Наследство Груни Плюшкиной

   Нашу соседку сверху зовут Груня Плюшкина. Это пожилая дородная дама с говорящей фамилией, отсылающей прямиком к гоголевским «Мёртвым душам». Был там, помнится, помещик по фамилии Плюшкин, превративший свой дом в помойку. Ничего, кроме отвращения, этот тип у меня, вчерашней школьницы, не вызывал. И вот однажды мне довелось столкнуться с его наследницей…

   Мы с мужем подыскивали недорогое съёмное жильё. Но, как назло, все предложенные варианты оказались не по карману. Мы уже отчаялись найти что-то подходящее, как вдруг нам предложили сравнительно недорогую квартиру в старом доме. Мы так обрадовались, что не придали значения подозрительным бурым пятнам на потолке. И напрасно. Вскоре наша спасительная соломинка превратилась в дурно пахнущий кусочек бесплатного сыра в мышеловке.

   Через пару дней, когда я готовила ужин, мне на голову вдруг что-то капнуло. Сначала показалось, что это банальный потоп. Но по характерному запаху узнала кошачью мочу. На мои брезгливые вопли прибежал муж и усмехнулся, увидев мою возмущённую физиономию. Но когда зловонная жидкость попала на него, рассвирепел и помчался наверх со скоростью молодого барса.

   Вскоре муженёк вернулся – недовольный и злой.
– Чёрт знает что! – рявкнул он с порога. – Эта тётка даже не открыла!
– И как же ты отреагировал на столь вопиющее безобразие?
– Пообещал, что в следующий раз взломаю дверь.
– Неужели твои угрозы имели успех?
– Если бы! Фурия пообещала вызвать полицию. Зато на мои крики вышел сосед и рассказал, что эта кикимора превратила квартиру в свинарник. Рай для мух и тараканов. Есть ещё кот, который гадит, где попало, и орёт благим матом. Запахи такие, что можно удавиться.
– Неужели ничего нельзя сделать? Поговорить, убедить навести порядок? Предложить помощь, в конце концов?
– Пробовали. И поговорить, и помочь, и полицию вызывали, и психушку. Бесполезно. Квартира приватизирована, а живущая в ней мымра чувствует свою безнаказанность. На этаже дети, больные старики. Но тётке плевать на всех.
– Может, родственников привлечь? Или она одинока?
– Говорят, была у неё дочь. Несколько лет назад вышла замуж и сбежала от мамаши, роняя тапки.
– Ладно, не отчаивайся. Придумаем что-нибудь.

   Муж досадливо махнул рукой и отправился спать. А я залезла в интернет, чтобы понять, что же такое синдром Плюшкина, и как бороться с этим явлением. Но ничего интересного не обнаружила. Хординг, патологическое накопительство. Возможные причины: одиночество, проблемы с головой и недостаток внимания в детстве. Необходимо лечение у психотерапевта. Но собиратель хлама уверен, что у него всё в порядке. Проблемы возникают у окружающих. Жить рядом с таким человеком трудно.
– Да уж, испытано на себе, – подумала я, вспомнив струю кошачьей мочи у себя на голове. – Приятного мало. Но как же погано должно быть в душе человека, чтобы он решил окружить себя горами мусора…

   Вскоре я воочию увидела мадам Плюшкину. Мы поднимались в лифте. Стояла жара, и от женщины напротив шёл отталкивающий запах немытого тела. Одета она была в уродливую кофту и длинную чёрную юбку. Заметив мой пристальный взгляд, дама опустила глаза. И мне стало стыдно. Кто я такая, чтобы осуждать её? Ведь, в сущности, я ничего о ней не знаю. Возможно, будь у меня такая жизнь, я бы тоже чокнулась.

   Несколько дней спустя моё внимание привлёк чей-то голос с улицы:
– Женщине плохо. Надо бы «скорую» вызвать.
   Выглянув в окно, я увидела мадам Плюшкину. Вид у неё был растерянный и жалкий. Наспех одевшись, я выбежала на улицу. Увидев знакомое лицо, тётка прошептала:
– Помогите мне…
– Что я могу для вас сделать?
– Проводите меня домой.
   Так я оказалась в гостях у Груни Плюшкиной. Хотя это сильно сказано. На пороге соседка буквально вытолкала меня вон и скрылась в горах мусора.

   Вскоре история повторилась. Дама страдала приступами дурноты и периодически падала в обморок. Я доставляла её к дверям квартиры, и на этом моя миссия заканчивалась. Но однажды Груне стало совсем худо, и она попросила:
– Не уходите, а то умру.
– Не волнуйтесь, я останусь. Может врача вам вызвать?
– Нет! Эти врачи… на самом деле убийцы. Только и ждут, чтобы укокошить старушку. Я ведь одинокая…
– Неужели у вас совсем никого нет? Хотя бы дальние родственники, друзья?
– Есть у меня дочь – неблагодарное создание. Я отдавала ей всю себя, а в ответ она вышла замуж за невоспитанного хама. Я пригласила их в гости, и этот мерзавец назвал меня скунсом. Представляете? После этого я поставила дочь перед выбором: я – или он. Она выбрала его.
   Груня тяжело вздохнула, и мне стало ясно, что для неё это больная тема.

