Закат великой армении

ЗАКАТ ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ

История Армении последнего столетия до н.э. и первого столетия н.э. связана с непрекращающимися усилиями Рима и Парфии - посадить на ее трон и удержать там своих ставленников, всячески стараясь не допустить попадания ее в сферу влияния соперника.
К западу от Великой и Малой Армении находилась Каппадокия, где царский престол занимал римский ставленник, а на северо-западе простиралось Понтийское царство, где царствовал Митридат VI Евпатор, которому еще в 112г. до н.э. царь Малой Армении Антипатр завещал свое царство. В этой ситуации Тигран Великий с царем Понта Митридатом VI Евпатором, ярым противником Рима, установил союз, скрепив бракам с его дочерью Клеопатрой.
В это время начались переговоры между Парфией и Римом о заключении стратегического союза. Это послужило предостережением для Тиграна II об опасности, угрожавшей его царству со стороны римско-парфянского альянса.
Распространив свое влияние над Иверией и Кавказской Албанией, Тигран Великий обезопасил северную границу своего царства и направил свой главный удар в южном направлении - против парфян. В 86 году до н.э. армянская конница нанесла сокрушительное поражение парфянской коннице. Тигран освободил от парфянской зависимости Армянскую Месопотамию, а также Эдессу.
С победой над Парфянским царством Тигран II Великий принял титул "царь царей".
Царство Селевкидов к этому времени ограничилось в пределах Сирии и Равнинной Киликии. Вследствие ослабления власти Селевкидов население Сирии страдало от истощавшего страну бессилия центральной власти. И тогда ее жители, согласно римскому историку Юстину (III в. н.э.), пришли к согласию пригласить на престол своей страны Тиграна Великого. После включения Сирии и Киликии (согласно Аппиану) в состав царства Великой Армении Тигран столицу Селевкидов - Антиохию на Оронте превратил в один из своих престольных городов (83г. до н.э.). Войска Тиграна вошли также в Финикию, после чего он воссоединяет с Армянским государством и царство Ервандаканов Коммагены, находившееся к востоку от Киликии. На западе от Киликии царство Тиграна Великого стало граничить с Римским государством.
Как пишет Плутарх, при Тигране "находилось много царей на положении слуг, а четырех из них он постоянно держал подле себя в качестве провожатых или телохранителей; когда он ехал на коне, они бежали рядом в коротеньких хитонах, а когда сидел и занимался делами - становились по бокам, скрестив руки на груди. Считалось, что эта поза наилучшим образом выражает полное признание своей рабской зависимости: принимавшие ее как бы отдавали в распоряжение господина вместе со своим телом и свою свободу и выражали готовность все снести, стерпеть без возражений".
Столица Арташат оказалась вдали от географического центра огромной державы Тиграна II. Возникла необходимость строительства новой столицы, которую он основал в области Агдзник, на юго-западе Великой Армении, и назвал своим именем Тигранакерт (80г. до н.э). "Тигранакерт, - пишет Плутарх, - изобиловал сокровищами и дорогими приношениями богам, ибо частные лица и правители наперебой расширяли и украшали город, желая угодить царю".
Восстание бывших селевкидских правителей в Сирии и Финикии, при поддержке Набатейского царства, совпало с мятежом старшего сына Тиграна Зареха в Армении. Тигран спешит на родину, где подавляет мятеж Зареха. Затем Тигран возвращается в Сирию, где также усмиряет восставших и занимает Дамаск. После того как Тигран приступил к осаде Птолемаиды, к нему прибывает посольство из Иудейского царства с богатыми дарами и просьбой быть милостивым к их царице и народу, ибо, согласно Иосифу Флавию, они были крайне напуганы известием, что он намеревался выступить походом на их страну. Тигран взбодрил и обнадежил представителей иудейской царицы. После подавления восстаний власть Тиграна Великого распространилась далеко на юг до границ Египта (согласно Аппиану). "В Армении царствует Тигран, царь царей, - пишет Плутарх, - который со своей ратью преграждает парфянам дорогу в Малую Азию, а греческие городские общины переселяет в Мидию" и "который завладел Сирией и Палестиной".
