В момент смерти чувства уходят в ум. Ум идет в разум. Господь Кришна учит, что разум из прежнего тела подлежит трансмиссии (пересылке) в новое тело (гл.6, стих 43). Такое может сказать только Бог: ученым не дано знать и познавать конструкцию тонкого мира, пути кармы в нем. Господь, говоря о пересылке буддхи, дает термин «буддхи-самьогам». Предыдущее тело Господь называет «паурва-дехикам».
Господь учит (гл.4, стих 35): Наш разум (знание истины) ведет «волю – эволюцию манаса». Мы должны понять, что надо Бога считать своей сущностью. Ощущение отдельного (свободного) от Бога существования мы зовем иллюзией. Такое состояние иллогично-противоречит логике («il» по-латински есть не).
Люди думают, что у нас нет ничего общего с Богом. Это страшное состояние.
Мы есть экспансии Бога. Подобно тому, как в гунах, если человек взял саттву, то остальные гуны заполняют ее сущность. В самой яркой саттве опять есть «саттва-раджас-тамас». Так и мы, став экспансией Бога, мы Его оставляем в нашей сущности. Телесные различия живых существ есть игра иллюзии. Каждое существо имеет Его в своей сущности.
Господь говорит (гл.5, стих 21):
«Кто находит лишь в атмане радость,
Не привязан к миру предметов –
Тот вкушает нетленное счастье,
Йогой Брахмана сердце очистив».
(Перевод В.С.Семенцова).

Атман есть процесс нашего тождества с Богом.
Господь и учит этому (гл.9, стих 26):
«У того, кто Мне благоговейно лист, цветок,
плод иль воду приносит,
У того, кто Мне, Партха, предан,
Я вкушаю любви приношенье».
(Перевод В.С.Семенцова).

Мадам А.Безант делает такой перевод:
«Если кто с благоговением приносит Мне в жертву лист, цветок, плод или воду,
Я принимаю то от подвигающегося, как дар благоговейной любви».
Свами Прабхупада учит, что мясо – рыбу – яйца нельзя предлагать Господу.
«Все грехи истребляют святые
Жертв остатки вкушая с верой,
Но лишь грех поедают злые,
Для себя только стряпая пищу»
(гл.3, стих 13; перевод В.С.Семенцова).
Ниже идет стих который составляет основу и нашей «технологии».
«Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни предлагал, и через какую тапасью ни проходил – делай это, о сын Кунти, как подношение Мне». (стих 27, гл.9). (перевод Свами Прабхупады).

«Так ты освободившись от оков кармы с ее шубхой и ашубхой (успех-неудача). Запряженный в духе (юкта-атма) ты, освобожденный, придешь ко Мне».
(стих 28, гл.9).

Пока мы сидим в мире, работает наша карма. Пусть она работает так, что ее плоды идут к Богу.
«Я одинаково отношусь ко всем, никто
Мне не ненавистен, никто Мне не дорог.
Однако, тот,  кто считает
Меня своей сущностью есть Мой друг.
Я ему тоже друг» (стих 29, гл.9).
Мы должны думать о поддержании тела. Мы должны вести жизнь по законам государства. Такая работа мирская. Кроме того нами ведется духовная работа.


МП-8

Вот имена учителей, которые на работу оказали особо большое влияние: Сэкида Кацуки, Маршал Говиндан, В.С.Семенцов. Последний из них совместил в себе знания ученого и талант поэта.
Поэтический дар ученого весьма силен. Вот стих Господа (гл.9, стих 27), перевод которому сделан поэтом. С нашей точки зрения этот стих центральный в поэме:
«Если действуешь ты иль вкушаешь,
Если жертвуешь, дар если даришь,
Если ты совершаешь аскезу –
Делай это как Мне подношенье».
При этом мы знаем, что Господь учит (гл.2, стих 47):
«Ты должен исполнять свою карму, плоды, которые она приносит, принадлежат не тебе. Не подумай, что ты есть причина возникающих из твоей кармы результатов. Не пытайся уклоняться от своей кармы. Карма есть твой долг».
Курсанту неплохо прочитать вместе стих 27 (гл.9) и стих 28 та же глава. Вот 28-й стих:
«Так разрушишь ты цепи кармы,
Плоды злых – добрых дел покинешь;
Отрешеньем и йогой обуздан,
Став свободным, ко Мне придешь ты».

Мы подбираем так материал, чтобы яркой была суть подхода Господа (гл.5, стих 10):
«Тот, кто сердцем не связан, деянья
Лишь на Брахмана возлагает,
Тот грехом не пятнается. Партха,
Словно лотоса лист – водою».
(Перевод В.С.Семенцова).

