Самоход

 Умер старик, хозяин большого дома и когда-то глава большого семейства – возраст и болезни взяли своё. В больнице покойного одели, побрили, намакияжили и в гроб положили. Занесли в дом и поставили в «передний угол» для прощания.
Родственники летят откуда-то из далёка и к назначенному дню не успевают, поэтому  близкие решают подождать ещё сутки,  на улице ноябрь, а умерший, высокий без малейшего намёка на тучность  старик». Поэтому все согласились. Дом хоть и большой, но и народу собралось немало проводить в последний путь заслуженного  труженика, поэтому спать нас со свояком положили на разобранный диван в одной комнате с усопшим, метрах в трёх от него.
В больничном морге постарались и усопший выглядел посвежевшим  и похожим  сам на себя, волосы  были помыты и аккуратно зачёсаны, как и при жизни- на левый  пробор. Ногти на рабочих мозолистых руках как при жизни аккуратно подстрижены ножницами. С парфюмом только перестарались. Когда спишь почти рядом с усопшим, это чувствуется.  Но так как вечерком перед сном мы ещё немного «посидели» за встречу, то уснул я быстро и спокойно.
Ночью проснулся от того, что свояк, как та мартышка у Крылова «тихохонько  меня вдруг толк ногой»
-Чего,- спрашиваю недовольный спросонья.
А он испуганно шепчет дрожащим голосом:
– Послушай, хозяин-то ведь дышит!Он что живой?
– Как говорил – не пей домашней самогонки на сон.Не говори глупостей,спи, – отвечаю и сам  тороплюсь спать дальше, но, всё-таки, сквозь сон, прислушиваюсь…
И волосы на голове зашевелились. Точно! Ведь дышит – ровно, размеренно, ритмично, чуть-чуть похрапывая и боркает то ли носовой перегородкой или чем-то ещё там в носу. А, главное, дышит-то под боком,совсем рядом.
Сна как не бывало. Одеяло непроизвольно натянул на себя. Спрятался. Одни глаза в темноту всматриваются. А покойник рядом с явными признаками активности, то ли руки в темноте тянет, то ли встаёт из гроба. Жуть!.
Свояк спрашивает шёпотом:
– Что делать будем?
– А я знаю, – отвечаю.– Для начала давай хоть  свет включим,  а то тьма кромешная, не запомнил, где у них выключатель? Посвети телефоном. 
Включили свет, жуть чуть отступила. Осмотрели покойника – никаких внешних признаков жизни, но оба ясно слышим процесс дыхания идёт не прерываясь. Разбудили хозяйку: так, мол, и так – дышит. Та запричитала, заплакала и тоже не может сообразить – что делать… Стали просыпаться другие гости, свет во всём доме включили. И все, кто не послушает, ясно слышат – дышит
 Мужики, кто в чём, от трусов и майки алкоголички  до рубашки с бабочкой стараются  сохранить внешнее  спокойствие, курят в углу. Женщины кто в ночнушке или наспех накинутом халате более эмоциональны, крестятся, шепчут,–Господи, Господи, Господи,–и пьют корвалол и валерьянку.
У всех одновременно не может быть слуховой галлюцинации. Стали высказывать предположения: может, впал в сон летаргический, как бы живого не похоронить, иногда трудно отличить такой сон от смерти.
Порешили: а вызовем-ка доктора.
Привезли местного доктора.
Он сразу попросил показать ему свидетельство о смерти, а к свидетельству прилагается акт о вскрытии и причина смерти, заверенная подписью паталогоанатома. Доктор через костюм ощупал у покойника рассечения на теле, возмутился, голос повысил:
– Чего вы здесь дурака валяете, людей среди ночи по пустякам поднимаете, его же анатомировали, у него нет ни сердца, ни легких, ни печени, ни других важнейших органов. Невозможно, чтобы он дышал! Нечем ему  дышать. И прислушиваться не буду! Хороните!
И что-то ещё неразборчиво про дурдом бубнил себе под нос, пока свояк не догадался компенсировать ему ночные хлопоты.
– Это правильно, – сказал, прощаясь доктор, – что вы профессионала вызвали. Бывает, что и на самом деле не могут отличить смерть от летаргического сна.
И ушёл. А проблема-то осталась.
Кто ж знал, что его анатомировали? Вроде не должны были – почтенный возраст и известный диагноз позволяли обойтись без этого. Теперь-то мы и сами понимаем, что не может покойник дышать, но кто же тогда похрапывает и именно сейчас, именно сегодня и именно в этом месте? Раньше никто такого в доме не замечал.
На всех накатил страх неизвестности. Мужики прикладываются для храбрости, женщины пьют корвалол и валерьянку и крестятся.
Был среди гостей музыкант-саксофонист, профессионал с исключительным слухом. Он и говорит:
– То, что кто-то дышит – это точно, но, мне кажется, это не покойник, так как звук идёт из угла над ним.
Другие тоже говорят, что звук идёт из угла, но сверху. И предполагают: может быть, бомжи облюбовали   чердак дл ночлега? Не подожгли бы. А может, зверь какой-нибудь забрался и дышит?..
Пошли три мужика проверять. Включили свет – всё заперто, замки все целы.
Обошли весь чердак – всё чисто, тишина, никого нет. Ни бомжей, ни зверей.
– Барабашка завёлся, надо священника приглашать и дом отмаливать, – раздаются реплики.
Саксофонист говорит:
– А я ещё заметил, что частота дыхания этого барабашки зависит от освещённости!  Как только где включают свет, барабашка, если он без света дышал в темпе анданте, при свете дышит уже, переходя на темп аллегро. Мужику в семейных трусах и майке  алкоголичке  саксофонист сразу чем-то не понравился и он его взял в оборот.      
–Ты чего это сказал, сам-то хоть понял, это ты для кого порожняк этот  гонишь. Анданте, аллегро. Так бы и говорил, что на свету у барабашки активность повышается.
- Так я и говорю,- настаивает саксофонист,- что  это значит – реагирует на наши действия, наблюдает. Можно попробовать на этой почве контакт с ним установить и попытаться задобрить, чтоб не хулиганил.
Женщины поддакивают, нам бы говорят только до контакта добраться, там уж элементарно задобрим и хором крестятся: «Господи, Господи, Господи".
Никто не спит. Разбрелись по комнатам, сидят – прислушиваются и выдвигают свои версии, типа, что умерший присматривает попутчиков себе в компании и т.д..
Я тоже сижу на диване в комнате с покойником, слушаю и думаю: кто же это дышит? Обращаю внимание: начал работать холодильник – и дыхание у покойного стало чаще, в темпе аллегро без изменения освещённости.
Стоп! То есть, утверждение, что барабашка реагирует на свет - ошибочно,- размышляю я. Но точно реагирует, изменяя частоту своего дыхания,  а,  значит реагирует  на изменение нагрузки в домовой сети, на напряжение  в сети... Холодильник перешёл в режим покоя, нагрузка упала и барабашка задышал в медленнее.
Да, реагирует, но не на свет, а на нагрузку в сети! Это уже хоть какой-то, причём  материальный фактор(!)среди мистических.
Вскакиваю, бью себя по лбу, вскрикиваю,– всё ясно, никакой мистики. Заведённый народ от меня шарахается, думая, наверное, тронулся со страху. А я как можно более спокойно выдаю свою версию.
– Всё ясно: это электросчётчик боркает, вон он, как раз в углу над покойником висит, и подвижные части, которые могут издавать звук, у него имеются – диск у него вращается.
Все с надеждой соглашаются и кто-то предлагает.
– А давайте проверим. Всё выключим и послушаем. Потребления электроэнергии не будет – счётчик встанет и, если звук от него, то должен исчезнуть.
Так и сделали – выключили холодильник, телевизоры, морозилку, радио и свет. Прислушались.
И в полной темноте и тишине у женщин начались нервные всхлипы: звук дыхания даже при неработающем счётчике был слышен… Был он предельно замедлен, но так же размеренно и ритмично чередовались похожие друг на друга вдохи-выдохи с похрапыванием.
–Счётчик здесь не при чём! Это приведение, душа умершего кого-то ещё дожидается… – настаивают женщины на своём, переходя на водку, т.к. корвалол и валерьянка кончились.
Но страх перед неизвестным не проходил: барабашка тоже может делов наделать – и вещи будут летать, падать, ломаться и самовозгораться…
Продолжаю настаивать на своей версии. Попросил у хозяйки горящую свечку и внимательно стал изучать счётчик.
Вижу – диск его, несмотря на отсутствие нагрузки, вращается, и вблизи отчётливо слышу, как он шелестит и боркает .
– У вас, – спрашиваю, – точно всё выключено?
–Да, – подтверждает хозяйка.
– Тогда всё окончательно ясно! – громко говорю я, – у вас, Хозяйка, завёлся «самоход».
– Это ещё кто такой? – испуганно взвизгнула та в ответ.
– Не кто, а что. Вам, хозяйка, нужно менять счётчик – старый он очень и у него самоход большой, то есть он сам по себе крутится, хотя потребления электроэнергии в доме и нет. Опоры диска у него износились, с зазором они, вот и боркают, задевают края, шелестят и создают эффект дыхания.
– У, изверг, как бы дал молотком! Людей всех переполошил, и за свет из-за тебя переплачивают! – замахиваюсь я на счётчик.- Кстати, Хозяйка, сколько вы за свет в месяц платите?
–А много, на одну у меня рублей двести получается.
–Да, самоход вам платежи раза в два накручивает.Надо потратиться на новый счётчик и будет у вас приличная экономия.