К этому времени подошли к своему завершению Митридатовы войны (80-70гг. до н.э.) с полным поражением Понтийского царства от Рима. После взятия города Птолемаиды (70 г. до н.э.) Тигран II, получив известие о бегстве Митридата Евпатора в Армению, поспешил на родину, так как преследовавший Митридата римский полководец Лукулл был у порога царства Великой Армении. Лукулл требовал выдачи Митридата. Армянский царь, сохранив верность семейному родству и армяно-понтийскому союзу, ответил отказом.
Тигран и Митридат решили первыми начать военные действия, а затем пресечь наступление римского войска через Каппадокию в Армению. Однако Лукулл действовал быстрее и, переправившись через Евфрат, осадил Тигранакерт. Передовой отряд конницы Тиграна ночью неожиданным нападением прорвал кольцо осады и, быстро войдя в город, вынес царскую сокровищницу.
После взятия города Лукулл забрал находившиеся в Тигранакерте богатства и отдал город на разграбление своим легионерам. Актеров же, собранных Тиграном для построенного им театра, Лукулл использовал для игр и зрелищ по случаю своего успеха. Однако ему недолго пришлось торжествовать.
В течение нескольких месяцев Тигран Великий восстановил боеспособность армянской армии. Он обратил внимание также на укрепление обороны Арташата, который после потери Тигранакерта, вновь стал столицей.
Летом 68г. до н.э. Лукулл двинул свои войска на Арташат, будучи уверенным, что сможет взять древнюю столицу и, тем самым, поставить Армению в подчинение от Рима. Для Лукулла было большой неожиданностью, когда по пути в Арташат, переправившись через реку Арацани, он увидел армию Тиграна в полной боевой готовности. В состоявшемся сражении Тигран Великий, несмотря на свой преклонный возраст, лично возглавив армянскую конницу. Римское войско потерпело сокрушительное поражение у реки Арацани, и Тигран II перешел в контрнаступление. Победа у реки Арацани способствовала развертыванию дальнейших успешных военных действий, завершившихся изгнанием из Армении захватчиков и возвращением Митридата Евпатора в Понт.
В условиях перераспределения политических сил на Ближнем Востоке, где эллинистические города Сирии и сопредельных стран постепенно переходили на сторону Рима, Тигран не счел нужным продолжать наступательные действия. Военно-политическая ситуация радикально изменилась с высадкой 100-тысячной римской армии во главе с Гнеем Помпеем в Малой Азии, со стороны побережья Киликии.
Положение в Армении осложнилось вследствие мятежа другого сына Тиграна Великого, Тиграна Младшего, который, потерпев поражение, бежал к парфянам. Весной 66г. до н.э. с запада Помпей, а с востока парфянский царь Фраат III, вместе с Тиграном Младшим, перешли в наступление. Царство Великой Армении оказалось в опасности, и от Тиграна Великого потребовались большое мужество и государственная мудрость, чтобы спасти страну от гибели.
Римская армия вначале вторглась в Понт, где нанесла поражение Митридату Евпатору, который бежал в Армению с надеждой вновь получить помощь от Тиграна II. Армянский царь отказал в помощи, так как имел сведения, что Тиграна Младшего подстрекал поднять мятеж его дед, Митридат Евпатор. Не дождавшись ответа, Митридат бежал в Колхиду. В начале лета 66 г. до н.э. парфянская конница во главе с Фраатом и Тиграном Младшим вступила в Араратскую долину и, дойдя до Арташата, начала осаду города. Учитывая угрозу присоединения к парфянам римских легионов Помпея, Тигран Великий мощным ударом разгромил парфянское войско. Тигран Младший бежал к римлянам.
