Коротковолновик. 1966 г. Полевой день

1966 год. Неожиданно из Грозного приходит бандероль, а в ней письмо. Некто предлагает мне начать осваивать двухметровый диапазон (144 мГц.). Этот некто, — коротковолновик из Грозного. Письмо к сожалению не сохранилось и лишь фамилия и его тогдашний грозненский адрес! В перспективе я должен по его (их) замыслу стать транслятором или координатором. Дело в том, что по их данным (топографическим картам) я нахожусь на высоте 700 метров над уровнем моря (это выше останкинской башни). И стало быть имея выгодное положение, могу связать скажем Грозный с Кавминводской группой: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и др. А также с Орджоникидзе и Нальчиком.

Был момент когда я однажды свёл двух коротковолновиков из Грозного и Ордженикидзе. И они сработались, правда с очень плохим уровнем сигналов, но всё же! Между Грозным, мной и Ордэжоникидзе примерно одно и тоже расстояние. Я с Грозным как по телефону, а Орджоникидзевские с Грозным, с большим-большим трудом! Вот, что значит горная и сильно пересечённая местность! Так, что не зря грозненские облюбовали моё местоположение?! И ещё один немаловажный момент! На то время я был один в нашем районе. Что сейчас там?

Действительно, находясь на значительном расстояние от этих городов мы без особого труда принимали сигналы всех телецентров. Но ребята не учли одного, что я только в их понятии нахожусь на такой высоте, но это не так. В действительности же я находился на южном склоне Терского хребта. А Пятигорск и прочие города Кавмиводской группы находились как бы в тени. Вот и получается, что те кто живёт на вершине хребта в каких-то трёхстах метрах от меня, передачи Пятигорского телецентра смотрит на комнатную антенну. А я даже со своей сложной, еле-еле просматриваю картинку! Так, что для работы транслятором я должен был выезжать на вершину горы, находящуюся в десятке километров от моего дома. Удобно это для меня? А, то! Ещё как удобно!

На Рис1. показано моё положение относительно близлежащих городов (как бы неких центров). Это станица Вознесенская. На Рис2. Показана часть топографической карты: станица и ближайшие высоты 676 и 701 метр. Моё местоположение показано жёлтым кружком. Как видите они (высоты) находятся в отдаление от меня. На Рис2а. Справочник, как бы пособие для меня. Книга конечно хорошая и полезная для тех кто тогда начинал осваивать двухметровый и другие УКВ-диапазоны, но? И хотя он у меня хранится уже более пятидесяти лет, но я им так и не воспользовался. Нет и не было у меня интереса к этим УКВ! Изложив все свои доводы я конечно ребят огорчил. Ну дык! На Рис3. показано положение линий связи на УКВ. По рисунку видно, что легче установить связь с корреспондентом за тысячи километров (за счёт отражения от ионосферы) чем по прямой на сотни километров в так называемой мёртвой зоне. На Рис4. схематически объясняется образование тени. В моём случае, в то время я находился там где голубая галочка.

В те годы мне разрешалось работать только на десятиметровом диапазоне (28-29,7 мГц.). Это конечно более гибкий диапазон чем двухметровый, но всё же... Из всей Кавминводской группы я работал только с UA6GN. У него хорошая аппаратура и антенна поднятая на высоту 30-40 метров. Грозный и Орджоникидзе же для меня были как по телефону, без проблем!

И вот как-то листая журнал «Радио» наткнулся на вот такой раздел Рис5. «Полевой день» называется. Это когда выезжают в «поле», в смысле туда где наиболее выгодное положение для связи, тем более на УКВ. Справа в верхнем углу, для примера вырезка из журнала за 1966-й год, на ту же тему. Поговорив с моим как бы коллегой по работе и радиосвязи (я официально, а он как бы радиохулиган-дальнобойщик) мы решили сделать свой «полевой день»! Конечно ни о каких-то там соревнованиях речь не шла. А вот так выбраться на вершину горы и попробовать... Сказано-сделано. И в один из выходных (летом конечно) мы поехали в направление ближайшей вершины. Куда? Вот на высоту 676! Там место безлюдное. И там же наше место работы. И кстати есть напряжение 220 В. Вдобавок и отсутствующие жители не будут КГБ беспокоить! Оставалось повесить простенькую антенну и...

Погрузили всё на велосипед и вперёд. Нет не верхом. Это по горам да ещё с таким грузом?.. Использовали как тележку, только и всего. Приехали, расположились. Всё настроил и дал вызов. Ответили только грозненские... Из-за пересечённой местности я и грозненским-то не всем был доступен. А сейчас всё изменилось. Из Орджоникидзе никто не отреагировал. Для них же я не DX. У нас с ними прямая видимость...

Проходит час, другой... Дальнего прохождения нет. А со стороны Ставропольского края тишина. Никого... Вот уже за полдень перевалило... А в эфире тишина... Как вдруг появляется мой знакомый UA6GN.
 — Ты чего не отвечаешь? Здесь все тебя зовут, а ты молчишь? Все уже с ума посходили... Для них же из Грозного и Орджоникидзе ни с кем и никогда, — мёртвая зона! Странно?! Меня зовут, а я никого не слышу? Но ведь грозненских слышу и ещё GN из Ставропольского края?.. Что-то здесь не так?! И вот когда солнце начало клониться к западу... Развинтил я свой приёмник и?..

Если Вы уважаемые читатели когда-нибудь имели отношение к выпуску какой либо аппаратуры, то наверняка знаете о существование испытательных станций? Это там где испытывают аппаратуру на соответствие технических условий (ТУ). Её (аппаратуру): нагревают, охлаждают, поливают водой и? Правильно, подвергают всяким вибрациям, тряскам, ударам... Вот и мой приёмник подвергся таким испытаниям... Пока он стоял дома, то все мои пайки «тяп-ляп» держались, а как только, так сразу! Всё отлетело и? И я с утра и до вечера принимал только самые мощные сигналы! Усилитель высокой частоты практически был отключен. Быстро припаял и всё заработало! Народу в эфире как на восточном базаре, но? Но ажиотаж вокруг моего внезапного появления спал... Все обиделись за мою «тупость» и уже не реагировали на мои вызовы! Вот и вечер приблизился, мы быстренько свернулись и домой. Так вот и закончился мой первый и как оказалось, последний «Полевой день»!


Рецензии