Подростку, который пишет рассказы и стихи-6

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ!

   Наши мудрые предки придумали отличное выражение, с лёгкой насмешкой, но действенно помогающее воздержаться от зазнайства: «Хороша Марьюшка – хвалят мать да бабушка!» Даже если тебя хвалят не только близкие и родные, которые этим грешат не в одной семье, всё равно к похвале надо относиться спокойно. Поверь, спокойствие и взрослому не раз поможет в разных ситуациях. Знал бы, сколько бродит по свету бывших вундеркиндов, бывших юных дарований, бывших подающих большие надежды в различных науках… Эти люди похожи на спортсмена, который взял резвый старт, а потом не дотянул до финиша.

   Ребёнок написал первый стишок. Рифма и размер каким-то чудом соблюдены. Ничего, что рифмы банальные, глагольные, инверсия неудачная. Он сам сочинил! Мама счастлива. Бабушка в восторге. Родственникам читают с мыслью получить порцию похвал. И понеслось! Ребёнок видит, что его хвалят. Продолжает сочинять. Заметим: не учится сочинять, а продолжает на том же уровне.

   В школе есть стенгазета. Кто избран в редколлегию? Да наши умнички: Машенька и Толенька. Они же стихи пишут! В институте кто в редколлегии? Ба, знакомые всё лица! На работе потом кто сослуживцев с юбилеями в стихах поздравляет? Они же. Все довольны, улыбаются, в ладоши хлопают. И вот старик Анатолий сидит на пенсии, строчит ужасные вирши. Много лет и без остановки. А у бабушки Марии любящие дети и внуки деньгами скинулись, издали её лучшие стихи. Только книгу эту никто покупать не хочет. Да и похвал не слышно. Как же так, почему?

   А потому, друг мой, что в любом деле кроме таланта нужно ещё и знания получить. Учиться. Ну не сядет Толя за руль автомобиля потому, что когда-то лихо на детском велосипеде по двору рассекал. А пойдёт к тем, кто его научит автомобилем управлять. Верно? И не скажет: «Я – талант, могу и так машину вести!» Я лично не сомневаюсь в его таланте: сможет он машину вести… до первого столба. Или до первого поворота.

   Ты пишешь стихи. Получается рифму и размер соблюсти. Что это значит? Есть резон начинать осваивать технику стихосложения. И читать стихи русских, зарубежных поэтов. Не бойся сравнивать! Например, у нас в Архангельской области живут в деревнях две женщины. Пишут пейзажную лирику. И так пишут, что читаешь – вот она, самая настоящая поэзия! Я спросила у одной из поэтесс: «Само так получается или это – результат учёбы?» Ответ заставил задуматься: «Столько читала по стихосложению книг после работы – другой раз кровь из носа шла от переутомления. Ещё ведь и хозяйство, и пятеро детей». Так вот. Слушаю песни на стихи этой северной поэтессы и другой раз плачу. Вот так выразить свои мысли, так раскрыть душу я не могу. Конечно, не лирик-пейзажист. Но уровень этой деревенской женщиной достигнут высочайший. И я в восхищении склоняю голову.

   Есть у меня знакомый. Ведёт городской автобус легко, поёт при этом: «Старый мой автобус, милый мой ЛИАЗ! Еду по Соломбале я не в первый раз…» Сам сочинил. Его песенки только он и поёт. Как писал слабые тексты в школе, так и сейчас, взрослым дяденькой, пишет. Уже внуки бегают. А когда-то, возможно, в первом классе, уровень стихосложения у Галины и Виктора был одинаковым. Только она хотела учиться писать, стать настоящей поэтессой. И стала! А как Виктора назовём? Виршеплёт. Ну что, юное дарование, убедила? Не зазнаваться. Старательно учиться.

   А чтобы не говорил, что трудно, найди в Интернете видеоролики и посмотри, как юные спортивные гимнасты учатся и тренируются. Я как-то посмотрела на китайских девочек – будущих чемпионок. Вот это – трудно. А тебе-то книги читать, над собственными текстами работать. Всю жизнь. Где бы и кем бы ни трудился. Но ведь ты этого хочешь? Эх, пора о жанрах, теме, идее произведения, а я снова убеждаю в необходимости учиться.

                Продолжение следует.


Рецензии