Заключение

Мы видим, что наша работа, связанная с обучением, состоит в реализации «внутреннего Я». Это «Я» считается уникальным и неповторимым. Значение наших поступков уже полностью заключено в своеобразии индивидуальности. Теперь мы можем видеть, что своеобразие множества индивидуальных «Я» создает систему «Абсолютного Я». Каждое существо, каждый человек, имея свою сущность, служит Целому.
Связь существ имеет сложный характер.
«Свою душу очистивший йогой
И повсюду единое зрящий,
Он себя в тварях всюду видит,
Твари все он в себе созерцает».
(гл.6, стих 29. Перевод В.С.Семенцова).

И хотя вселенная прекращает существование по отношению того, кто достиг просветления и нирваны, она не прекращает существовать по отношению к тем, кто не просветлены.
Надо разделить две ситуации.
Первая из них относится к освобожденному человеку. Для свободного существа Пракрити есть его неотделимая сила. Но в состоянии рабства душа отождествляет себя с низко-материальными продуктами Пракрити, такими как тело, ум, чувства. В случае второй ситуации «Я» превращает себя в объект ума. Здесь надо понять, что подчинение природы свободному существу проходит только через Целое. Поэтому Бог живет с каждым существом.
Необходимо осознать каждому из нас свою абсолютную природу. Наше «Я» есть вечное существо. Это различающее знание остается слабым и разрушимым до тех пор, пока не устранено отождествление «Я» с «не Я». Здесь необходима помощь Бога.
Мы должны правильно понимать Природу Бога. Сущность Господа состоит в том, что Он порождает существа. Мы тождественны Господу. Если мы хотим помоделировать сущность совместной системы Бога с нами, то подойдет модель «Эфира и Вещей».
Эфир, пространство безграничны. Они вне облика, вне смерти. Они есть основа земли – воды – огня – воздуха. Так Господь и говорит (гл.7, стих 4).
Пространство ни от чего не зависит. Оно ни на что не реагирует. На него похоже наше «Я». В «Я» все возникает, но само «Я» ни от чего не зависит. И Господь буквально требует, чтобы мы вошли в понимание Его главной сути и одновременно своей сути.
Господь и мы являемся непроявленными (авьяктам!!!). Ведь действительно Бог не есть феномен. Мы не явлены: нас фактически нет.


Рецензии