Труба - трубе!

Пожар большое горе для людей, а если уж в деревне, с деревянными домами, да с сильным ветром, то огонь может "слизать подчистую" целый населённый пункт, оставив толпы несчастных. В таком  пожаре мне пришлось участвовать лично. Как всегда он начинается поздно вечером или  ночью (время топки печей). Вот так однажды, в сумерках смотрим телевизор у окна, и вдруг всё оно озарилось оранжевым светом."Машина выехала с проулка и осветила фарами!" - промелькнула мысль, но свет продолжал играючи сиять. Это уже заинтриговало. Выглянул в окно и увидел, что горит соседский дом напротив по диагонали, полыхала крыша, но вокруг людей не было ни души."Там же живёт одинокая старуха, недавно схоронившая мужа!" - побежал узнать обстановку. Старуха действительно сидела с внучкой у телевизора, ни "сном ни духом" не подозревая о случившейся беде над головой. Стали сбегаться соседи (мобильников ещё не было), но кто-то вызвал по телефону колхозную пожарную машину, сборы которой вместе со временем к ней добежать в гараж составляло порядочно времени, а пока пытались тушить "миром". Я собрал дома все поливные шланги и соединив их, приблизил воду от колонки неподалеку, но напор был слаб и соседи  бегали с вёдрами к колодцу у колонки. Огонь сдаваться не желал. Усугубляли обстановку всякие наличники и деревянные украшения высушенные солнцем и временем в "порох". Отдирали баграми, топорами всё что можно было отделить и тут пришла "колхозная пожарка".
       Этому дому просто на роду было написано сгореть, а его хозяевам остаться без крова. И не потому, что это был какой то РОК, а просто от того что хозяева буквально наплевательски относились к явно выраженным признакам неминуемой беды. Ещё при жизни старикан-ветеран войны, пенсионер сработал баньку буквально в двух метрах от забора проулка, поэтому мне, идя на работу, был виден дымок из железной трубы, а однажды заметил и искры летящие от куда то из под крыши. Я понял, что тонкостенная труба, сделанная по технологии сваренной витой ленты, прогорела, прохудилась от старости, её срочно нужно было менять на что-нибудь существенное. Об этом предупредил старика, но получил невнятный, полумолчаливый ответ - в общем, баня сгорела, но днём и её удалось затушить "без распространения".Такая же картина с такой же трубой маячила и над избой и первые признаки будущей беды подали искры из под крыши. Сын живёт в доме напротив, целыми днями пялится в телевизор, видит дом родителей, и хоть бы хны! Другой сын в квартале от родителей, но никто и "пальцем не пошевелил" проверить отопление, даже после пожара с баней. Идиотское воспитание: никакой помощи престарелым родителям - себе было бы меньше забот в будущем!
      Пожар хаты затушили основательно залив её крышу водой двух "пожарок". Старуха (немка по национальности) собиралась ехать в Германию с внучкой, с надеждой перспективы как-нибудь  остаться там на ПМЖ, (ждали какие-то документы-вызов), но первая волна эйфории переселения немцев в родной  "фатерланд" прошла, и в Германии стали более привередливы к переселяемым старикам: что-то не клеилось.  Пришлось приехать сюда на помощь из "фатерланда" её более удачливым сестрам. Они купили ей хатёнку, обставили мебелью, даже подвесив хрустальную люстру (на злые деревенские языки), обеспечили нормальное жильё, правда на самом краю деревни. Недогорелую хату продали на "слом" местному скотоводу на сарай. Но как говорят: "осуждённый быть повешенным, не утонет "- не прошло и двух лет как случился новый пожар и в этот раз уж сгорело у старухи всё "подчистую". Теперь уж на помощь не пришёл из родни никто. Встал вопрос: как определять судьбу старухи. Особенно встали в стойку две "кобры"-стервы снохи, не питая никакого сочувствия к старому человеку. А она: огороды им полола, и в хатах убирала, стараясь задобрить снох! Была работящая,чистюля (немка), но всегда получала в награду указанный на выход палец.
    Устроили её в пустующем колхозном доме, невдалеке от старшего сына и былого пожарища. Ну чтобы двум сыновьям, напуганным двумя пожарами, прийти и элементарно проверить печную топку в новом (но старом) жилище, подладить что надо для житья родной матери, даже не смотря на "неровные" отношения в прошлом? Нет! Привезли тележку дров швырка, вывалили под ворота(пенсия есть: наймёшь расколешь!)  и успокоились - сволочи! Но к весне случился третий пожар: загорелся дымоход у стены третьего жилья. Потушили его быстро, но теперь уж младший сын от всех бед забрал мать к себе. У него она вскоре и "почила в бозе". Царство ей небесное! Жизненная была старуха! Что тебе погулять, выпить,"сходить на сторону" - она была "всегда готова"! История очень поучительна, а "шутки с огнём"- непростительны.