Тигран Великий предложил Помпею начать мирные переговоры. Согласно предварительному соглашению, 75-летний Тигран Великий, один на коне, явился в римский лагерь, находившийся недалеко от Арташата.
Согласно Арташатскому договору (66г. до н.э.), Помпей признал Тиграна II царем Великой Армении в ее исконных границах - от бассейнов Евфрата и Чороха (на западе) до Куры и Каспийского моря (на востоке) и Армянской Месопотамии (на юге). Царство Великой Армении было объявлено "другом и союзником римского народа". Армения должна была выплатить 6000 талантов серебром из той царской сокровищницы, которая находилась в Цопке, где после всех своих авантюр Тигран Младший был назначен правителем. Он вновь не повиновался и отказался выплатить требуемую сумму. Разгневанный Помпей арестовал его и вместе с сыном и женой отправил в Рим для своего триумфа.
После вторжения Помпея в Иверию (65г. до н.э.) выяснилось, что Митридат Евпатор ушел в Крым, в Боспорское царство. Митридат Евпатор в 63г. до н. э. покончил жизнь самоубийством.
Тигран Великий счел необходимым урегулировать отношения также с парфянами, ибо в сложившихся условиях как армянская, так и парфянская стороны сознавали, что их противоборство было на руку Риму.
Римско-парфянское противоборство продолжалось, и поэтому армяно-римский и армяно-парфянский договора не могли быть твердой гарантией по обеспечению мирного сосуществования и безопасности самой Армении. Тем не менее, эти договора создавали предпосылки для политических маневров, в частности, Тигран II решил ряд территориальных споров с Парфией при посредничестве Рима.
Последний период царствования уже не Великого Тиграна II, - царя уже не Великой Армении, был мирным, без военных конфликтов с Римом и Парфией.
Первые столкновения Парфии с Римом произошли в 92 г. до н. э. Сулла, который должен был восстановить на престоле Каппадокии римского ставленника Ариобарзана, изгнанного армянским царём Тиграном, начал переговоры с парфянами. Неясно, пришли ли стороны к какому-нибудь соглашению, известно только, что парфянский посол был впоследствии казнён за то, что не сумел дать отпор вызывающему поведению Суллы во время переговоров. Этот первый опыт, несомненно, содействовал временному сближению царя Парфии Митридата II со своими западными соседями — Митридатом Понтийским и Тиграном Армянским, однако парфяне ещё не понимали всей опасности, грозившей им со стороны Рима.
Парфяне вели выжидательную политику, предоставляя возможность своим соседям, в том числе Армении, сдерживать экспансию Рима на восток.
Карьера сына и наследника Тиграна II, Артавазда II (55-34 гг. до нашей эры) была не менее колоритной карьеры его прославленного отца.  На многих его монетах Артавазд называет себя "царем царей", "великим царем" и даже иногда "божественным".
Артавазд сыграл ключевую роль в злосчастной кампании Красса против парфян, завершившейся битвой при Каррах 28 мая 53 года до нашей эры. Предсказатели много раз предостерегали Красса, советуя не нападать на парфян в песчаных пустынях Сирии и Месопотамии. "Но он пренебрег их словами, как и советами всех других, кто не поощрял его к наступлению". Верный союзу с Римом, Артавазд пообещал Крассу прислать 50 тысяч всадников, латников и пехотинцев. Красс холодно поблагодарил его за готовность ему служить и за предложение помощи, но сказал ему, что твердо решил идти через Месопотамию, где оставил затем многих отважных римских солдат. После этого армянину осталось лишь удалиться".
