Кто хозяин Мурманска?
В канун столетия кровавого октябрьского переворота мне вспоминаются строки замечательного поэта эмиграции Сергея Бехтеева:
Они пройдут, чудовищные годы
Разрушившие грёзы о добре,
И вспомним мы о позабытом Боге,
И об убитом ангеле-царе.
У нас в Мурманске историю помнят. Помним мы и то, что в 1916 году наш город Мурманск основал святой мученик Государь Николай Второй. Но как выяснилось, не все и не везде. Прекрасным солнечным днём в конце июля проходила я по центру Мурманска. Поставила свечи в храме Спас-на-Водах и по крутой лестнице со смотровыми площадками и живописным видом на залив и корабли спустилась к центральной площади Пять Углов.
Возле храма порадовалась я тёплой погоде, ослепительному блеску золотых куполов и крестов храма. Но опечалила меня пустынная тишь песчаной площадки, что около стен храма. Крест, чёрная плита с надписью, скрип песка под ногами, безлюдье... И... И что? И все.
Между тем никак нельзя назвать это место Богом забытым. Во-первых, рядом храм. Во-вторых, именно на этой такой притихшей сегодня площадке у креста служил молебен всего год назад 19 августа 2016 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. И присутствовали год назад не только я да одуванчики. Нет, море народа было тогда на молебне, и среди них люди весьма известные и влиятельные. Например, губернатор Мурманской области Марина Васильевна Ковтун, представители Северного Флота, ну и как водится, журналисты ГТРК Мурман и других СМИ. Речь шла тогда о постройке на этом самом месте Преображенского кафедрального собора.
Помолились, наобещали Богу и Патриарху воз и маленькую тележку, и разошлись, чтобы на год впасть не то в приятный сон, не то в историческое беспамятство. И даже говорить об этом и писать в Мурманске теперь как бы не полагается, не комильфо, так сказать. Ясное дело, если будить сладко и крепко уснувшего человека, то вряд что путное выйдет. А по шее схлопотать можно, если разбудить пытаешься. Вот мурманчане и спят весь год с чувством хорошо выполненного дела. Только какого дела? И как его выполнили?
Давайте сами себе честно скажем. Собор мы строить даже и не начинали, и не начинаем и не собираемся начинать, судя по всему. Помехой как всегда глубокие серьёзные экономические проблемы. И ещё одну страшную тайну открою. Нашей элите это возведение храма просто до фонаря.
В самом деле, когда на моих глазах хрупкая старушка от тесноты на двунадесятом празднике упала в обморок и её пришлось выносить, это ведь ничуть не касалось областной думы. Старушка не депутат, да мало кто из депутатов и вообще в храм заходит. Молится не о чем, все есть, как говорится. А если бабушка со своими хворями и бедностью пришла помолиться, но не выдержала духоты и тесноты, когда мы все как селедки в бочке, что ж, по мнению депутатов, это её проблемы. И вот уже весь год молча вопиет к небу плита с надписью о посещении Патриарха Кирилла.
Православные! Неужели для нас благословение Церкви и Патриарха ничего не значит? Неужели русский город в несколько сот тысяч человек не сумеет построить православный собор? Давайте постоянно бросать в кружку хотя бы лепту бедной вдовы. Пусть пенсионер пожертвует всего два рубля, ему зачтется! А с людей, имеющих стабильное положение и государственный оклад, с депутатов, преподавателей вузов и школ, воспитателей детсадов, надо вычитать определённый процент в пользу собора. Главное же молиться о возведении собора, хотя бы и кратко, но достаточно часто.
Надо прямо назвать причины почти полного безразличия к возведению главного храма города. Это отсутствие православного просвещения. В Мурманске полсотни школ. И только в одной прогимназии 61 преподают Основы православной культуры.В духовной стене образовалась брешь. И кто только в эту брешь не лезет со своими новодельными религиями мэйд ин США!
Самый яркий пример также можно найти не сходя с места. Возле храма Спас-на-Водах расположены детсад 156 и детсад 40. В них активно работают члены секты неопятидесятников, секта эта родом из Америки. Уже лет 10 активной сектанткой является медсестра детсада 40 Татьяна Чернышева. Не так давно в этот детсад устроился рабочим один из лидеров неопятидесятников. А так как несколько лет назад детсад 40 стал филиалом детсада 156, то поле деятельности сектантов значительно расширилось. Теперь они могут вербовать сотрудников, родителей, рассчитывая со временем оказывать влияние на детей. Но разве настоятель близлежащего храма, выпускник Православного Тихоновского университета и отец девяти детей не может приходить в садик и проводить беседы? Или направить туда православного педагога из своей воскресной школы? Я думаю, пора дать православным такую возможность.