Такой человек не отождествляется с вритти. И он выполняет закон йоги: «yogas-citta-vritti-nirodhah». (йога-сутры Патанджали гл.1, стих 2).
Эту связь поэмы Господа с теорией Патанджали сейчас мы будем изучать, сопоставляя Наставление Бога и Аштанга-йогу.
«Аштанга» или «восьмиричная» йога (сутры II.28-III.8) представляют собой основу системы Патанджали. Еще в большей степени Наставление Господа (9.16-11.55) фундирует Его поэму. Здесь запись координат стихов имеет следующий ключ: первая цифра (до точки) – номер главы поэмы, вторая цифра – номер стиха. Слово «фундированный» происходит от латинского fundare «основывать», «закладывать». Нам удобно части Аштанга-йоги отождествить с частями тела человека. Левая ножка – yama, правая – niyama, нижняя часть корпуса – asana, средняя часть – pranayama, верхняя – pratyahara. Левая ручка – dharana, правая ручка – dhyana, голова – Samadhi.
Наставление Господа в его разделе (9.16-9.34) подобно яме (yama).
Яма состоит из пяти подсистем:
1) Ahimsa (ненасилие, отсутствие желания причинять вред или убивать);
2) Satya (правдивость, достоверность. Искренность);
3) Asteya (не воровство);
4) Brahmacarya (целомудрие, сексуальная воздержанность);
5) Aparigrahah (не жадность, не накопление).
Для того, чтобы сопоставить методики учения Господа и системы Патанджали достаточно изучить те духовные силы, к которым обращаются авторы.
Ahimsa (ахимса) означает непричинение вреда действиями, словами, мыслями. Химса означает вред, ахимса – не причинение. Наши слова и мысли имеют силу. Они могут навредить. Так ведет дело мудрец Патанджали. Господь Бог решает дела по другому.
Он говорит (гл.9, стих 30):
«Даже если ужаснейший грешник
Меня чтит безраздельной любовью,
То и он именуется «садху»,
Ибо он рассудил безупречно».

И Господь добавляет (гл.9, стих 31):
«Скоро будет душою он в дхарме
И достигнет умиротворенья:
Бхакт ведь Мой никогда не гибнет;
Твердо помни об этом, сын Кунти!»

И дальше идут стихи, которые полностью раскрывают взгляд Господа. Они в следующем разделе.
Перевод стихов 30-31 (гл.9) сделал В.С.Семенцов. Стихи 32-34, о которых мы только что говорили, перевела мадам А.Безант.

Удовлетворение жертвователя

Схема пяти огней дублируется Господом в Его поэме (гл.3, стих 14-16).
Этот факт для нас послужил сигналом. Мы сделали детальный анализ стихов 9-11 (гл.3).
В.С.Семенцов эти стихи переводит так:
«Кроме действий, что лишь ради жертвы, этот мир цепью действий скован: потому – ради жертвы действуй, все привязанности покинув».
«Ибо некогда тварей Владыка,
Их создав вместе с жертвой, молвил:
«Ее помощью преуспевайте!
Это ваша корова желаний.»

«Жертвой боги пусть вас питают,
Вы же – ею богов питайте;
Так всегда помогая друг другу,
Вы достигнете Высшего Блага».
Мы опираемся на работу Я.Василькова. Праджапатих (Владыка порождений) создал вселенную не плотски, а духовным усилием – посредством жертвоприношения. Такое толкование дается в брахманах. Мы связываем этот образ с образом Господа Шри Кришны (гл.9, стих 16).
Господь говорит (стих 16, гл.9): «Жертва – Я…».
Господь создал мир для тренинга обусловленных душ. Эта работа, связанная с жертвоприношением, ведет к осознанию Бога. Открывается еще один аспект: смерть существ есть жертвоприношение. Человек на входе огня №1 идет как жертва. На выходе подсистемы появляется Царь Сома.
Все сказанное имеет связь со стихами 32-34 (гл.9). В системе тренинга Бог определил «своим людям» удобное существование в мире. «Эти люди, закончив пребывание в теле, могут войти в царство Бога».
Господь говорит (стих 31, гл.9):
«…бхакт ведь Мой никогда не гибнет;…»
Это прямое удовлетворение жертвователя!
«Все, нашедшие убежище во Мне, о Партха, хотя бы они были грешного происхождения, женщины, вайшьи, и даже шудры, они также направляются на высший Путь».
(стих 32, гл.9).

«Насколько же более – святые брамины и благоговейно преданные Мне царственные Риши. Посему, пребывая в этом преходящем безрадостном мире, поклоняйся Мне».
(стих 33, гл.9).

«На Меня устремляй свой ум, будь предан Мне, жертвуй Мне; поклоняйся Мне, достигнув таким образом гармонии с высшим Я, ты придешь ко Мне, твоей высочайшей цели».
(стих 34, гл.9).
Перевод стихов 32-34 сделала Мадам А.Безант. Необходимо чтобы курсанты четко осознали ситуацию, описанную в разделе. Ведь Господь Шри Кришна – принцип действительного – совершил внезапное изменение общественного положения дел. Мы опираемся на работу А.Парибока.
Фундировалось, что мокшу берут путем сверхрациональной интуиции (джняна-марга). Карма-марга, связанная с путем домохозяина, освобождения не дает. Аскеты, стоящие на первом пути, делали включение внимания по системе отсчета типа (Я/Я). Человек, связанный с мирской жизнью домохозяина, был вынужден включать обусловленную систему отсчета типа (Я/не – Я) хотя бы на некоторое время. Такая коммутация исключала освобождение. Курсанты должны понять, что Господь совершил чудо: Он изменил темперацию ((Я/Я)/(Я/не – Я)).


Рецензии