Видя, что советов его не слушают и доброй волей пренебрегают, Артавазд вступил в союз с парфянами, который укрепил, выдав свою сестру замуж за Пакора, сына парфянского царя Орода. После разгрома римлян парфянским войском под Каррами и гибели самого Красса, голову и руку римского полководца отрубили и отослали парфянскому царю, как раз к свадьбе его сына с сестрой армянского царя. "Когда к дверям доставили голову Красса, столы уже успели убрать, и некий Язон, трагический актер из города Траллы, спел сцену Агавы из "Вакханок" Еврипида. Его награждали аплодисментами, когда в зал вошел Силласес и, низко поклонившись царю, бросил на середину голову Красса. Парфяне встретили этот дар радостными криками, и Силласес по велению царя сел рядом с гостями, в то время как Язон подняв голову Красса, страстно и упоенно пропел в образе безумной вакханки, к великому удовольствию всего общества, лирические строки:

Мы славно поохотились сегодня
И с гор великую добычу принесли.

Царь был очень доволен и раздал дары, согласно обычаю парфян, всем гостям, а актера Язона наградил целым талантом. Вот такое, по слухам, было разыграно фарсовое представление в качестве эпилога к трагедии похода Красса".
Хотя Артавазду было суждено двадцать лет править Арменией в мире и благополучии, в конечном итоге жребий ему выпал не многим лучше, чем Крассу. Падение Артавазда стало прямым следствием неукротимого честолюбия, жестокости и алчности Антония и Клеопатры. В 36 году до нашей эры Марк Антоний загорелся фантастическим планом покорить Парфию. С огромным войском в 100 тысяч солдат он вторгся в Мидию и осадил столицу провинции Прааспа (современная Мараха). Парфянский царь Фраат на каждом шагу тревожил неповоротливые колонны Антония. Осада тянулась без какого-либо успеха, и в начале зимы ее пришлось прекратить. Тем временем Артавазд, утратив всякую надежду на победу римлян, оттянул свои войска в Армению. Для Марка Антония это отступление из Парфии было катастрофой, как отступление Наполеона от Москвы. Он потерял 24 тысячи человек, многие из которых погибли не в битвах с врагом, но от голода и болезней.
Весьма любопытен рассказ Плутарха о радости, которую испытали римские солдаты, переправившись через реку Аракс, отделяющую Мидию от Армении. По глубине и ярости течения она виделась им очень опасной.
"Но, когда они перебрались на другую сторону и оказались в Армении, они радовались ей, как моряк суше после плавания по бурному морю, со слезами целовали землю и обнимались в восторге. Однако, следуя походом по этому краю, изобильному всеми плодами земными, они много ели после долгого голода, наедаясь без меры всем, что видели на пути, и страдали от поноса и отеков".
Потерпев поражение, Марк Антоний и Клеопатра придумали мерзкий план: вознаградить себя за счет своих армянских союзников, притворившись, что винят их в разгроме римлян. Заманив царя Артавазда и его семью в свой лагерь под каким-то дружелюбным предлогом, Марк Антоний увез их в Александрию, где заставил Артавазда пройти в цепях за своей колесницей, чтобы ознаменовать "римский триумф". Затем Артавазд, его царица и двое сыновей были переданы в нежные руки Клеопатры, которая подвергла их безжалостным пыткам, дабы узнать местонахождение сокровищницы армянских царей. Дин Кассий сообщает, что их стойкость и достоинство вызвали сочувствие и уважение у большинства римлян двора Клеопатры. Тем временем Марк Антоний обогащался, грабя армянские города, не пощадив даже храма богини Анахит (богиня проституции). Потеряв надежду сломить дух Артавазда, Клеопатра велела его убить.
Династия Аршакидов прекратила свое существование за год до рождения Христа.
В ходе I века нашей эры римляне укрепили свое господство на севере Армении, в Иверии. Там римляне нашли рьяного союзника в лице царя Восточной Грузии Фарсмана I, чей брат Митридат вскоре с помощью императора Тиберия (в 35 г. нашей эры) был посажен на армянский трон. Для поддержки нежеланного грузина против местной армянской знати, настроенной пропарфянски, в Гарни был поставлен римский гарнизон. Шестнадцать лет спустя, в 51 году нашей эры, Митридата предательски убил его племянник Радамист, сын честолюбивого Фарсмана Иверийского, мечтавшего объединить Армению с его грузинским царством и основать панкавказскую империю.