А теперь о трубах более существенных!
      Какой-то "шибко академик всяческих наук" разработал систему заправки самолётов в аэропортах не бензозаправщиками (нечего транспорт гонять - нерентабельно и неоперативно), а подведя трубопроводы с топливом прямо к стоянкам лайнеров.Очевидно, разработчик был солидного "размеров авторитета", коли под это дело был дан заказ на разработку и производство спецтруб. Кто шевелил "тараканами" в их головах неизвестно, но не были учтены ни турбулентные завихрения ржавчины - осадка в железных трубах, ни температурная вязкость топлива от степени нагрева или охлаждения их на просторах порта, ни стеснённость манёвра лайнера на стоянках и много прочего очень влияющего на качество заправляемого топлива. А это ведь не автомобиль, в воздухе не остановишь, не заменишь, не сольёшь дермо. В общем, проект "зарубили на корню", но трубопрокатному заводу наплевать на ваши планы - свою часть задачи он выполнил и поставил трубы в полном заказанном объёме. Встал вопрос у авиаперевозчиков: что делать в авиапорту с бесконечными штабелями ставшими в одночасье ненужных труб? С виду они были красивого товарного светло-серого оцинкованного цвета, внутри - ржавое железо, да и толщина стенок совершенно ни к чему не практичная - три миллиметра (ни ведро, ни  труба). Объявления в газете не дали притока потребителей, и тогда какой то умник к параметрам труб, не сулящих ничего хорошего, прибавил слово "АВИЦИОННЫЕ"! Процесс продажи продукции пошёл! У лохов, особенно деревенских, слово "авиация" ассоциируется с такими качествами как НАДЁЖНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, ДОЛГОВЕЧНОСТЬ, а иначе почему так долго самолёты летают и не ломаются? На это мифическое качество купился и андреевский прораб с четырьмя классами образования, большой умелец точно разлить бутылку на число выпивох, дока в крестьянском быту, большими порывами энтузиазма в работе, но малым соображением в технических вопросах. Колхозу государство выделило средства для налаживания быта как в "городе" - централизованного водяного отопления. Деньги есть. Осваивайте!
     Привёз партию труб для проводки теплотрассы, доложил председателю, что ДОСТАЛ!АВИЦИОННЫЕ! Чем сразу же снискал к себе уважение и заткнул всем рты ввиду их полной профнепригодности для данного мероприятия. Он и мне с гордостью рассказал о своём мифическом "подвиге" в приобретении этого дерьма, заглядывая в глаза и ожидая моего восхищения. Я не стал кривить душой и объяснил ему, что такого понятия как "авиационные" трубы - нет, потому что нет таких трубопроводов в самолётах, а есть в стране обыкновенные ГОСТы, которые ограничивают все заказанные параметры труб и область их применения, нарушение которых карается законом. Прежде чем их было покупать, и укладывать в теплотрассу,надо было прочесть ГОСТ (паспорт)трубы. Но он был уже настолько зомбирован словом "авиационные", что все мои поучения пропустил мимо ушей как досадное, занудное нравоучение малому непослушному школьнику и остался при своём твёрдом мнении: АВИАЦИОННОЕ - значит НАДЁЖНОЕ!" Ну, посмотрим как ты будешь бегать зимой, разрывать траншеи, латать дыры!
     Селяне в ажиотаже ожидания халявного обогрева (ведь не надо возиться ни с дровами, ни с углём, ни топить печь два раза в сутки зимой!), видя вырытые траншеи, неосмотрительно стали убирать из домов печное-водяное отопление, ломать печи, монтировать отопительные радиаторы, подводить вводы трубороводов через стены домов, чтобы моментом подключиться к "городскому удобству". Но видя как медленно идёт укладка кирпичного жёлоба в траншеях,"поддавали пинки под зад" прорабу на всяких планёрках, собраниях и просто в общении, чтобы шевелился с прокладкой авиационных труб:"Уголь к котельной завезли!( дешёвый бурый,низкокалорийный).Трубы есть! Авиационные! Траншеи нарыты (почти два километра по деревне), а тепло ещё долго не предвидится!" И тогда прораб забивает последний гвоздь в гроб отопительного проекта! "Я решил прокладывать трубы прямо в землю и присыпать их назьмом!" Назьма коровьего - перепревшего навоза, в колхозе хватало в волю, но это именно тот реагент, от которого "ржавеет даже воздух" вокруг, не то что тонкое железо "авиационных" труб!
