Икона

                ИКОНА
                (Рассказ)
               

Мария, Дева Пресвятая,–
Мост между Господом и нами.
Когда невзгоды угнетают
И робкий луч во мраке тает,
Ее мы образ вспоминаем.
Прозреньем очищая души,
Стремясь к вершинам горним
                лучшим.
Готовы вечно, вечно слушать
Ту музыку, что в нас звучит.
О, сердце, внемли и молчи.
В час Рождества, в час
                зимней ночи
Мы в небесах звезду отыщем,
Ту, что сияет ярко очень
И путь наш делает короче
К той истине, что слаще пищи,
И к вере, что всего дороже.
И молим: «Помоги нам, Боже».
   С автором этих строк, Людмилой Белоусовой, иду в Успенский Кафедральный собор.
   Сегодня 28 августа – Престольный праздник Успения Божией Матери. Идем с Людмилой по улице Советской, бывшей Успенской, к старому центру.  Она указывает на  место, где стоял дом ее деда Павла Косарева и начинает рассказывать об одном из самых сильных впечатлений  от посещения церкви с дедушкой и бабушкой.  Ее, вероятно, специально оставили ночевать у них, чтобы раненько утром пойти в церковь.
– И вот иду я в церковь – вспоминает Людмила,– вприпрыжку, крепко держась за руки деда и бабушки, и все норовлю поджать ноги и прокатиться, как на качелях.
  В каждом переулке – ручьи,  мы  идем по мосткам, аккуратно обходя лужицы и заросли росистых трав. Выше моста большие каменные здания, булыжная мостовая, – уже не хочется прыгать. Дед, в парадной белой косоворотке с вышитой каймой по вороту, подпоясанный ярким кушаком, одергивает меня. И я иду притихшая.
             Пришли. В церкви  на стенах, как сказал дедушка, изображены святые.  А под куполом, так мне показалось, – Боженька! Мне немного страшно и очень интересно. Держусь за бабу Устю, а про деда вовсе забыла!  Батюшка читает что-то совершенно непонятное, потом все люди становятся на колени, крестятся, кланяются. Я тоже становлюсь на коленки, смотрю на бабушку и тоже крещусь и кланяюсь. Вдруг позади, где-то высоко над входом, запели! Душа моя наполнилась неясной радостью. Хотелось заплакать… Хотелось слушать и слушать. Время от времени все произносили: «Господи поми-и луй!» Потом,  помнится,  дали мне маленькую булочку, просфору, как сказал дед. Я принесла ее маме. Я тогда, в свои три года, конечно,  ничего не поняла, но так, по капельке, по камушку, закладывался в моей душе фундамент православной веры.
   Позже приходила в храм  помолиться,  исповедаться и причаститься. Стараюсь бывать в храме на праздничных службах. Но, то первое детское впечатление  от посещения Успенской церкви  осталось в памяти самым ярким, самым  запомнившимся.
        В большие праздники народу в храмах всегда много. Но чтобы столько! Пришли с Людмилой за час до службы и поразились очереди, тянувшейся от церковных уличных  врат до средины  собора. На аналое – чудотворная икона «Умиление злых сердец».  Сразу с болью подумалось: « Наверно не придется приложиться к чудотворной иконе!» К 9 часам народу в соборе стало столько, что невозможно поднять руку, чтобы перекреститься. Проход для встречи  епископа Барнаульского и Алтайского Максима  все же освобожден. Вот Он – Владыка! При виде его совсем близко у меня отчего-то навернулись слезы. Он прошел к алтарю. Проход сомкнулся. Владыка Максим, благочинный церквей Бийского округа отец Валерий  в сослужении со священниками храмов Бийска совершали Божественную Литургию. Душно. Чувствую – не хватает мне воздуха. Свою спутницу где-то в этой огромной массе людей потеряла.  Выхожу несколько раз  во двор, где народу тоже немало.  О том, чтобы подойти  к чудотворной иконе, нет и речи. Стою у входа. Доносится голос епископа, благочинного, настоятеля собора. Через какое-то время я все же  сумела немного пройти вперед, и тут люди со всех сторон стали меня теснить, теснить. Наступил момент, что назад пути уже  нет. Только вперед! А куда – еще сама не знаю. Потом поняла – к иконе! И вот я, Слава тебе, Господи, еще не осознав, очутилась перед Ней! Рядом охранники, сдерживающие народ. Быстро перекрестившись, едва приложилась  к иконе, как тут же услышала строгий  голос охранника: «Быстрее проходите!» Отошла, практически не увидев лика Богородицы. Прошу одного их охранников разрешить  подойти к иконе. « Книгу пишу, очень нужно!» Он с удивлением взглянул на меня и разрешил. Откуда-то сбоку,  да с моим неважным зрением, так и не увидела дорогого Образа.
                Вскоре начался Крестный ход вокруг собора. Народ повалил из храма. Тут я поняла, что такое толпа. Споткнись о скользкий порог (полы недавно выкрашены) и – не подняться! Слава Богу, никто не споткнулся!...