Грузинская интервенция и вызванные ею всеобщее недовольство и беспорядки привели к установлению в Армении новой династии, Аршакидов, правившей с 53 года нашей эры до своего угасания в 428 году нашей эры. Первым аршакидским царем был Тиридат I, брат парфянского царя Вологеза I. Двое братьев-парфян вторглись в Армению, заняли Артаксату и Тигранакерту и почти без труда избавились от ненавистного народу грузина Радамиста.
Этот парфянский набег стал сигналом для римлян, поспешивших вновь напасть на эту истерзанную войной землю.
В следующем году римляне во главе с римским генералом Корбулоном двинулись на Тигранакерту, жители которой закрыли перед ними ворота. Чтобы отбить у них охоту к долгому сопротивлению, Корбулон велел отрубить голову пленному знатному армянину и выстрелить этой головой из пушки по городу. Она упала на землю прямо посреди военного совета, и горожане поторопились сдаться. На армянский трон был посажен римский наместник, но Тиридат контратаковал и нанес римской армии поражение при Рандее (62 г. нашей эры).
Нерон благоразумно пошел на компромисс. Тиридат должен был получить корону Армении, но в Риме, из рук Нерона. Хотя таким образом Тиридат становился "клиентом" римлян, Нерон правильно рассудил, что этим не будет нанесено урона и парфянской чести. Тремя годами позже Тиридат совершил путешествие в Рим. Будучи магом, то есть жрецом зороастризма, он не мог путешествовать по воде (это запрещалось его религией). Так что он проделал весь путь по суше. В Риме с огромной помпой и пышными церемониями Нерон среди всеобщего ликования возложил на голову Тиридата армянскую корону. Специально ради этого торжества был вызолочен храм Помпея. Сенат выделил деньги на праздничные игры и пиры, в которых принял участие и отличился сам Тиридат. Нерон пожаловал Тиридату субсидию в 50 миллионов сестерциев (примерно 2 миллиона долларов в пересчете на нынешние деньги) и направил группу римских каменщиков и архитекторов для восстановления Артаксаты после опустошения и разрушений, причиненных Корбулоном. Того вскоре предали позору и в 67 году нашей эры вынудили совершить самоубийство.
Долгое и благополучное царствование Тиридата I знаменует возвращение армянской культуры и религии к парфянской ориентации.
Возрождение иранских обычаев и верований при Тиридате I помогло подорвать тенденцию "романизации", столь явно заметную в Армении и Парфии предыдущего столетия. После эллинистической и романистической фаз армянской истории, растянувшихся от правления династии Ервантидов до начала правления Аршакидов, то есть до I века нашей эры, армянское общество вошло в фазу "иранизма". Армянская знать стала подражать иранским образцам поведения, точно так же, как армянские цари династии Аршакидов брали пример государственной организации с Парфянской империи. Вместо автократического централизма, характерного для Римской империи, армяне приняли более гибкую систему феодальной зависимости, характерную для структуры иранского государства времен Ахеменидов.
При Тиридате I, скончавшемся около 100 года, Армения оставалась более или менее покорным буферным государством.
Нерон и его непосредственные преемники выказывали здравый смысл и умеренность, стремясь поддерживать ее, в качестве нейтрального бастиона против набегов кочевников из северокавказских степей.
Резкая смена политики произошла при Траяне. Обуреваемый, по мнению Диона Кассия, "жаждой славы", Траян в 113 году пошел походом на Парфию, а по пути сверг и убил армянского царя Партамасира.