Этой дури никто не возразил! (Лишь бы пошло тяпло любой ценой. Деньги государственные счёта не имеют!) Специалистов по теплосетям не было, всё лепили на свой "дурной аршин", тратя баснословные капиталы в очередной "картонный макет", от того и называли советское сельское хозяйство "чёрной дырой", в которой бесследно и безрезультатно исчезали миллионы рублей.
    "Ну ты и дурак! Каких редко сыскать можно!"-подумал я про своего визави, явно бахваляющегося своей безнаказанной дурью. На тебя бы товарищей Сталина и Берию, они бы тебя пять раз расстреляли, закопали, выкопали, оживили и вновь расстреляли. Чего лезть не в свои дела с тупой мужицкой смёткой! Но ДЕЛА у прораба были! Залатав какие нибудь срочные колхозные дыры (чтобы не гавкали), он мотался в рабочее время со своей бабой по лесам за ягодками, грибочками, рыбалкой - не подконтрольный никому, а это многое значит! С имеющимся сельхоз инвентарём, сколотил себе сенокосное звено и заготавливал вволю лучшее сено на зиму своей скотинке, пользовался немеряно строительными материалами и проворачивал какие-то делишки с межколхозными "прорабами". За такие льготы можно было и "гнуть спину" перед таким же тупым пьяницей (коммунистом в обойме -"прядсядателем" колхоза) и ему же первому провести теплотрассу за полтора километра от котельной, которая, кстати остывала в земле под назьмом, ещё на подходе к дому босса. Но "недолго музыка играла" - скрутила доморощенного специалиста насмерть застарелая пьянством язва желудка. Не помогли прикармливания и больничного начальства. Господь своих грешников знает в лицо. Прораб почил, а с ним почило и его творение не прослужив и трёх лет: такие деньжищи, столько трудов, столько надежд. Я приехал в деревню в "апогей" развала ,когда зимой прораб мотался по улицам деревни с экскаватором и походной электросваркой чинил, латал свой картонный муляж отопления, наворачивая на проездах дорог горы мёрзлой земли. Кстати, у себя дома он довольно самоуверенно развернулся по городскому с ванной, горячей водой, удобствами. Но очень агрессивная, сильно минерализованная вода не только подвергала всё ржавчине вкупе с назьмом, а просто жрала железо не оставляя селу никаких надежд от задуманного.
     Остались на площадке в луже, в грязи остатки "авиационных" труб, не прельщавшие сельчан своим почти картонным качеством. Одну из них я приватизировал в качестве дымовой трубы на свою вновь построенную баню и до сих пор с ужасом и содроганием вспоминаю как не сгорел именно из за этой трубы! Господь не допустил!
   Казённые дворы в деревнях своими стандартными двухквартирными постройками весьма неудобны для жизни. Туннельные комнаты, окна на улицу, окна на огород. Что делается во дворе - неизвестно, чем пользовались воровитые не в меру сельчане. Пропадало со двора буквально всё: и бензопилы, и велосипеды, и различная утварь, и мелкая живность, разбирались мотоциклы чуть ли не на глазах хозяев. А тут ещё было время такое: шарились с сумками по дворам целые таборы цыган, ловко прихватывающих всё, на что ложили глаз. Приходилось целыми днями сидеть с калиткой на запоре, что нетипично для деревни. А уж как топится баня и совсем не видно. Глянешь на градусник в мойке, накидаешь очередную порцию дров и сидишь в доме ничего не ведая у телевизора. На третий или четвёртый год топки бани, однажды поздно вечером заметил явные признаки будущего пожара - искры из под крыши. Перетрухнул порядком, но топка уже заканчивалась - помылись. Дело было к ночи, беглый осмотр ничего не дал, отложил всё на утро, залив водой остатки огнища. Ночь плохо спал, а утром полез разбираться на крышу, вытащил через верх "авиационную" трубу и ахнул от ужаса! Она представляла собой свёрток "тюлевой занавески"-сплошные дыры, а когда я кинул её на землю, она сложилась плашмя. Вот это да! Вот это действительно Господь хранил до сих пор от беды.
    Стоял конец октября.Где искать подходящую трубу в деревне сдавшей в чермет всё до последней железяки - не знаю, а вопрос нужно было решать срочно в предверии зимы - мыться не где, мыкаться с унижением по чужим дворам - муторно. Но кто ищет, тот всегда найдёт! Трубу я нашёл закопанную в земле поперёк дороги в развилке в начале своего проулка, да ещё такую как надо -толщиной стенки в палец! Её проложили ещё при "совецкой власти"для слива талых вод с одной стороны улицы на другую и дальше в проулок, но небольшой диаметр и бесхозное содержание трубы быстро забили её песком. Соседу слева она была не нужна, а три затопляемые усадьбы старух вдов, давно лишившихся своих хозяев, избавлялись от воды естественным способом: солнышком,впитыванием в землю с долгим хождением по кирпичикам и досточкам.
