15 глава. Поэтический язык
Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
Начало на http://proza.ru/2017/07/19/1591
ГЛУБИНЫ ОБРАЗНОГО ПРОСТРАНСТВА
Поэтический язык
Когда стихи сияют совершенством,
Они дарят читателя блаженством.
Абдуррахман Джами, персидский поэт, XV век
В этой главе, дорогой читатель, ты поднимаешься на самый верх той лестницы, что ведёт к постижению тайн поэзии, чтобы насладиться её совершенством.
- Каждому ли это доступно?
- Да.
- Так просто? Откроешь стихи, прочитаешь — и всё понятно?
- А вот тут мне придётся кое-что пояснить. Действительно, доступно, но при условии, что у человека развит поэтический слух.
- А это ещё что такое? Про музыкальный слух я знаю, а вот поэтический... Разве есть такой?
- Конечно, есть. Поэтический слух - это внимание к слову, умение видеть его многослойность, понять не только верхний — прямой — смысл, но и глубинный, в котором многовековые корни.
В начале ХХ века русский филолог А.А.Потебня разработал — вернее не разработал (оно уже существовало), а углубил учение о двух типах речи: поэтической и прозаической.
Он утверждал, что только для поээии характерно полное ощущение слова, в котором сохраняется память о том, по какому образному признаку оно возникло.
Странствуя в веках, слова или теряют что-то или, наоборот, покрываются, как дерево, корой, пряча сердцевину вглубь, и первоначальный их образ как бы стирается. Вот почему Давид Самойлов признался:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
Задача поэта (то, что Самойлов назвал «ремеслом») — восстановить этот древнейший образ. Об этом же — и строки Новеллы Матвеевой:
Когда потеряют значенья
Слова и предметы,
На землю для их обновленья
Приходят поэты…
А ведь слова не только называют предмет или явление, но дополнительно (!) могут выразить оттенки чувств, авторскую оценку. В толковых словарях есть стилистические пометы: ироническое, шутливое, фамильярное, неодобрительное, бранное и т.д.
Вот пример: человека, помогающего кому-либо, называют помощником, но если дело это дурное, то помощник превращается в пособника, и этот синоним имеет явно отрицательный смысл.
Одну и ту же мысль можно передать совершенно разными по эмоциональной окраске однокоренными словами, что доказал в своей «Риторике» уже М.Ломоносов:
Робкая дева трепещет.
Трусливая девка дрожит.
К.Паустовский, много лет преподававший в Литературном институте, отмечает:
«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть. Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»
Однако для этого не только поэт, но и читатель должен обладать воображением и, конечно, знаниями о языке, культуре.
- Опять учиться?!
- Ну, если вам так надоело учиться, то хотя бы просто медленно и внимательно перечитайте стихи классиков, прошедшие проверку временем, и задумайтесь...
- О чём думать-то?
- Например, о слове…
Исследователь поэтического языка Е.Эткинд учит: « Слово в поэзии значит гораздо больше, чем его значение в словаре».
Истинные поэты всегда понимали это и добавляли:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты. (Н.Рыленков)
Если у вас не было собственных переживаний, вам труднее будет понять мысли и образы поэта. Поэтому не прячьтесь, как улитка в свой домик, в уют квартиры - не бойтесь трудностей, испытаний, страстей. Живите ярко, дерзко, интересно!
Ещё одно обязательное условие: постарайтесь стать хорошим читателем.
Когда-то Ин.Анненский воскликнул пророчески: «Самое чтение поэта есть уже творчество!»
По словам Марины Цветаевой, оно становится и сотворчеством.
Умное, правильное чтение К.Чуковский называет даже талантом.
Вот какое огромное значение придавали они чтению. Из глубины веков великий немецкий поэт И.Гёте мудро напоминает нам:
Wer den Dichter will verstehen
Muss in Dichters Lande gehen.
–
Перевод этих строк: «Кто хочет понять поэта, должен войти в его мир». А двери в этот мир открывает Чтение.
Категоричен был О.Мандельштам:
«Только человек, любящий поэзию, имеет душу». Можно поспорить, но, если убрать частицу «только», согласятся с ним, я думаю, многие, вложив в слово «душа» самый высокий смысл.
Никто не рождается с поэтическим слухом, но его можно воспитать — я в этом уверена. Можно! И с помощью учителей, и с помощью книг, и — самому, если не просто читать или слушать, но внимать:
И слово давнее «внимать»
Казалось мне высокопарным,
Пока не стала понимать –
Бывает слушатель бездарным,
Пока не стала различать –
Что значит слушать со вниманьем,
И слово умное «внимать»
Вдруг озарилось пониманьем.
(Т.Невская)
Если же говорить о начинающих поэтах, то работа со словом и над словом должна быть для них постоянной и упорной. Как напоминание об этом - строки В.Брюсова:
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
В этой метафорической антитезе отражено и удивительное своеобразие языка, и трудности овладения его богатством, и то, что каждый человек может стать хозяином в нём, однако обязан подчиняться его законам!
Ну а теперь, если я убедила вас стать внимательным читателем, познакомимся с особенностями поэтического языка, чтобы понять, в чём же покоряющая сила воздействия поэзии на людей.
В основе этой силы, этого воздействия лежит ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. О нём в следующей части.
Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/10/03/1963
Свидетельство о публикации №217072601836
Спасибо, Элла, за изложенный материал!
Александр Грунский 26.04.2025 08:25 Заявить о нарушении
С искренней благодарностью и теплом души,
Элла Лякишева 26.04.2025 22:37 Заявить о нарушении