Приглашаю желающих послушать счётчик вблизи. На расстоянии больше двух метров звук счётчика, резонируя и отражаясь от стен, обшитых фанерой, уже однозначно не идентифицировался и вводил в заблуждение даже людей с музыкальным слухом.
Вблизи со стула люди слушали бормотание счётчика и смеялись над своими страхами.
Так общим усилиями выяснили, откуда шёл звук, похожий на человеческое дыхание.
Все успокоились и даже пытались шутить над своими страхами, насколько это позволяло присутствие покойника в доме.
На следующий день как раз к выносу тела приехали родственники. И похороны прошли уже без эксцессов. Счётчик Хозяйка потом поменяла. Звук исчез, и плата за электроэнергию существенно уменьшилась.
                1200 слов
 


Рецензии
Потешный рассказ! Спасибо, Юрий!

Ирина Воронцовская   31.08.2020 02:50     Заявить о нарушении
И познавательный,вроде, несколько.
Вам спасибо за внимАние к моим байкам.

Юрий Кутьин   31.08.2020 04:25   Заявить о нарушении
Юра , я что-то разницы между САМОХОДОМ и САМОХОДОМ 1 не заметил.... в чём она?

Владим Филипп   24.11.2020 03:13   Заявить о нарушении
В одной редакции 1200 знаков, а в другой 750, ужимал к какому-то конкурсу.
Или я напутал - два раза одно и тоже выставил?
А по содержанию, Владим, они идентичны.

Юрий Кутьин   24.11.2020 03:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.