Спускаюсь с выской сопки и пешком прохожу несколько остановок. Вот и исторический центр Мурманска, площадь Пять углов. Всюду цветет сирень и воздух наполнен ее ароматом. В июле в Арктике как раз наступила весна. В центре площади фонтан, мамы с колясками, ребятишки. Но я прохожу еще десять метров и подхожу к зданию дворца культуры имени Кирова. Возле солидного дворца с колоннами стоит на пригорке простенький деревянный крест с металлической табличкой. Им обозначено то место, где 4 октября 1916 года архиепископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил совершил молебен на закладку первого православного храма города Романова-на-Мурмане, так Мурманск назывался до революции. Из-за трагических событий и развала Империи храм так и не был построен. В 2004 году духовенство и общественность Мурманска по благословению правящего архиерея установили здесь крест и освятили место для мемориальной часовни. Собирали деньги, и собрали довольно значительную сумму. Но часовни так и нет. Спрашивается, а какие мысли пролетают в голове у депутатов областной думы, когда они входят и заходят в двери здания Думы, расположенного как раз рядом с этим крестом и дворцом культуры. Вспоминают ли они историю Мурманска, глядя на крест? Волнует ли их, будет ли здесь часовня? Похоже, никакой реакции. Мирно спят иномарки депутатов на площадке перед Думой, в двух шагах стоит крест с табличкой, всюду зеленеет травка... Вот только забывают, что без корней нет растения, без прошлого нет будущего, без истории нет нации, а просто случайная толпа людей.
Удивительно, что в нашем русском городе почти ни в одной школе, ни в одной гимназии не преподают православную культуру. Как будто мы живём в Арабских Эмиратах, а не в России. Необходимо сесть, наконец, за стол переговоров не только чиновникам минобразования, но и директорам школ и представителям Мурманской митрополии и решить вопрос о введении предмета православной культуры в вузах, школах и детсадах города.
Поражает и отношение к традиционной культуре Мурманского Государственного Арктического Университета (МАГУ). Почти каждый год устраивают мероприятия, приглашая православных священников, и говорят очень красиво. Но вот до дел так и не доходит. Университет готовит учителей истории, русского, литературы и других предметов. Его выпускники работают в средних школах. Они обязаны знать отечественную культуру. Поэтому курс православной культуры необходим на всех факультетах. Давно пора готовить и самих преподавателей Основ православной культуры. А для это вполне разумно открыть отделение православной теологии. У нас много священников, получивших высшее богословское образование в Москве и в Петербурге, они будут вести лекции.
Два года назад ректор говорил о возможности открытия домового храма в МАГУ. Но так и заглохло это предложение. Хотя, если равняться на МГУ, то там есть университетская церковь святой Татьяны, и службы в ней совершаются.
Курсанты Мурманского Технического Университета, высшей мореходки, тоже лишены предмета Основы православной культуры. Хотя эти традиции Православия испокон веков были сильны в Кольском крае. Есть даже древняя поморская пословица:
"Кто в море не ходил, тот Богу не молился".
Очень мало храмов в южной части Мурманска. В районе Северное Нагорное, где и школы, и детсады, и библиотеки и рыбзаводы Южных причалов, нет ни одного православного храма. В 2008 году в этом районе на улице Достоевского построен каменный католический храм на 1000 мест на средства Ватикана.
Итак, Мурманск сегодня не смотря на все проблемы, же остаётся русским городом с традиционной для России православной культуры. Пока что этому не может помешать даже огромный наплыв мигрантов из Таджикистана Узбекистана, наплыв такой мощи, что уже около половины рабочих на рыбзаводах Мурманска - мусульмане. Но мурманчане, коренные жители России, должны сохранить веру и культуру отцов. За Веру, Царя и Отечество шли в бой наши предки. И эту веру не удалось раздавить ни шведам, ни немцам, ни Тамерлану. Вспомним слова церковного песнопения, Русь святая, храни веру православную. Хранить Православие долг и каждого православного, и каждого русского города, и Москвы, и Петербурга, и Великого Новгорода, и Мурманска.
Галина Сиротинская, Мурманск
Свидетельство о публикации №217072601644
Дневники Мещанина 01.09.2017 16:40 Заявить о нарушении