Нет смысла подробно перечислять тщетные войны с Арменией и Парфией, которые предпринимали такие императоры, как Марк Аврелий, Септимий Север и Каракалла. Римские императоры никак не могли взять в толк, что создание некоего железного занавеса против Парфии (Ирана) и неугасающее стремление установить прямое римское правление в Армении ослабляет сам Рим. Ассирийская, Неовавилонская, Персидская и Селевкидская империи последовательно, каждая в свой черед, поддерживали политическую целостность "Благодатного полумесяца" с VIII по II век до нашей эры. Так что финикийские купцы могли свободно торговать и со странами бассейна Инда, и с Атлантическим побережьем Европы и Северной Африки. Решение римлян раздробить империю Селевкидов и поддерживать ее в разобщенном виде стало неблагоприятным не только для Рима и стран "Благодатного полумесяца", но в первую очередь для буферных государств, вроде Армении. Это решение продержало "Благодатный полумесяц" политически и экономически разъединенным на протяжении семи веков, пока арабы наконец-то не сплотили его вновь. Такая политика, по сути дела, приговорила Рим, а потом и Византию удерживать на востоке очень непростую границу, пролегавшую слишком близко к побережью Средиземного моря. Да и нижняя Месопотамия при этом оказалась с римской точки зрения "не на той стороне". Большой экономический ущерб римлянам нанесло то, что Персидский залив и морскую торговлю с Индией контролировали иранцы.
Парфяне оставили неизгладимый след в истории войн. Последнюю яркую страницу вписал Царь Вардан, который, после ряда удачных сражений покорил народы, обитавшие между рекой Эринду и рекой Синдом, которая отделяет дагов от ариев. На этом закончились успехи парфян, ибо, несмотря на победы, они не желали вести войну вдалеке от родины. Итак, установив памятники и начертав на них надписи, возвещавшие о его могуществе и о том, что ни один Арсакид до него не облагал эти племена данью, Вардан возвращается в Парфию, овеянный громкою славой и по этой причине стал еще более необузданным и несносным для своих подданных. Против него был составлен заговор, и во время охоты его убили, увлеченного ею и ни о чем не подозревавшего. Он был еще совсем молод, но его чтили бы, как немногих из старых годами царей, если бы он столько же думал о снискании любви своих соотечественников, сколько о внушении страха врагам.
Но, в конце концов, непримиримая враждебность Рима к парфянам и нежелание оставить Армению в покое способствовали возникновению в этом регионе гораздо более опасной военной силы - Сасанидского царства. Кульминацией этой столетней борьбы стало в 260 году поражение императора Валериана от рук великого царя Шапура I и его пленение. В результате мощь и престиж Римской империи на Востоке потерпели крушение.
Пользуясь внутренней борьбой в Парфии, римские легионы не раз проникали вглубь Месопотамии. В 215 году римский император Каракалла даже заставил парфянского царя Вологаза V признать себя вассалом Рима, однако два года спустя император был убит, и парфяне почувствовали себя свободными от обязательств перед Римом. Через несколько лет, в 226 году, последний парфянский царь Артабан V был свергнут своим персидским вассалом Артаксерксом, основавшим династию Сасанидов. Место Парфии в качестве главного соперника Рима на Востоке заняла Персия, войны с которой продолжила и Византийская империя, вплоть до падения государства Сасанидов под натиском арабов в середине VII века. В результате римско-парфянских войн определились границы предельного продвижения Рима в Азии. Армения и Месопотамия стали теми буферными областями, где соперничали римское и парфянское влияние.
Полумесяц был символом империи Сасанидов на территории Персии (Ирана), он изображался на коронах её правителей.
Звезда и полумесяц, - излюбленные символы магов-зороастрийцев, были изображены на обратной стороне чеканных статеров. Ни лицевой стороне монет был изображен герб Ахеменидов – двуглавый орел.
Ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. После арабского завоевания в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифатами и мусульманскими правителями, и постепенно стал восприниматься как символ власти в Западной Азии. И Османская империя освоила полумесяц со звездой вместе с двуглавым орлом.


Рецензии