15 глава. Поэтический язык

             Иллюстрация из интернета.
   
                Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
           Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591

                ГЛУБИНЫ  ОБРАЗНОГО  ПРОСТРАНСТВА

                Поэтический  язык

                Когда  стихи  сияют  совершенством,
                Они дарят читателя  блаженством.
                Абдуррахман  Джами, персидский поэт, XV век

         В этой главе, дорогой читатель, ты поднимаешься на самый  верх  той лестницы, что ведёт к постижению тайн поэзии, чтобы насладиться её совершенством.
- Каждому ли это доступно?
- Да.
- Так просто? Откроешь стихи, прочитаешь — и всё понятно?
- А вот тут мне придётся кое-что пояснить.  Действительно, доступно, но при  условии, что у человека развит поэтический слух.
- А это ещё что такое? Про музыкальный слух я знаю, а вот поэтический... Разве есть такой?
- Конечно, есть. Поэтический слух - это внимание к слову, умение видеть его многослойность, понять не только верхний — прямой — смысл, но и глубинный, в котором многовековые корни. 
 
   В начале ХХ века русский  филолог А.А.Потебня разработал — вернее   не разработал (оно уже существовало), а углубил учение о двух типах речи: поэтической и прозаической.
     Он  утверждал, что только для поээии характерно  полное  ощущение слова, в котором  сохраняется память о том, по какому образному признаку оно возникло.
 
  Странствуя в веках, слова  или теряют что-то  или, наоборот, покрываются, как дерево,  корой, пряча сердцевину вглубь, и первоначальный их образ как бы стирается. Вот почему Давид Самойлов   признался:

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

   Задача поэта (то, что Самойлов назвал «ремеслом»)  — восстановить этот древнейший образ. Об этом же — и  строки  Новеллы Матвеевой:

Когда потеряют значенья
Слова и предметы,
На землю для их обновленья
Приходят поэты…

    А ведь слова не только называют предмет или явление, но дополнительно (!) могут выразить оттенки чувств, авторскую оценку.  В толковых словарях есть  стилистические пометы: ироническое, шутливое, фамильярное, неодобрительное, бранное и т.д. 
   Вот пример: человека, помогающего кому-либо, называют помощником, но если дело это дурное, то помощник превращается в пособника, и этот синоним  имеет явно отрицательный смысл.

    Одну и ту же мысль можно передать совершенно разными по эмоциональной окраске однокоренными словами, что доказал в своей «Риторике» уже М.Ломоносов:

                Робкая дева трепещет.
                Трусливая девка дрожит.

       К.Паустовский, много лет преподававший в Литературном институте, отмечает:

      «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть. Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»
   
  Однако для этого не только поэт, но и читатель должен обладать воображением и, конечно, знаниями о  языке, культуре.

       -  Опять учиться?!
       -   Ну, если вам так надоело учиться, то хотя бы просто  медленно и внимательно перечитайте стихи классиков, прошедшие проверку временем, и задумайтесь...
       - О чём  думать-то?
       -  Например, о слове…
 
    Исследователь поэтического языка Е.Эткинд учит: « Слово в поэзии значит гораздо  больше, чем его значение в словаре».

   Истинные поэты всегда понимали это и  добавляли:
 
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.            (Н.Рыленков)

   Если у вас не было  собственных переживаний,  вам труднее  будет понять мысли  и  образы  поэта.  Поэтому не прячьтесь, как улитка  в свой домик, в уют квартиры -  не бойтесь  трудностей, испытаний, страстей. Живите ярко, дерзко, интересно!
 
   Ещё одно обязательное условие: постарайтесь  стать хорошим читателем.

   Когда-то   Ин.Анненский воскликнул пророчески: «Самое чтение поэта есть уже творчество!»

    По словам Марины Цветаевой, оно становится и сотворчеством.

    Умное, правильное чтение  К.Чуковский называет  даже  талантом.
 
   Вот какое огромное значение придавали они чтению. Из глубины веков  великий немецкий поэт И.Гёте мудро напоминает нам:

             Wer den Dichter will verstehen
             Muss in Dichters Lande gehen. 

   Перевод этих строк:  «Кто хочет понять поэта, должен войти в его мир». А двери в этот мир открывает  Чтение. 
 
   Категоричен был О.Мандельштам:
   «Только человек, любящий поэзию, имеет душу». Можно  поспорить, но, если убрать частицу «только», согласятся с ним, я думаю, многие, вложив в слово «душа» самый высокий смысл.
               
    Никто не рождается с поэтическим слухом, но его можно воспитать — я в этом уверена. Можно! И с помощью учителей, и с помощью книг, и — самому, если  не просто читать или слушать, но внимать:

                И слово давнее «внимать»
                Казалось мне высокопарным,
                Пока не стала понимать –
                Бывает слушатель бездарным,
                Пока не стала различать –
                Что значит слушать со вниманьем,
                И слово умное «внимать»
                Вдруг озарилось пониманьем.      
                (Т.Невская)               

    Если же говорить о начинающих поэтах, то работа со словом и над словом должна быть для них постоянной и упорной. Как напоминание об этом - строки В.Брюсова:

                Мой верный друг! Мой враг коварный!
                Мой царь! мой раб! родной язык!

    В этой метафорической антитезе отражено и удивительное своеобразие языка, и трудности овладения его богатством, и то, что каждый человек может стать хозяином в нём, однако обязан подчиняться его законам!
 
    Ну а теперь, если я  убедила вас стать внимательным читателем, познакомимся  с  особенностями  поэтического языка, чтобы понять, в чём же  покоряющая сила  воздействия  поэзии на людей.

     В основе этой силы, этого воздействия лежит ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. О нём в следующей части.

                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/10/03/1963
   


Рецензии
Вечера доброго Вам, Элла Евгеньевна!

А знаете, поскольку поэзия, точно так же, как и музыка, обладает неким внутренним ритмом, неким стройным образом, выстроенным, как вербально, так и на интонациях, вполне логично считать, что имеется своеобразный поэтический язык.
И, наверное, он и в самом деле, доступен не всем, точно так же, как музыкальным слухом обладают далеко не все люди.
И поскольку отсутствует необходимая черта восприятия, эти люди не чувствуют сущность, глубину поэтических строк, такое творчество их не трогает. Опять-таки, повторюсь, можно сравнить это с людьми, которые вполне себе равнодушны к музыке.
Наверное, когда-нибудь нейрофизиологи докопаются до тех отделов мозга, которые отвечают за восприятие поэтического ритма...)
Ну, а пока нам остается наслаждаться "светом для души", как выразился один философ (не помню кто), назвав так поэтическое творчество.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   03.08.2023 21:35     Заявить о нарушении
Да, Сергей, очень многие люди не понимают суть и глубину поэзии.
Тут и школа виновата тоже.
С улыбкой,

Элла Лякишева   04.08.2023 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.