– Может, стоит всё-таки помириться с дочерью? – тактично спросила я. – Ведь она вас не обижала.
– Своим отношением дочь предала меня. Надо было высказать мужу, что он – ничтожество, если смеет оскорблять её мать. Но она промолчала.
– Разве это преступление, которое нельзя простить?
– Другие люди могут делать всё, что им хочется. Но я – не все, понимаете? Я живу по своим законам.
   Это я уже поняла. Высокомерный тон Груни стал меня раздражать. Благодаря ей я невольно вспомнила маму. Всегда и во всём она считала себя правой. Воспитывала дочь «для себя». А когда я влюбилась, поставила меня перед выбором: «я или он». Тогда мы с мужем сбежали: уехали в чужой город, где бы нам никто не угрожал. Мама всерьёз обиделась и заявила соседям, что «её дочь умерла».

– Вы собираетесь уходить? – тревожно спросила Груня. – Останьтесь ещё немного, пожалуйста! Я так одинока. Правда, у меня есть Мурзик. Но иногда просто хочется поговорить…
   Я осталась – сама не знаю почему. Подумала о маме. Может, и ей сейчас одиноко. Иногда человеку нужно, чтобы его просто выслушали. Как в том фильме Ростоцкого: «Счастье – это когда тебя понимают».
   Вечером муж удивлённо посмотрел на меня и спросил:
– Скажи, как ты терпела эту мымру? Я бы не смог.

   На следующий день к нам пришёл участковый.
– На вас тут жалоба. Соседка Плюшкина заявила, что вы украли у неё драгоценности.
– Что? Да как она смеет? Ей стало плохо на улице. Я проводила её до квартиры. Она попросила меня остаться. Жаловалась на одиночество. Я выслушала её, помыла посуду. Но ничего не брала!
– Успокойтесь, я вам верю. Эта Плюшкина – странная особа, на неё саму соседи жалуются. Загадила всё кругом. Вонь стоит невыносимая. Но сделать ничего нельзя. За квартиру она платит исправно, и других нарушений, кроме беспорядка, за ней не наблюдается.
– Чихать я на неё хотел! – заметил муж. – Нам-то как быть?
– Советую не обращать внимания на бредни этой Плюшкиной. Вряд ли дело получит ход…

   К сожалению, участковый ошибся. И дело на меня всё-таки завели. К нам даже приходили с обыском. Разумеется, ничего не нашли. Но нервы потрепали изрядно. Муж злился и ругал меня за сострадание к «этой бестии». Я и сама себя ругала – надо же, так влипнуть.
   Мадам Плюшкина сообщила «по секрету всему свету», что я воровка и дрянь, каких мало. Если раньше она тихо сидела у себя в квартире и ни с кем не общалась, то теперь от её ложной скромности не осталось и следа. Она выходила к подъезду и всем сообщала, что её ограбили. К драгоценностям добавились чашки, ложки и полотенца. Это сильно смахивало на старческий маразм, но легче от этого не было.

   От косых взглядов соседей становилось паршиво, и мы с мужем подыскивали новое жильё. Но однажды он ворвался в квартиру, как ураган.
– В чём дело? – спросила я.
– Встретил Плюшкину. Представляешь, она заявила, что мы с тобой не только воры, но и трусы, если собираемся уехать отсюда!
– Пусть болтает, что хочет. Я ничего у неё не брала.
– Нет уж! Я докажу ей, что она не права. Нельзя клеветать на людей и думать, что тебе всё сойдёт с рук!
– Что ты собираешься предпринять?
– Пойду к участковому. Он показался мне адекватным. Мы проникнем в жилище Плюшкиной и найдём проклятые драгоценности!
– Наивный ты человек! В квартире – горы вещей. Найти там такую мелочь, как драгоценности, – немыслимая задача.
– И всё-таки стоит попытаться!

   Я только вздохнула. Но муж – человек азартный и упрямый. Через час из квартиры сверху донеслись истошные вопли мадам Плюшкиной. А позднее мой герой явился – очень довольный и в сопровождении участкового.
– Ну, что я тебе говорил? Мы нашли пропажу!
   Я не верила своим ушам.
– Где же?
– В духовке. Обнаружили кучу драгоценностей, деньги, серебряные ложки и много чего ещё.
– Как тебя осенило?
– Не как, а кто. Гиляровский. Я вспомнил его рассказ о купце, который всё самое ценное хранил в печи. Там даже было устройство, вроде гильотины, – на случай кражи. Верная смерть для любого воришки. Плюшкина, конечно, до этого не дошла, но идею усвоила отменно…


Рецензии
Поучительная история.

Михай   24.10.2017 12:12     Заявить о нарушении
Михай, благодарю за отзыв! История правдивая, с небольшими изменениями. К сожалению, бывает и такое.

Ника Лавинина   24.10.2017 14:00   Заявить о нарушении