                Через некоторое время епископ освящал огромные, лежавшие во дворе на подставках кресты из титанового сплава. Они будут установлены  взамен тех,  что стоят на куполах собора.
                На меня праздник произвел большое впечатление. Захотелось поговорить о нем с кем-нибудь. Обратила внимание на женщину средних лет, смотревшую на купола собора,  подошла к ней. Сказав несколько слов о задуманной книге, попросила ее представиться и рассказать немного о себе. Зовут женщину Ириной Ивановной. Родилась и училась она в Бийске. Затем училась в мединституте города Петербурга… Сидели мы с ней на крашеной лавочке напротив собора. Народ понемногу расходился.
–Ирина Ивановна, а каков Ваш путь к Богу? Ведь у каждого к нему он свой.
    Женщина задумалась, потом  стала говорить тихим, мягким, каким-то  завораживающим голосом:
                – Все же путь мой  к Богу  начался с того, что в 1996 году в заречной части города Бийска благотворительный фонд «Возрождение Алтая» (президент Пеленев Владислав Александрович) неподалеку от моего предприятия начал строительство Свято-Макарьевской Покровской церкви. Ко мне приходили люди и просили оказать на строительство помощь. Оказывала. Вскоре Владислав Александрович принял монашеский постриг и уехал в Ивановский монастырь, возложив  президентство на меня. И вот как-то я прочитала книгу архимандрита Амвросия Юрасова «О вере спасения». За душу взяла меня эта книга, и вскоре я  пошла в первый раз в жизни исповедаться и причаститься. Раньше я в храм лишь заходила. Поставлю свечку и уйду. Была  даже не прихожанкой, а скорее прохожанкой. Шел 1998 год. Господь сподобил так, что из Иваново приехала монахиня матушка Стефания. Я узнала, что ее духовник – архимандрит Амвросий Юрасов. И эта монахиня буквально вытащила меня из мира и сразу окунула  в церковную жизнь. Это произошло так быстро, что я и сама не поняла как. И я благодарю Бога, что так случилось.
                –Ирина Ивановна, Вы упомянули о строительстве Свято-Макарьевской церкви. На каком этапе находится сейчас строительство?
–Дело в том, что по благословению Владыки теперь это Макарьевский Покровский мужской монастырь. За 8 лет моего президентства сделано немало. Обязанности настоятеля  выполняет отец Димитрий.  Благодаря его трудам работа помаленьку, потихоньку движется: такой помощи, что раньше шла на строительство, сейчас нет. Ведутся отделочные работы. Нужно построить общую котельную и завести отопление в храм.
               – Потом – роспись?
               –Да, это потом. 
–Ирина Ивановна, сегодня Престольный праздник – Успение Пресвятой Богородицы.
               –Расскажите о нем.
                Женщина, чуть помолчала, собираясь с мыслями, поправила на голове белый         шарф:
               – Казалось бы – Успение Богородицы означает печаль, но для православных это радость. Матушка Пресвятая Богородица как бы уснула. Произошел переход из жизни временной в жизнь бесконечную.  И встретилась  Она на небе со своим возлюбленным Сыном. И небо ликовало!
               – Ирина Ивановна, а что значит  праздник Престольный?
                Женщина с любовью посмотрела на собор:
–Этот замечательный храм назван в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Потому и называется  праздник Престольным,– ее губы растянулись  в доброй улыбке. Большие глаза смотрели ласково. От тепла, исходившего от нее, на душе стало так хорошо.
               –Сегодня служил епископ Алтайский и Барнаульский Максим…
–Да! – с восторгом  подхватила она.– Когда служит Владыка мне особо радостно!
–Людей сегодня в храме было столько много. Даже храмовая ограда была полна, – сказала я.
–Всегда на праздник Успения Богородицы в храме Успения много народа! К Матушке Пресвятой Богородице у православных христиан особое отношение! Она молится за нас, каждого понимает, каждого спасает, каждому помогает.
              –Сегодня в соборе чудотворная икона. Откуда она привезена?
–Ее доставили к нам из Москвы. И привозят  икону  « Умягчение злых сердец»  в этот собор  уже в 3-й раз. Я думаю для того, чтобы умягчить наши злые сердца. Ропот идет какой-то на все. Люди верующие должны делать добрые дела, и тогда мир будет укрепляться. «Вера без добрых дел мертва» – сказал апостол Павел.
   Я  распрощалась с Ириной Ивановной и снова вошла в собор. Мысли мои вновь вернулись к церковному преданию. Справа от меня, на другой стене неподалеку от входа тоже написаны лики святых: равноапостольная Ольга, равноапостольный князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, священномученик Иоанн-воин, Роман-сладкопевец…


Рецензии