Воронёнок Пашка

               

                Из цикла «Невыдуманные истории»

    Однажды весенним днём, отворачиваясь от яростных порывов ветра, я шла каменистым берегом реки. У причала, на сердитых волнах прыгали, готовые оторваться  и унестись  деревенские лодки. Пойма Катуни заросла кустарником и молодыми тополями,  которые были увешаны  шапками-гнездами. Ветер вырывал из них веточки и нес, словно пушинки, неведомо куда. Я остановилась, с жадностью вдохнула запах реки, терпкой тополиной листвы и вдруг услышала писк. Огляделась. Нигде никого. Вновь, наклоняя пониже голову от летевшей в глаза пыли, двинулась вперед. И снова писк. Жалобный. Раздвинула кусты и обнаружила воронёнка.
– Желторотик ты мой, – ласково прижимая к груди  дрожавшее испуганное существо, погладила его  и понесла  домой.
– Мама! Какой у него клюв большой! А раскрывает как широко! – сын с опаской положил в него кусочки мяса, хлеба. – Ну и жадина! Всё подряд глотает! Давай назовём его Пашкой?
–Ладно, – согласилась я.
                ***
    Дни шли. Пашка рос, учился есть сам. Всей семьей удивлялись его прожорливости. Отрастали серые крылья и чёрный хвост. Пашка взлетал на забор, на лестницу, что рядом с домом стояла. Это было его любимое место. Забирался под самую крышу, и поглядывал с любопытством  на окружавший его мир. С высоты,  играя солнечными бликами, видны то бирюзовые,  то стальные воды Катуни. У ее левого берега стремительным течением несло с островов деревья, подмытые паводком.  Пашкины горластые сородичи стаями кружили над макушками тополей, оглашая округу карканьем.
   Несколько раз в день я выходила на крыльцо и требовательно звала свою птицу:
– Паша!
– Кар, кар, – едва оторвавшись от земли, летел он на мой зов из садика и садился на перила крылечка.
– На, дружок, мяска, – с нежностью давала ему кусочки.
Он их с жадностью проглатывал и, открыв широко клюв, требовал еще.
– Хороший Паша! – я любовно гладила ему шейку, тихонько перебирала мягкие пёрышки. Он от удовольствия закрывал глаза, наклонял головку набок, потягивался.
– Милый ты мой! Какой добрый! – осторожно взяла птицу. Острые когти впились в руку.
– Ну тебя! Больно же!  Красные следы оставил! Лезь на забор!
     Понесла  курам зерно. Пашка запрыгал рядом.
–  Не подходи к курам! Попадёт от петуха! – насыпала в кормушку зерна и пошла в огород.
    По двору важно вышагивал рыжий красавец Петя. Всеми цветами радуги переливался его хвост. Увидев на своей территории чужака, его бородка от напряжения побагровела.  Он  не спускал с вороненка  гневных глаз. Зорко следил, чтобы тот не подошёл к его куриному гарему.               
    У задней стены дома грелись на солнышке курочки и  с интересом поглядывали на гостя.
–Фи, – презрительно сказала Пятнашка.– Какой урод!
–Какой ужасный  клюв! – пискнула Чернушка.

    Не обращая на них внимания, Пашка забрался  в кормушку и стал невозмутимо клевать зерно.
    –В посуду да с ногами!– от негодования чуть не упала в обморок чистюля белохвостка.– Куда смотрит наш Петя?!
    Петька от наглости чужака поначалу  потерял дар речи. Опомнившись, подняв мощные крылья, он с воинственным криком кинулся к нахалу. Горланя, куры тоже подскочили. В несколько секунд Пашка остался без хвоста.
  Услышав гвалт, побежала с огорода выручать Пашку.
– Дурачок, как летать теперь будешь? Без хвоста, наверное, не сможешь, и крылья испортили.
      Жалкий вид. Посадила инвалида на столик у крыльца.
                *** 
   Как-то пришла вечером с работы, а ключа от дома на месте нет.
– Где же он? – недоумённо посмотрела на гвоздик, что вбит под карнизом, на него ключ вешали. Пашка, свесив головку, сидел  на крыше веранды и хитро поглядывал то на меня, то на гвоздик. Меня осенило: Пашка! Сколько раз таскал у мужа блестящие гайки!
– Паша, где ключ? Как домой попаду?
    Ругаясь, полезла на  веранду и стала тщательно проверять все уголки. Пашка беспокойно бегал за мной и что-то молотил на своём вороньем языке.
   Под доской я обнаружила пропажу! Невероятно! Как он мог  снять ключ с гвоздя?!
                ***