     Труба есть! Нужно только её извлечь и привезти во двор! Срочно! Я проходил днём мимо несколько раз, специально изучая обстановку. Был бы я местным, то пришёл бы на глазах у всех в наглую вывернул бы её из земли и увёз домой - никто бы не пикнул, а на бывшего чужака здесь бы сразу разинули пасти:"Хай сгниеть, но не трожь!" Ругаться не хотелось, значит её надо умыкнуть незаметно. Эта операция "ТР" не давала мне покоя, но и медлить было нельзя - поджимала зима. И вот однажды, я проснулся и решительно оделся - было уже четыре часа глухой ночи. Взял верёвочку с крючком и небольшой ломик."Ломиком выдерну трубу, крючком её разверну, унесу в проулок, а там на плечо и домой!" И ведь знал, что она в палец толщиной и забита песком, а распланировал так легкомысленно!
    При подходе к улице из проулка меня остановило громкое шаркание сапог об гравий (остатки асфальта): Кого это чёрт носит в глухую ночь! По улице с деловой спешкой шёл мужичок.Так можно идти, только отстояв где то рабочую смену на ногах и спешить домой в тепло и на отдых. Я прошурупил в голове "ту" часть деревни и ничего путнего не нашёл, где бы можно было так поздно задержаться. Интересно! Мужичок прошкваркал сапогами мимо и исчез где-то в глубине уличных бараков. Я вышел на улицу и удивился её освещённости (как днём) от фонаря на столбе у ментовских ворот метрах в пятидесяти от перекрёстка. Когда то наш мент поганый (участковый с погонялом "Свисток") за свою далеко не праведную службу (не Анискин), получил бутылку в окно от местной шпаны, и с тех пор обзавёлся ярким фонарём на столбе, крепкими запорами на воротах и цепным кобелём ростом с телка: попробуй приди к нему со своими бедами! Но делать нечего -придётся уповать только на крепкий предутренний сон соседей.
      Вышел с ломиком к дальнему концу трубы, засунул ломик и попробовал его поднять.Труба даже не шевельнулась. Все мои планы со шнурочком и крюком рухнули. Хорошо что у соседа слева была у двора куча дров. Принёс полено и через него поддев ломик, вывернул трубу из земли. Она оказалась короткая и казалось проблем с ней не будет, но не тут то было - я не мог оторвать её вес от земли! Также засунув ломик, развернул её дальний конец один раз, затем другой, убрал трубу в тень с ментовского света. Можно перевести дух и подумать."На плечо"- нечего и думать! Решил идти домой за тележкой. Осталось метров двадцать до своей улицы, как на перекрёсток вылетела чья-то "жига" и остановилась посередине."Не понятно! Пятый час ночи, а бурная жизнь в деревне не прекращается с вечера". В машине курили и наверное весело болтали. Положение моё было бестолковое - не спрятаться и переждать негде - весь на виду! Вот гады! Ладно у меня срочное дело, но когда они спят! Притворился хромым и внёс "жизненное оживление" в ночной ритм деревни, прошкандыбал в глубокую темень улицы. Машина стояла долго. Я ждал. Но вот из неё вывалился сосед "по диагонали"- картёжник, гуляка, пьяница-ловелас и направился домой, а "жига" пронеслась по переулку вверх.
    Я выкатил тележку и притащил её к трубе. Вот незадача: поднять её и положить один конец на тележку чтобы потом протолкнуть, уравновесить и катить не могу. Пришлось долго повозиться, собраться с силами, но когда один краешек был на железном борту тележки, при проталкивании её дальше, поднялся такой скрежет, что "взбесились разом" все собаки вокруг. Под этот хоровод я и покатил к дому, благо что под горку. Вот я с приключениями и обессиленный в своём дворе! Тишина! Из всей этой истории меня больше всего удивила бурная деревенская ночная жизнь - это же надо такая активность! Да что там какая то труба - людишки-тати не спят! Сводятся кони со двора, пропадает живность из сараев - одно понятно "активная жизнь продолжается!"
     Утром я вышел к своей "добыче" и не мог даже пошевелить её - до того она была тяжёлая. Но выдумка, хороший металлорежущий инструмент, сварка поставили новую надёжную трубу! Думаю что надолго! 
Андреевка.                2010 год.


Рецензии