    Вечером того же дня высадила баклажаны и помидоры в грунт, а утром застала Пашку на участке! Он неторопливо ходил между кустиками баклажан, обрывал синенькие цветочки  и складывал их в кучку!
– Ах ты, проказник! Оставишь без овощей!
  Воронёнок, оставив любимое занятие,  удивлённо посмотрел на меня глазами-бусинками.
– Пошёл вон! – негодуя, я с силой захлопала  в ладоши. – Пошёл! Пошёл!
    Боязливо оглядываясь, Пашка торопливо побежал к калитке: летать-то после трепки кур не мог. Я пугала еще сильнее, чтобы отвадить с огорода.
     С тех пор меня Пашка невзлюбил.
   Утром, прежде чем накормить кур, звала:
– Паша!
   Не откликался. Нахохлившись, сидел на заборе.
– Чего злишься, пакостник? – пыталась его погладить. Подняв перья, он зашипел и отодвинулся.
 – Ну, не ругайся, – приговаривала ласково. –  Баклажан не будет из-за кого?
 Подала на ладони кусочки мяса:
 – На, ешь, – косясь, он с жадностью схватил корм.
–То-то. Голод не тётка!
 Пашка всё же дал себя погладить. Кажется, мир!
                ***
   На неделе выдался жаркий денек. Я постирала бельё и пошла за угол дома прополосканное вывешивать.
   В это время Пашка  сел на край ванны, в которой я полоскала белье, и курнул туда головку. Прохлада освежила спинку, отросший хвостик. Искупавшись, Пашка деловито стряхнул с перышек воду, повернулся и запачкал только что положенное для полоскания  белье.
–  Это  что такое?! – закричала я и, схватив попавшийся прутик,  погналась за ним. Пашка молча  со всех ног побежал в цветник,  спрятался за куст пиона и с опаской выглядывал оттуда. Меня уж  смех разобрал, однако строжилась:
– Я тебе, хулиганишка! Погоди у меня!
    Вода больше Пашку не привлекала: он увидел кое-что поинтересней. Под окном, лениво развалясь на солнышке, всхрапывал наш старый кот Кузя.
   Пашка подкрался к коту и ухватил клювом его нежное ухо. От испуга и боли кот истошно заорал. С полотенцем в руках  понеслась к нему на помощь.
                ***
     В выходной с утра всей семьей собирались на отдых. Надо покормить птиц.
– Паша!
   Тихо. Пашка не откликался.
    Дмитрий, стоя на крыльце с удочкой в руках, с интересом рассказывал:
 – Вчера я его из переулка принёс. Ходил к реке и увидел: Пашка на ветке сидит. Около него вороны кружат. Орут. И он как будто с ними разговаривает. Я постоял, посмотрел, снял его с дерева и принёс. Как бы опять туда не ускакал.
– Сходи туда сейчас, может опять там,– забеспокоилась я.– Собаки могут поймать или коты.
  Дмитрий ушел по заросшему кустами и крапивой переулку.
    А Пашки  все нет.
Я  тревожно заглядывала во все уголки двора. И вдруг услышала слабый, непонятно откуда доносившийся  звук. Догадалась заглянуть в старый колодец с водой, в котором и увидела нашего питомца. Тот, видимо падая,  уцепился за сучок и повис вниз головой. Я суетливо забегала по ограде, не зная, чем ему помочь.
  Стукнула калитка. Появился Дмитрий.
Заполошно закричала:
– Скорей сюда! Пашка в яме!
   Дима заглянул в колодец. Быстро нашел суковатую палку и опустил её вниз.  Спокойно заговорил:
– Паша, лезь, не бойся.
 Ворона осторожно уцепилась за сучок клювом и лапами.
–Лезь, лезь. Не бойся. Так, так, молодец, – приговаривал муж,  тихонько поднимая палку.
 И вот наш любимец на свободе! Я восхищена и смекалкой мужа, и умом птицы.
Осторожно отцепила птицу, прижала к себе. Гладила по головке, заглядывала в глаза-бусинки. Пашка сердито вырвался и прыгнул на землю.
                ***
     Подошла осень, потом и зима подкралась. Выпал снег. Стало совсем холодно. Озаботились. Где же Пашка будет зимовать? Дима принес от знакомых  клетку и посадил его туда.  Воронёнку жильё не понравилось. Он  недовольно заворчал, забегал, яростно хлопая крыльями.
– Паша, на улице мороз, сиди здесь, – ласково уговаривал сын. Он открыл маленькую дверцу, погладил встревоженную птицу. – Хороший Паша! Смотри, мам, успокаивается и глаза закрывает.

  На следующий день в обеденный перерыв я пришла с работы и ужаснулась. Половины прутьев в клетке не было! Пашка  расхаживал по кровати, оставляя на покрывале грязно-жёлтые кружки!
   Раздраженно взяла орущего во всё горло вороненка и остановилась посреди комнаты, думая, куда его деть. Он извернулся и больно стал щипать руку.
– Ах, так? Иди на забор! Все вороны на улице живут!
    Пашка нисколько не расстроился. Сидя на штакетине у крыльца, распушил своё одеяние, прямо ёжик с поднятыми иголками, спрятал голову под крыло и замер.
– Вот и сиди!
                ***
   Прошло два дня. Большую часть времени Пашка,  нахохлившись, сидел на заборе. На третий день рядом с домом его не оказалось. Обеспокоенно прошла к курятнику. Паша, поджимая от холода то одну лапку, то другую, пританцовывал у сарая. Не успела я до конца открыть дверь, как он шмыг в курятник и – на ящик, что стоял в углу.
– Замёрз, милок! Всю осень здесь прыгал! Оказывается, местечко на зиму присматривал. А нам и невдомёк! В клетку посадили, как попугая! Прости уж, дружок.
Насыпала ему на ящик зерна. Курам  – в кормушку.
– Ну, все, определились с жильем. Теперь гора с плеч.
    Тихонько прикрывая дверь, посмотрела на Пашку. Он, не обращая на меня ни малейшего внимания, аппетитно клевал пшеницу. Куры, переговариваясь, копошились внизу. Петух недружелюбно поглядывал на нового жильца.
– Живите вместе, – успокоившись, закрыла дверь на замок.
                **** 
   Крещенские морозы давали о себе знать! Голые деревья постанывали от холода.
Старчески скрипел наш дом. Солнышко, не успевая погреть, снова пряталось за лес. Скорей бы весна.
    На горизонте, как только  забрезжит утренняя заря,  я встаю с постели. Сегодня выходной. Можно поспать подольше. Сквозь  дремоту  слушала шум ветра, возню кота. И  вдруг – заполошный крик петуха!
– Что там ещё?!
 Накинув шубейку и валенки на босу ногу, кинулась в сарай. А там!
Куры, снуя туда-сюда,  горланили. Петька с налитыми кровью глазами надрывался от крика. В его рыжую шею мёртвой хваткой вцепился Пашка и защемил огромным клювом его рубиновый гребень.
Я подскочила к ним, а браться за Пашку боюсь. Перья торчком, от злобы клокочет.
Побежала в дом  за верхонками:
– Загубит петуха!
    Наконец, отодрала вояку от Петьки. В ярости Пашка успел и меня хватануть повыше варежки. На руке выступила кровь.
– Ну и злюка, ты, Павел! – морщась, дула на больное место. – Чего не поделили? Куда тебя девать? Вот морока!
Взяла сердитого Пашку и поставила на ящик.
–Сиди тут!
    Победив петуха, Пашка стал хозяином жилища. С важным видом расхаживал по курятнику, где ему вздумается, клевал зерно из куриной кормушки.  Петька с опаской жался  к стене сарая.
  У меня стала  болеть душа:
 – Как там птицы?
      Вечером пошла их проведать. Открыв дверь, обомлела! На насесте  Пашка важно восседал среди курочек!
     Побежала в дом.
– Дима! Пашка на насесте!
Муж улыбнулся.
– Весной невиданного потомства ждать будем.
                ***
   Морозы нехотя отступили. От тёплых солнечных лучей снег стал ноздреватым.  Купол неба синий.  Глядя в бездонную синеву, душа радовалась теплу, солнцу, облакам.
    В ясный день Пашка выскочил на улицу, радостно отряхнулся и бойко взлетел на нижние ветки дерева. Восторженно закрутил головой, слушая весёлое щебетание птиц, и стал тщательно чистить чёрные лапки, полез клювом в перья – наводил утренний туалет...
   А в  один из солнечных дней  Пашка исчез. В его поисках я исходила всю округу. Нигде его не было. Вспомнилось, как недавно  сидели на крыше нашего дома две вороны и о чем-то говорили. Потом они улетели. Может и Пашка с ними? Кто знает…А нам больно:  ведь мы члена семьи потеряли
                1998г.


Рецензии